6. Сводная таблица о проведении приказа №00447 на Украине

Составленная авторами сводная таблица является наиболее полным на сегодняшний день обобщением статистических данных о планировании и проведении массовой операции согласно приказу № 00447 на Украине с июля 1937 г. по ноябрь 1938 г.1

Таблица содержит следующие сведения:

1.    Запланированная в ходе подготовки операции численность контингентов, подлежавших репрессиям.

2.    Лимиты приказа № 00447, утвержденные 30 июля 1937 г.

3.    Данные о повышении лимитов.

4.    Данные о количестве арестованных и осужденных.

Во многих случаях эти сведения дополнительно разбиваются по принадлежности к различным целевым группам операции. В качестве сравнительной величины в таблице приводятся соответствующая численность населения и процентное соотношение числа жертв к общей численности населения, что позволяет отслеживать степень интенсивности преследований270 271. В графе «Всего» обобщены имеющиеся данные как в целом по Украине, так и по каждой области в отдельности.

В таблице в первую очередь отображается взаимодействие Политбюро ЦК ВКП(б) и центрального аппарата НКВД СССР, республиканских структур Украины, а также областного партийного и чекистского руководства в ходе утверждения контингентов жертв (лимитов) по первой (высшая мера наказания) и по второй (лагерное или тюремное заключение на срок от 8 до 10 лет) категориям. Многочисленные запросы о повышении лимитов демонстрируют репрессивное рвение мест, провоцировавшееся и подогревавшееся Политбюро ЦК ВКП(б) и руководством НКВД. Интересы московского центра и украинского республиканского руководства отображаются прежде всего при сравнении численности утвержденных лимитов по первой и второй категориям. При этом можно констатировать однозначную тенденцию превалирования смертной казни. В целом же практика запросов и утверждения лимитов оказывается ничем иным, как бюрократически регулируемым механизмом управления и контроля, предоставлявшим местным органам ВКП(б) и НКВД значительное пространство для опережающего подчинения. Рубрики, содержащие данные о численности арестованных и осужденных, демонстрируют не столько переменчивость отношений между центром и периферией, сколько динамику преследований.

Кроме того, в таблице сравнивается реализация «кулацкой операции» в различных областях Украины. При этом запросы о повышении лимитов как в отношении общего числа жертв, так и по каждой категории в отдельности отображают специфические интересы периферии. Сравнение процентного соотношения общего количества осужденных и количества репрессированных по первой и второй категориям в отдельности наглядно показывает «градус» репрессивности. Репрессивные циклы, равно как и максимумы преследований в отдельных областях Украины, становятся очевидными с помощью датировки хода событий и соответствующих цифровых данных.

В отношении Украины цифры арестованных и осужденных являются в целом достаточно полными. Практически нет пробелов в данных о запросах и предоставлении лимитов. Здесь также были использованы статистические данные, источником которых выступал республиканский центр. При оперировании этими практически полными цифрами можно констатировать только незначительное расхождение между общим числом осужденных и совокупным размером утвержденных лимитов. Все сомнения в безусловной надежности сводных чисел, приведенных в отчетах центрального аппарата НКВД СССР (см. рубрики «не ранее 01.01.1938» и «не ранее 01.03.1938»), разрешаются сравнением данных центральной статистики о количестве арестованных и осужденных с данными, полученными в результате обработки протоколов троек управлений НКВД отдельных областей Украины. Тем не менее многие вопросы о практике подсчетов и порядке отчетности в ходе массовой операции остаются открытыми. Значение терминов и расшифровка сокращений в отдельных рубриках приводятся и объясняются при первом же их упоминании.