Дополнение 9. Письмо наркома внешней торговли СССР Л.Б. Красина заместителю председателя СНК СССР А.Д. Цюрупе. 3 июля 1923 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1923.07.03
Источник: 
Стенограммы заседаний Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б) 1923-1938 гг. Москва. РОССПЭН. 2007. Том 1 1923-1926 гг. Стр. 76-77
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 695. Л. 53—55. Копия. Машинопись.

Берлин

(с курьером)

Зампредсовнаркома тов. А.Д. Цюрупе

Наугейм

Дорогой Александр Дмитриевич!

Пригарин не смог к Вам приехать, так как прилетел в Берлин всего на два дня и сегодня вечером уже будет обратно в Москве.

Мы имели здесь подробную конференцию по всем вопросам Экспортхлеба, и результаты ее изложены в прилагаемом при сем протоколе.

Как я и опасался, тт. Фрумкин и Пригарин почти нацело сдали позиции, очевидно, под напором других участников Экспортхлеба, и Пригарин приехал в Берлин с намерением попросту отобрать у торгпредства тов. Аврамова и других работников хлебного отдела с тем, чтобы, опираясь на них, организовать в Германии самостоятельное отделение акционерного общества Хлебоэкспорт.

По поводу Англии планы т. Пригарина еще менее ясны и определенны, по-видимому, Экспортхлеб предполагал уполномочить т. Кисина из Центросоюза вести в Лондоне и вообще в Англии все хлебоэкспортное дело.

В отношении Германии планы Пригарина невыполнимы уже по одному тому, что, по германским законам, отделение общества Экспортхлеб не только не пользовалось бы той защитой, которой пользуется наше Торгпредство и все его отделы, но подверглось бы опасности взыскания с него налогов и пошлин не только в пределах деятельности германского отделения, но и со всех вообще оборотов акционерного общества Экспортхлеб. Германское правительство, кроме того, согласно существующему законодательству об акционерных обществах, имело бы полное право контроля и пересмотра всех книг и всей отчетности общества Экспортхлеб, и таким образом имело бы возможность заглянуть в самую глубину всех наших операций по экспорту хлеба. Положение в достаточной степени для нас невыгодное, если учесть, что Германское правительство является одним из главных покупателей нашего хлеба.

Независимо от этого чисто юридического препятствия, как в Германии, так и во всех остальных странах, Экспортхлеб при настоящем положении вообще не мог бы начать своей работы, не обращаясь постоянно за теми или иными услугами, содействием, советами, указаниями и защитой к существующим в соответствующих странах органам Наркомвнешторга. При современных условиях, чтобы получить квартиру, телефон, возможность купить топливо и т.п., необходимы связи, знакомства, доступ в правительственные учреждения и т.д., которые имеет Торгпредство, но которых долго еще не будет иметь вновь открытое отделение никому не известного за границей Экспортхлеба. У нас и посейчас многие хлебные грузы приходят в порты без обычно регулярно запаздывающих коносаментов или с неправильно оформленными коносаментами. Если Аврамову до сих пор удавалось своевременно получать эти грузы без больших убытков, то только потому, что банки по простому телефонному сообщению из Торгпредства давали необходимые ручательства, и груз выдавался нам без документов. Можно было бы еще значительно увеличить число таких случаев, когда те или иные операции в связи с реализацией хлеба осуществлялись только благодаря наличию налаженного аппарата Торгпредства и тем многочисленным и обширным связям, которые за три года работы завязали наши торговые организации за границей. Все это в равной мере относится и к АРКОСу, и противопоставление т. Кисина, не обладающего ни знанием лондонского рынка, ни даже просто знанием английского языка, организации АРКОСа, завоевавшей себе за три года в Сити определенную деловую репутацию и кредит, является просто странным и свидетельствует лишь о большом легковерии и малой деловой опытности руководителей Экспортхлеба.

При таких условиях стремление оторваться от налаженных торговых органов НКВТ за границей неизбежно ведет все дело к краху и угрожает провалом всей кампании 1923/24 г.

Основные положения, изложенные в протоколе, предоставляя в распоряжение Экспортхлеба совершенно автономные хлебные отделы АРКОСа и Берлинского торгпредства, непосредственно подчиненные директору-распорядителю Экспортхлеба, в полной степени обеспечивают свободу Экспортхлеба и вместе с тем дают ему возможность использовать наличные аппараты НКВТ и их связи.

Мы в общих чертах говорили по этим вопросам ист. Рыковым, и на изложенное в этом протоколе он, по моему мнению, согласится, хотя мы еще не успели показать ему эту формулировку.

Мы с тов. Стомоняковым сегодня выезжаем в Ригу и там нагоним А.И. Рыкова, с которым вместе поедем в Москву.

Я надеюсь, что прилагаемый протокол встретит одобрение с Вашей стороны, и очень прошу, если возможно, дать Ваш соответственный отзыв об этом кому следует в Москву.

Желаю Вам максимальной поправки.

С товарищеским приветом Красин