Заявление Преображенского, Радека и Смилги в Центральную Контрольную Комиссию ВКП(б) от 22.VI.1929 г. Приложение № 4 к п. 27 пр. ПБ № 86.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.06.22
Метки: 
Источник: 
http://sovdoc.rusarchives.ru
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 746. Л. 12-15.
Приложение № 4
к п. 27 пр. ПБ № 86.

Заявление Преображенского, Радека и Смилги в Центральную Контрольную Комиссию ВКП(б) от 22.VI.1929 г.

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим заявляем о своем согласии с генеральной политической линией партии и нашем разрыве с оппозицией (т. е. тем течением, которое на основе политической линии Л. Троцкого, нашедшей свое выражение в тезисах от 20 апреля 1929 г., оформилось организационно вокруг так называемого “Всесоюзного Центра большевиков-ленинцев”).

Мы считаем политику индустриализации страны, выраженную в конкретных цифрах пятилетки, программой социалистического строительства и укрепления классовых позиций пролетариата. Осуществление пятилетки решает основные задачи революции на данном отрезке времени и поэтому мы считаем нашим большевистским долгом принять активное участие в борьбе за ее проведение в жизнь.

Мы поддерживаем борьбу с кулаком (аграрный капитализм), который в течение последних лет ведет упорные атаки на экономические позиции пролетарской диктатуры.

Мы приветствуем политику широкого строительства совхозов и колхозов — этих рычагов социалистического преобразования деревни.

Мы одобряем все шаги партии в направлении самостоятельной организации крестьянской бедноты, так как только прочно опираясь на бедноту и в союзе с середняком пролетариат может осуществлять политику социалистического строительства и борьбы с капиталистическими элементами. Только совхозное и колхозное строительство создает материальную базу для политической организации бедноты и батрачества, которая со своей стороны единственно в состоянии обеспечить успешное выполнение совхозного и колхозного строительства. Этим гарантируется в перспективе прочное решение продовольственной и сырьевой проблемы для социалистической промышленности и создается новая основа для смычки пролетариата с большинством деревни.

Мы поддерживаем борьбу с бюрократизмом в аппаратах государства и партии.

Мы надеемся, что энергичное развертывание ее, на основе мобилизации инициативы трудящихся масс, позволит выполнить задачу, которую настойчиво ставил перед партией Ленин до последних дней своей жизни.

Мы поддерживаем, борьбу с правыми, объективно отражающими недовольство капиталистических элементов страны и мелкой буржуазии, проводимой партией политикой социалистического наступления.

Мы поддерживаем политику Коминтерна, ведущего непримиримую борьбу с социал-демократией. Равным образом, мы считаем правильной решительную борьбу с реформизмом в профдвижении, раскаливающим пролетариат на организованный и неорганизованный. Мы считаем правильным поворот к новой тактике в профсоюзном движении на западе и стремлении к самостоятельному руководству экономической борьбой пролетариата, предаваемого профсоюзной демократией, в интересах трестированного капитала.

Мы вместе с партией и VI конгрессом Коминтерна считаем, что основной опасностью в коммунистическом движении является правая опасность, на преодолении которой должны быть сосредоточены главные усилия коммунистов всех стран.

х х х

Мы порываем идейно и организационно с Л. Д. Троцким и его единомышленниками (“Всесоюзный Центр большевиков-ленинцев”). Мы расходимся с ним в следующих основных вопросах, определяющих всю линию политического поведения группы Троцкого.

Мы считаем идейной основой коммунизма ленинизм. С теорией перманентной революции Л. Д. Троцкого ничего общего не имеем. Развитие русской и китайской революции с полной очевидностью доказало ее непригодность и неправильность. Отстаивание этой теории является ничем иным, как ревизией ленинизма. Практическое ее применение привело бы пролетариат к изоляции от его классовых союзников и к его поражению.

Мы решительно отметаем ту оценку классовой природе соввласти и партийного руководства, которая дается Троцким и его единомышленниками.

Троцкий и его единомышленники считают совправительство блоком реакционных рабочих и сельской мелкой буржуазии, мы же считаем, несмотря на все бюрократические извращения советского аппарата и элементы перерождения, советскую власть диктатурой пролетариата.

В полном соответствии со своими неправильными взглядами на ленинизм и природу соввласти, Троцкий развивает свою тактическую и организационную политику.

Лозунг тайного голосования ведет не к закреплению позиций пролетарской диктатуры, а открывает двери термидорианским силам.

Требование легализации фракций внутри партии и отвлеченной свободы критики, выдвигаемой Троцким, не является большевистским. Большевики должны требовать внутрипартийной демократии, как гарантии участия пролетариата в решении всех основных вопросов революции, но не могут добиваться свободы влияния мелкобуржуазных тенденций на пролетариат.

В то время, как наши разногласия с партией уменьшались и поворот к партии и возвращение в нее становилось абсолютной необходимостью, Л. Д. Троцкий и его единомышленники, благодаря своей неправильной оценке соотношения классовых сил и отходу от ряда основных положений ленинизма, оказывались все дальше и дальше от партии.

Только этим можно объяснить выступление Л. Д. Троцкого со статьями в буржуазной печати, которое мы резко осуждаем, и создание Всесоюзного центра большевиков-ленинцев, что является еще одним шагом к образованию новой партии.

Не будучи в состоянии противопоставить генеральной линии партии и программе пятилетки свою собственную положительную программу действий для рабочего класса и сосредотачивая все внимание на критике политики партии, эта группа неизбежно осуждена переродиться в организацию дезориентированных и недовольных людей, не имеющих никакой серьезной базы в сознательной массе пролетариата и эксплуатирующих лишь то несоответствие, которое неизбежно существует между потребностями рабочего класса и возможностями их удовлетворения в переживаемый нами кризисный период социалистического строительства.

х х х

Партия наметила генеральную линию в своей политике, которая представляет собой продвижение пролетарской революции в СССР вперед. Она эту линию осуществляет в тяжелых классовых боях, острота которых будет усиливаться. Бюрократ будет всеми силами сопротивляться росту участия масс в управлении хозяйством и государством. Кулак и нэпман будут срывать весь план выхода из кризиса на социалистических путях.

Мобилизация этих масс становится решающим условием проведения пятилетки и всей политики партии. Массы же можно мобилизовать для борьбы с кулаком, нэпманом и бюрократом только улучшая их положение, доказывая им на деле, что проведение партийной линии означает рост их благосостояния. Борьба за улучшение положения рабочих требует от самих рабочих масс повышения производительности труда, трудовой дисциплины, от партии, профсоюзов — чуткости к материально-бытовым интересам масс, преодоления бюрократической косности, срывающей часто политику партии. В этой напряженной работе партии для проведения генеральной линии долг всякого коммуниста принять по мере сил участие. Для осуществления именно этой задачи, мы хотим вернуться в партию, бороться и побеждать вместе с ней.

х х х

Подводя итоги нашим разногласиям с большинством партии за несколько лет, мы должны заявить следующее:

Самый важный вывод, который мы делали из политики ЦК партии, заключался в том, что эта политика неизбежно ведет на определенной стадии к скату от диктатуры пролетариата и Ленинского пути к термидорианскому перерождению власти и ее политике и к сдаче без боя завоевания Октябрьской революции. Самое важное обвинение, которое мы предъявляли руководству партии, заключалось в том, что это руководство, хотя и против своей воли, способствует такому скату, не борется с элементами перерождения в партии и с ее правыми элементами и в наиболее острый момент экономического кризиса будет искать выхода на путях правой политики, на путях уступки кулаку, отказа от монополии внешней торговли и капитуляции перед мировым капитализмом. Эти наши опасения на счет такого исхода событий, которые привели нас к созданию обособленной от партии фракционной организации и к неслыханно резкой в истории партии борьбе (нелегальные типографии, выход на улицы 7‑го ноября и т. п.) не оправдались.

Когда перед большинством партии хлебная стачка кулачества, т. е. открытое нападение классового врага, ребром поставила вопрос о том, на каком пути искать выхода из хозяйственных затруднений и продовольственного кризиса и обострения товарного голода, большинство партии взяло курс на решительную борьбу с аграрным капитализмом, на усиление темпа индустриализации, на увеличение капитальных вложений в промышленность, в особенности в тяжелую индустрию, на путь дальнейшего вытеснения частного капитала, также на путь резкой борьбы с правами элементами в партии.

Эта борьба с капиталистическими элементами в стране и с правыми элементами в партии показала на деле, что классовая обороноспособность партии оказалась не подорванной под действием предыдущего периода относительно мирного существования и развития бок о бок с государственным хозяйством пролетариата — аграрного капитализма, несмотря на перерождение отдельных звеньев партии.

Мы просим о нашем возвращении в партию.

Мы обращаемся к нашим единомышленникам по оппозиции следовать нашему примеру. Они должны понять, что остающиеся еще разногласия не оправдывают обособленного организационного существования, и тем более борьбы с партией. Только вместе с партией, на основе ленинской политики, мы можем успешно бороться за торжество мировой революции и коммунизма.

Е. Преображенский, К. Радек.

По поручению больного И. И. Смилги (К. Радек)

22.VI.1929 г.