О мерах по усилению антирелигиозной работы. (Окончательная редакция, принятая комиссией ПБ на основании постановления ПБ от 24 января 1929 г. протокол № 61, п. 4). Приложение № 1 к п. 4 пр. ПБ № 61.

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1929.01.24
Метки: 
Источник: 
http://sovdoc.rusarchives.ru
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 723. Л. 9-11.
Приложение  № 1
к п. 4 пр. ПБ № 61.

Секретно

О мерах по усилению антирелигиозной работы.

(Окончательная редакция, принятая комиссией ПБ на основании постановления ПБ от 24 января 1929 г. протокол № 61, п. 4).

1. Несмотря на оживление деятельности религиозных организаций и продолжающиеся их попытки приспособиться к изменившимся социальным условиям, ЦК констатирует, что в СССР происходит процесс изживания религиозности, который характеризуется разложением старых форм христианства и отчасти мусульманства, увеличением рядов членов “Союза безбожников”, замедлением роста сектантства в некоторых районах, отходом рабочих и части крестьян от празднования религиозных праздников, постепенным внедрением новых бытовых форм в среду крестьянства, непрерывным ростом доверия к советской школе, уменьшением количества и падением авторитета конфессиональных школ на Востоке, активной поддержкой учительством антирелигиозного воспитания в школе, усилением общественного движения рабочих и крестьян к пользу закрытия молитвенных учреждений и т. д.

Вместе с тем усиление социалистического строительства и социалистического наступления на кулацко-нэпманские элементы вызывает сопротивление буржуазно-капиталистических слоев, что находит свое яркое выражение и на религиозном фронте, где наблюдается оживление различных религиозных организаций, нередко блокирующихся между собой, использующих легальное положение и традиционный авторитет церкви.

Церковные и религиозные организации используют трудности социалистического строительства в целях мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны и контр-наступления на мероприятия советской власти и компартии.

ЦК обращает особенное внимание на то, что деятельность некоторых религиозных организаций усиливается в последнее время, даже в некоторых рабочих районах. Приток в промышленность и на строительные работы новых кадров рабочих из деревни, несомненно, приносит влияние деревенских настроений, а наличие хозяйственных затруднений усиливает это влияние, вызывая такие явления, как сборы на постройку храмов в Собинке и других пунктах Владимирской губ., на Ярцевской мануфактуре в Смоленской губ., в Пермском и Кубанском округах и т. д., местами массовое вовлечение рабочих в сектантские организации, в частности, создание хрмстомольских евангелических и баптистских кружков, братств и “сестрнчеств” и т. п.

С усилением классовой борьбы в деревне, как одна из форм этой классовой борьбы, особенно усиливается деятельность религиозных организаций среди реакционных и малосознательных прослоек крестьянства. Деятели религиозных организаций принимают активное участие в антисоветской работе кулачества, часто используя церковные советы, как аппараты своего влияния в перевыборах в советы, агитируя против сдачи хлеба заготовительным органам, против советской школы и мероприятий по коллективизации и социалистическому переустройству сельского хозяйства, против деятельности партии, комсомола, юношеского движения, нашей работы среди женщин и против других общественных и культурных мероприятий соввласти и партии.

Особенно же усиливается деятельность сектантских организаций — евангелистов, баптистов, адвентистов и др., а также католических, связанных с капиталистическими организациями Европы и Америки, использующих более утонченные приемы борьбы за влияние, приспособляющихся к происшедшим в стране социальным изменениям и сдвигам и нередко прикрывающих свою деятельность вывеской колхозов, используя для этого иногда госсредства и кредиты.

2. Единственная антирелигиозная организации в стране — “Союз безбожников” за последние годы достиг, несомненно, положительных результатов, вырос численно, создал вокруг себя некоторый актив из беспартийных рабочих и крестьян безбожников, упрочил издание и распространение антирелигиозной периодической и непериодической литературы и улучшил ее качество, разработал более тщательно меры антирелигиозной пропаганды на основе выработки научного материалистического мировоззрения.

Однако, ЦК считает необходимым обратить внимание на то, что “Союз безбожников” в настоящее время еще не представляет собой достаточно массовой организации и достаточно значительной силы, способной мощно противостоять активности религиозных организаций. Относительно он все еще малочислен, недостаточно растет за счет беспартийных трудящихся слоев, женщин, молодежи и бедняцко-середняцкой части крестьянства и рабочих крупных предприятий, недостаточно централизован, мало связан на местах с различными научными учреждениями, лабораториями, музеями, добровольными обществами и т. д., слабо втянул в дело антирелигиозной работы передовую сельскую интеллигенцию, естественно-научные и художественные силы, недостаточно используя для борьбы с религией общепартийную и советскую печать на местах.

ЦК партии обращает внимание на то, что партийные, комсомольские к другие общественные организации, оказывают “Союзу безбожников” и делу антирелигиозной пропаганды слишком незначительную поддержку (из 128 парткомов за январь-июнь 1928 г. 64 совершенно не обсуждали вопросов антирелигиозной пропаганды), а парткомы, где этот вопрос стоял на обсуждении, в большинстве случаев ограничивались принятием резолюций общего характера, без обеспечения фактических возможностей их осуществления. ВЛКСМ почти совершенно не уделяет внимания систематической антирелигиозной пропаганде. В профсоюзах, в подавляющем большинстве, антирелигиозная работа не ведется, а кое-где наблюдается нейтралистское отношение к вопросу о религии. В Красной армии также не поставлена систематически массовая антирелигиозная пропаганда. Антирелигиозная печать все еще незначительная, а общая периодическая печать (газеты и журналы) не уделяют достаточного внимании вопросам антирелигиозной пропаганды. В кино, театрах и других формах массового художественного воздействия и воспитания до сих пор не уделено достаточного внимания задачам антирелигиозной пропаганды. Таким образом, религиозные организации не встречают серьезного отпора своей деятельности.

3. ЦК обращает внимание на то, что успехи антирелигиозной пропаганды тормозятся тем, что в рядах партийцев, комсомольцев, членов профсоюзов и других советских организаций, наблюдается недооценка таких явлений, как усиление реакционного влияния религиозных организаций не только на широкие массы рабочих и крестьян, но кое-где, в особенности на мусульманском Востоке и в Белоруссии, и на низовой аппарат советской власти; недооценка таких явлений, как политические выступления сектантов, как развитие религиозной печати, как пропитывание религиозными и мистическими идеями художественной литературы, как широкое разлитие хозяйственной и организационной деятельности сектантских обществ (развитие сектантских кооперативов, сектантских касс взаимопомощи при них, работы по презрению, благотворительности и проч.); как работа религиозных организаций среди женщин и детей; как проникновение служителей культа в общественные организации; как отсутствие борьбы с хозяйственным обслуживанием советскими организациями религиозных праздников и т. п.

Но и там, где ведется борьба с религиозными влияниями она часто ведется неправильно. С одной стороны, вместо углубленной антирелигиозной пропаганды в массах, подпадающих под влияние религиозных организаций, пропаганды, тесно увязанной со всем социалистическим строительством, ведется поверхностная антиклерикальная борьба с попами; кое-где имеет место огульное применение мер административного характера: закрытие церквей, административное запрещение исполнения религиозных обрядов (на Востоке) без серьезной общественной надобности и без серьезной необходимой подготовки общественного мнения трудящихся. Это иногда не только не ослабляет, а еще более усиливает влияние духовенства и сектантов.

С другой стороны, наблюдается часто другого, рода неправильный подход. Считается недопустимым какое бы то ни было применение административных мер к сектантским или религиозным обществам. Этим пользуются главари сект, развертывая сплошь и рядом под флагом религиозной пропаганды, пропаганду антисоветскую, призывая к неисполнению советских законов и распоряжений советской власти. Такая деятельность, конечно, не может быть терпима. Но каждая административная мера принимаемая в целях прекращения такой деятельности, должна сопровождаться разъяснением трудящимся массам, что административные меры принимаются против антисоветской, а не религиозной деятельности религиозных обществ, не являются “гонениями” на веру, гонениями за самое отправление религиозного культа.

Надо при этом различать деятельность верхушки религиозных организаций от религиозных настроений массы. Для верхушки религиозных организаций, религиозные верования сплошь и рядом служат лишь прикрытием их антисоветской деятельности. Религиозные настроения массы коренятся в большинстве случаев в медленном темпе развития социалистического строительства. Надо научиться умелой агитацией ослаблять влияние вожаков и вовлекать массы в широчайшее участие в советском строительстве, будя и организуя их на этой почве около советов.

4. В целях преодоления отмеченных недостатков в области борьбы с религией, ЦК предлагает:

а) партийным и комсомольским организациям немедленно организовал» систематическое руководство антирелигиозной пропагандой, обращая внимание, прежде всего, на практическое осуществление принятых ранее решений как в центре, так и на местах, особенно по вопросам антирелигиозного воспитания партийной и комсомольской и пионерской массы, изживая недооценку важности с борьбы с религией, борясь со всякими колебаниями в своих рядах, празднованием у себя религиозных праздников, соблюдением религиозных обрядов и т. п. Всемерно поддерживая деятельность единственного антирелигиозного добровольного общества — “Союза безбожников”,— вливать членов своих организаций — особенно могущих вести антирелигиозную и культурно-просветительную работу в массах — в “Союз безбожников” партия и комсомол должны обязать своих членов вербовать в этот союз беспартийных рабочих и крестьян и принимать активное участие в борьбе с религией. Особое внимание должны обратить партийные и комсомольские организации на широкую постановку антирелигиозной пропаганды среди женщин, опираясь в этой работе на деятельность женотделов, вовлекая в активную борьбу с религией делегатские собрания, усиливая антирелигиозную работу в рабочих центрах влияния сектантских и других религиозных организаций партийные и комсомольские организации должны в деревне надлежащим образом направить борьбу с религией в колхозах и совхозах, среди батрачества и деревенской бедноты, делая эти слои и группы крестьянства опорой в антирелигиозной борьбе в деревне, связывая эту борьбу с повседневными задачами социалистического строительства, с переустройством быта деревни, с ее культурным подъемом.

б) Особо трудная задача выпадает в деле антирелигиозной пропаганды на профсоюзы, которые по своей структуре находятся в особом положении — в их состав входят и религиозные рабочие, поэтому от профсоюзов требуется тем большая энергия, упорство, настойчивость в постановке антирелигиозной пропаганды. Фракциям профсоюзов решительно необходимо преодолеть наблюдающееся в ряде случаев безразличное отношение к вопросам антирелигиозного воспитания членов профсоюзов, памятуя, что без борьбы с религиозностью рабочих профсоюзы не могут выполнять своей основной задачи — быть школами коммунизма. Особенное внимание уделить антирелигиозному воспитанию женщин (союз текстилей, союз нарпит) и отсталых слоев рабочего класса (недавним выходцам из деревни, сезонникам, безработным — союз сельхозлесрабочих и т. д.), предоставляя помещения клубов, средства и культурно-просветительные силы для антирелигиозной работы.

в) Фракциям советов необходимо взять на себя инициативу в разработке ряда мероприятий, около проведения которых можно было организовать широкие массы на борьбу с религией, правильное использование бывших монастырских и церковных зданий и земель, устройство в бывших монастырях мощных сельхозкоммун, сельско-хозяйственных станций, прокатных пунктов, промышленных предприятий, больниц, школ, школьных общежитий и т. п. не допуская ни под каким видом существование в этих монастырях религиозных организаций. Причем обсуждение вопросов, связанных с характером использования всех этих помещений и хозяйств, необходимо ставить на широких массовых собраниях, а не только решать в руководящих органах советов (исполкомах).

г) Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося, в так называемом, безрелигнозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно учителей школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы, обратив особое внимание на школы второй ступени, ассигнуя специальные средства по линии Главполитпросвета, Главпрофобра и Главсоцвоса. Поставить задачей организацию в ближайшее время антирелигиозного отделения в ИКГI для подготовки высококвалифицированных антирелигиозников, а также использовать с этой целью РАНИОН и Коммунистическую Академию, закреплять и расширять практику организации вечерних и воскресных рабочих антирелигиозных курсов и университетов и других общественных форм подготовки антирелигиозного актива из среды рабочих.

д) Признать необходимым регулярное и более глубокое освещение вопросов борьбы с религией на страницах периодической прессы, особенно в газетах и массовых журналах.

е) Главполитпросвету обратить особое внимание на развитие и укрепление сети политпросвет-учреждений в местах наибольшего влияния сектантских и других религиозных организаций: изб-читален, народных домов, тимирязевских и антирелигиозных музеев и кабинетов, библиотек, снабжая эти учреждения кино-передвижками, радио-установками, организуя цикл антирелигиозных лекций и снабжая их антирелигиозной литературой.

ж) Главискусству оказывать поддержку и поощрение работников искусства в деле создания антирелигиозных театральных и кинопьес, беллетристики, живописных и других художественных произведений, избегая балаганщины и произведений, могущих обострить религиозный фанатизм.

з) Главлиту, оказывая поддержку издательской работе ЦССБ и местных “Союзов безбожников” решительно бороться в то же время с тенденцией религиозных издательств, как к массовому распространению, так и к выходу в своей пропаганде за пределы строго религиозных вопросов. Точно также бороться против издания мистических произведений.

и) Обратить внимание Госиздатов на недопустимость издания мистических произведений и переиздания художественных произведений с ярко выраженными религиозными и мистическими тенденциями. В отношении классиков — не допускать к изданию таких произведений, как массовой литературы. Обратить особое внимание на перевод и издание антирелигиозной художественной литературы для детей и юношества.

к) Комитету по делам печати включить в план первоочередного снабжения бумагой издательство “Союза безбожников” и прекратить снабжение бумагой религиозных издательств и организаций.

л) Наркомвнуделу и ОГПУ не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации (церковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т. п.) являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы. НКВД обратить внимание на то, что до сих пор жилые и торговые муниципализированные помещения сдаются в аренду под молитвенные дома, нередко в рабочих районах. Школы, суды, регистрация гражданских актов должны быть полностью изъяты из рук духовенства. Партийным комитетам и исполкомам необходимо поставить вопрос об использовании загсов в целях борьбы с поповщиной, церковными обрядами и пережитками старого быта.

м) Кооперативным организациям и колхозам обратить внимание на необходимость овладеть вегетарианскими столовыми и другими кооперативными объединениями, созданными религиозными организациями и сектантами под видом кустарно-промышленных и других кооперативных объединений. Кустпромсоюзу озаботиться созданием новых кустарных промыслов в районах изготовления предметов религиозного культа (иконописи и т. п.).

н) ПУР-у необходимо включить вопросы антирелигиозной пропаганды в повседневную воспитательную работу в Красней армии, ставя целью подготовку из красноармейцев активных антирелигиозников для деревни, увязывая антирелигиозную пропаганду с обсуждением хозяйственных и других вопросов, касающихся деревни и подробно освещая классовую роль религии и религиозных организаций при царизме, а также роль антирелигиозной организации в капиталистических странах, особенно в период империалистической войны, гражданской войны. Необходимо в общей системе политвоспитания обратить внимание на более углубленное атеистическое просвещение командного состава.

о) Фракциям добровольных обществ (особенно ОДН, Осоавиахим, Техмасс, Борьбы с алкоголизмом, Юннат, Шеф. обществу и др.) в воспитательной работе необходимо уделять также внимание вопросам борьбы с религией, увязывая ее с своими основными задачами.

п) Советским и хозяйственным организациям решительно изжить практику хозяйственного обслуживания религиозных праздников, а тем организациям, которые используют труд сектантов трудармейцев, отчислять средства на ведение политпросветработы среди трудармейцев, обратив внимание “Союза безбожников” и Политпросвета на необходимость постановки среди них антирелигиозной работы.