Копия заявления Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Г.Л. Пятакова и др. о партийных разногласиях (измененный текст после заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 14.Х.26 г.). 15 октября 1926 г.

Реквизиты
Тема: 
Государство: 
Датировка: 
1926.10.15
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.185 Л. 178-180

ЗАЯВЛЕНИЕ.

 На XIV съезде и после него мы разошлись с  большинством съезда и ЦК по ряду принципиальных вопросов. Наши взгляды изложены в официальных документах и речах, произнесенных нами на съезде, на пленумах ЦК и в Политбюро. На почве этих взглядов мы стоим полностью и сейчас.

В вопросе о недопустимости фракционности мы стоим на почве решений Х, XIII и XIV съездов и считаем своей обязанностью проводить эти решения на деле.

Вместе с тем, мы считаем своим долгом открыто признать перед партией, что в борьбе за свои взгляды мы и наши единомышленники в ряде случаев допустили шаги, являвшиеся нарушением партдисциплины и выходящие за установленные партией рамки идейной борьбы внутри партии на путь фракционности. Считая этот путь ошибочным, мы заявляем, что решительно отказываемся от фракционных методов защиты наших взглядов, в виду опасности этих методов для единства партии, и призываем к тому же всех товарищей, разделяющих наши взгляды. Мы призываем к немедленному прекращению всех фракционных группировок, складывавшихся вокруг взглядов «оппозиции». Одновременно мы признаем, что дискуссия начата была нами (в Москве и Ленинграде) неправильно, без соответственного постановления руководящих органов партии.

Неправильно было упоминание на XIV съезде о Стокгольмском съезде — ибо, хотя т. Н.К. Крупская ни в каком случае не имела этого в виду, это упоминание могло быть понято в смысле перспективы раскола или угрозы расколом. Такого рода перспективу мы единодушно отвергаем, как гибельную и ничего общего не имеющую с нашей позицией.

Мы решительно осуждаем такую критику Коминтерна или политики нашей партии, которая (критика) переходит в травлю, ослабляющую положение Коминтерна, как боевой организации мирового пролетариата, или СССР, как первого государства пролетарской диктатуры. Не только агитация Корша и ему подобных, порвавших с коммунизмом, но и всякого, переходящего эти границы, всегда встретит наш решительный отпор. Мы категорически отрицаем право тех, кто ведет какую бы то ни было агитацию против СССР и Коминтерна, претендовать на какую-либо солидарность с нами.

Признавая право каждого члена Коминтерна отстаивать свои взгляды в пределах устава и решений конгрессов Коминтерна и ИККИ, мы считаем абсолютно недопустимой прямую или косвенную поддержку фракционности каких бы то ни было групп в отдельных секциях Коминтерна против линии Коминтерна, будь то группа Суварина во Франции, группа Маслова-Фишер, Урбанса-Вебера в Германии, группа Бордиги в Италии или какая-либо другая группа — независимо от того, как она относится к нашим взглядам.

Взгляды Оссовского, выраженные в его статье, и Медведева, как они изложены в тексте письма Медведева, подвергнутся разбору в «Правде» (теория «двух партий»), проповедь ликвидации Коминтерна и Профинтерна, попытки объединения с с.-д., расширения концессионной политики за пределы, установленные Лениным, и т. п., мы считали и считаем глубоко ошибочными, анти-ленинскими и в корне противоречащими нашим взглядам. Оценку, данную Лениным платформе «Рабочей Оппозиции», защищавшейся т. т. Шляпниковым и Медведевым, — мы разделяли и разделяем полностью.

Постановления XIV съезда, ЦК и ЦКК мы считаем для себя обязательными, будем им подчиняться и проводить их в жизнь. К тому же призываем всех товарищей, разделяющих наши взгляды.

Свои взгляды каждый из нас обязуется отстаивать лишь в формах, установленных уставом, решениями съездов и ЦК, в убеждении, что то, что в этих взглядах правильно, будет принято партией в ходе ее дальнейшей работы.

***

В течение последних месяцев ряд товарищей был исключен из партии за те или другие нарушения партийной дисциплины и применение фракционных методов в борьбе за взгляды оппозиции. Из всего сказанного выше ясна политическая ответственность нижеподписавшихся за эти действия. Мы выражаем твердую надежду на то, что фактическое прекращение фракционной борьбы со стороны оппозиции, в связи с настоящим нашим заявлением, откроет возможность исключенным товарищам вернуться в ряды партии.

Г. ЗИНОВЬЕВ

Л. КАМЕНЕВ

Г. ПЯТАКОВ

Г. СОКОЛЬНИКОВ

Л. ТРОЦКИЙ.

15 октября 1926 г.