Справка о контр-революционных троцкистских организациях вскрытых в угольной промышленности. 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937
Метки: 
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.47 Л.114-118

ПО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Контр-революционная троцкистская организация в системе треста «Шахтантрацит» (Азово-Черноморский край), помимо устройства диверсионных актов — взрывов, затоплений шахт и других аварий, вела активную вредительскую работу на шахтах. На шахте № 13 Богураево-Горнецкого рудника проведена следующая вредительская работа:

В 1935 г. участники организации БОЛГОВ и ШКУРОПАТ сорвали подготовительные работы по проходке западного уклона шахты.

2) В том же году БОЛГОВ и АНТИПОВ — быв. десятник шахты № 18 выработку уклона на восточном участке шахты вели одинарным сечением, вместо того, чтобы вести ее двойным сечением.

3) На протяжении всего 1935 г. из имевшихся 2-х врубовых машин использовалась только одна, вторая же машина под предлогом отсутствия на ней некоторых частей в работу не пускалась.

4) БОЛГОВ и ШКУРОПАТ срывали крепежные работы на западном коренном штреке.

Арестованный по данному делу БОЛГОВ А.К., бывший заведующий шахтой № 13 на допросе 8/XII–1936 г. показал:

«В 1935 г. мной вместе со ШКУРОПАТОМ были сорваны подготовительные работы по проходке западного капитального уклона шахты № 13. С этой целью уклон проводился нами без людского хода. В результате, после того, как было пройдено 100 метров, проходку дальше вести нельзя было, так как не было вентиляции, которая должна была проходить через людской ход. Этим было остановлено прохождение уклона на 3 месяца, пока не был сделан людской ход.

В начале 1935 года мной, с целью снижения угледобычи, с участием АНТИПОВА, выработка уклона на восточном участке шахты № 13 велась одинарным сечением, вместо того, чтобы вести ее двойным сечением, капитально. В результате, на наиболее богатом месторождении шахты, вместо 6000 тонн угля месячной добычи, угля бралось 3000 тонн.

На протяжении всего 1935 г. мной из имеющихся 2-х врубовых машин использовалась только одна, вторая же под предлогом отсутствия на ней некоторых частей в работу не пускалась. Отремонтировать машину было легко, но я сознательно этого не делал. Врубовая машина давала бы не менее 100 тонн угля в сутки.

Я с участием ШКУРОПАТА организовал в феврале-марте мес. 1935г. завал западного коренного штрека. Для того, чтобы вывести этот штрек из строя, я дал указание ШКУРОПАТУ, являвшемуся в то время нач. участка, не производить крепления (не ставить рам). Официально я мотивировал это тем, что уголь в штреке весь выработан. На самом деле уголь был и штрек мог бы давать несколько тысяч тонн угля в месяц.

В результате наших вредительских действий штрек завалился и был списан с баланса.»

На шахте № 4 Богураево-Горняцкого рудника участниками организации БОГАЧЕВЫМ и БЫКОВЫМ в 1936 году проведена вредительская работа:

1) Затянуто прохождение вертикального ствола, что сорвало подготовку к эксплуатации горизонта 400 с западной стороны.

2) Умышленно приостановлены работы по прохождению полевого штрека и квершлага горизонта 100.

3) При прохождении шкивного гезенка горизонта 270 порода была выпущена на штрек, что задержало работы по прохождению гезенка.

4) Шахты систематически недоснабжались бурильными молотками и сжатым воздухом.

Арестованный по этому делу БОГАЧЕВ П.Т., бывший начальник участка шахты № 4, на допросе 14/XI–1936 г. показал:

«Из вредительских актов, в которых я принимал личное участие и которые были организованы БЫКОВЫМ, могу указать на следующие:

1. Нами было затянуто прохождение вертикального ствола. В результате, шахта вместо 350 тонн, которые она могла бы вырабатывать в сутки, давала и дает только до 200 тонн угля, так как горизонт 400 с западной стороны к эксплуатации подготовлен не был.

2. Во время прохождения шкивного гезенка горизонта 270 порода была выпущена нами на штрек, что создало задержку работ по прохождению гезенка. Следствием этого явился срыв подготовительных работ и оттяжка эксплуатации горизонта 400.

3. Нами были приостановлены работы по прохождению полевого штрека и квершлага горизонта 100, отчего ножка вентиляционного штрека этого же горизонта уходила. Этим самым срывалась доставка лесоматериалов в уступы и снималась угледобыча.

4. Угледобыча также срывалась нами путем недоснабжения бурильными молотками и сжатым воздухом (восточный участок на горизонте 270 и 400).»

На шахте имени Максима Горького участник контрреволюционной организации ЧУРИЛОВ Г.А. — бывший главный инженер этой шахты в 1935 и 1936 году провел вредительскую работу:

1) Затянул прохождение коренного штрека № 8, настилку путей проводил с грубым нарушением технических правил.

2) Сорвал подготовку лав №№ 44–50 на 4-м бремсберге.

3) Создавал условия, вызывавшие завал лав и оборудования.

Исполнитель этих вредительских действий арестованный ЧУРИЛОВ Г.Л. на допросе 9/XII–1936 г. показал:

«1. Мною было умышленно затянуто прохождение коренного штрека № 8 на запад за бремсберг № 4. Это оттянуло закладку и прохождение уклона № 6 на длительный период.

К маю 1936 г. т. е. к моменту моего ухода с шахты, уклон № 6 был пройден, примерно, на 7–10 метр. вместо предусмотренных 300 мтр., а бремсберг № 6 не был начат совершенно. Этим я сорвал угледобычу на уклоне № 6 и выдачу на гора свыше 1000 тонн угля в сутки.

Кроме того, при проходке коренного штрека № 8, последний на всем протяжении заваливался породой. Путь настилался с грубым нарушением технических правил, а именно:

а) Расстояние между шпалами достигало от 1 до 1,5 метров вместо должных 0,7 метров.

б) Стыки рельс не закруглялись, а присоединялись под углом.

Это делалось мною не только с целью затраты времени и государственных средств на перестилку пути, но и с целью задержки оборудования штрека под электровозную откатку.

2. Путь по 8-му коренному штреку настилался без ватерпаса, вследствие чего я создал обстановку, вызвавшую в дальнейшем необходимость во многих местах делать подрывку почвы глубиной до 0,5 метра и такую же подсыпку. Помимо затраты средств, этим затягивалась подготовка штрека к полной эксплуатации. Там же, по 8-му коренному штреку, перед уклоном № 6, сделано много искривлений, потребовавших дальнейших работ по их устранению. Кроме того, к марту 1936 г. я допустил отставание подрывки штрека от угла до 50 метров, чем создал угрозу обрушения кровли с возможными человеческими жертвами. Все это также задерживало оборудование штрека под электровозную откатку.

3. Я преднамеренно сорвал подготовку к 1936 г. на 4-м бремсберге лав №№ 44, 46, 47, 48, 49 и 50. Эти лавы должны были давать в сутки 1400 тонн угля. В результате, при выработке в марте-апреле 1936 г. лав №№ 402 и 407 переходить с очистными работами было некуда, так как подготовка лав в 4-м бремсберге, как я указал, мною была сорвана.

Воспользовавшись этим, я начал эксплуатацию 42-й лавы с 8-го коренного штрека, заведомо зная, что этим я подрабатываю коренной штрек, те более, что снизу от 402-й лавы еще ранее был оставлен заведомо малый целик и имелась нижняя раскоска.

В результате этого, пустота лавы № 42 давала несколько осадок и в мае 1936 г. коренной штрек был разрушен — помят протяжением до 70 метров.

4. В июне 1935 года, по моему указанию, Лавы № 404 и 406 при слабой кровле, характерной для шахты, были преднамеренно соединены, отчего длина лавы № 406 была доведена до 130 метров. Этим был вызван завал лавы.

В декабре 1935 г., после завала этой лавы она была разрезана только наполовину и нижняя часть ее выбиралась двумя сходящимися в центре под углом забоями, что усложняло управление кровлей и вело к неизбежному завалу. Кроме того, таким путем сделана невозможной выемка целика в верхнем поле лавы 404 с потерей в этом целике нескольких тысяч тонн угля.

6. При выемке под штреком № 406 лавы № 408 мною был оставлен бесформенный целик и малой мощности. От этого штрек № 406 зажало. Под землей, в штреке № 406, остались трансформатор в 75 киловатт, 100 метров бронированного кабеля, несколько вагонов и рельсы. В лаве № 406 остались ведущие части двух вруб-машин, 2 привода ДК 15 и около 20 рештаков.»