Заключение

ПМ в широком понимании представляет собой способ направленного воздействия на политический процесс, осуществляемый через формирование побудительных мотивов (ценностей, потребностей, электоральных предпочтений), изучение и удовлетворение политического спроса целевой аудитории. Основными предпосылками распространения ПМ на постсоветском пространстве стали политическая модернизация и информатизация общества; общий кризис идентичности; переориентация экономического развития стран бывшего СССР с плановой экономики на политику свободной торговли, обусловившая распространение и экстраполяцию рыночных категорий и технологий на все сферы общественной жизни.

В зависимости от теоретических и методологических подходов, рамки понятия ПМ включают в себя определение его целей, основных функций и инструментов. Большинство подходов исходит из первичности нужд и потребностей личности, социальной группы или общества в целом, обусловливающей:

а) мотивы поведения;

б) спрос на конкретный политический продукт.

Выявление и структурирование мотивов становится основным инструментом влияния на ожидаемое поведение масс. В свою очередь, изучение спроса позволяет сформировать адекватное предложение, которое было бы востребовано целевой аудиторией. Современный ПМ охватывает обе маркетинговые стратегии: «потребности–мотивы–поведение» и «потребности–спрос–предложение». Поэтому первичной задачей любого вида ПМ является как выявление тех или иных нужд и потребностей, так и их формирование.

Решение данной задачи обеспечивается технологиями и инструментами ПМ, большая часть которых носит универсальный характер, что позволяет выделить лишь два их ключевых признака: целевые функции и степень институционализации. Целевые функции определяют сферу применения, набор конкретных инструментов и методов, степень институционализации – их эффективность и долгосрочность получаемых результатов. По сути, наличие институциональной поддержки решения политических задач свидетельствует о зрелости общества, устойчивости его политической системы, наличия стратегических планов развития.

Роль религии в ПМ характеризуется двойственностью, обусловленной расхождением между её фактическим и желаемым (приписываемым) местом в обществе. С одной стороны, религиозными организациями широко применяются такие достаточно разноплановые технологии ПМ, как консолидация общества в деле «возрождения духовности» и защиты «традиционных ценностей», поиск «врага» и «особого пути», культ противопоставления и др. С другой стороны, в ряде случаев сама деятельность религиозных организаций может выступать инструментом реализации политическими субъектами своих задач. На постсоветском пространстве к таким задачам, в первую очередь, относятся конструирование идентичности, сохранение либо переориентация исторической памяти, легитимация действий политической власти, формирование имиджа страны.

Республика Беларусь в своей политике ориентирована на обеспечение межконфессионального мира и социальной стабильности в обществе. Географическое положение и исторические предпосылки предопределили роль Беларуси как «моста» между двумя полюсами: Востоком и Западом, православием и католицизмом, либерализмом и традиционализмом. Сочетая в себе черты различных культур, традиций и верований, Беларусь не противопоставляет себя кому бы то ни было и в то же время реализует своё право на самостоятельное развитие, свой путь и своё место в мире.

Те или иные идеи, продвигаемые через технологии и инструменты ПМ, могут быть востребованы белорусским обществом на тех основаниях и условиях, при которых Республика Беларусь в полной мере сохранит свою независимость, суверенитет, многовекторность внешнеполитических связей. Объективный взгляд на ПМ призван оказать существенную поддержку в обеспечении устойчивого развития белорусского государства, а также выборе оснований и условий потенциального участия Республики Беларусь в международных процессах, укреплении её роли на мировой политической арене.