Из информационных материалов Нарымского окружкома ВКП(б) в Западно-Сибирский крайком партии и ЦК ВКП(б) о работе среди малых народностей Севера. По состоянию на 1 ноября 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.11.01
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. ЭКОР. Новосибирск. 1994 г. Стр. 169-173
Архив: 
ГАНО. Ф. З-П. Оп. 7. Д. 32. Л. 59-65. Подлинник

Из информационных материалов Нарымского окружкома ВКП(б) в Западно-Сибирский крайком партии и ЦК ВКП(б) о работе среди малых народностей Севера63

...В Айполовском с/совете по реке Васюган выше юрт Грабцево комендатурой Сиблага были вселены трудпереселенцы при отсутствии необходимой для их расселения территории. Вселенные на эту территорию трудпереселенцы стали самовольно захватывать сенокосные угодия туземцев; была самовольно распахана поскотина. На протесты со стороны тузсовета комендатура не обратила никакого внимания. Кроме того, комендатура без всякого отвода ей территории, в самих юртах настроила пихтовые заводы, а трудпереселенцев распределила по квартирам туземцев без всякого на то согласия со стороны последних.

Вселением в Нюрольский с/совет (Васюган) трудпереселенцев также значительно ущемлены интересы тузнаселения и даже больше того, в некоторых случаях подорвано хозяйство туземцев. Со вселением на эту территорию трудпереселенцев у туз[емного] населения спецпереселенцами стал расхищаться скот, продукты, захватываются лучшие угодья. В результате такого положения произошла перегруппировка населения, а именно: с реки Васюгана и устья реки Нюрольки, где образованы трудпереселенческие поселки, туз[емное] население вынуждено было выезжать. Так, по данным тузсовета, два хозяйства выехали совсем из пределов Нарымского округа, а часть переселилась в верховья реки Нюрольки и несколько туземных поселков (юрты Н-Сологачи, Тернягины и Карауловы) ликвидировались.

В Чижапском с/совете весной текущего г[ода] в поселок Мирное Озеро из Пудинской комендатуры была выслана бригада трудпереселенцев для освоения территории, при этом бригада направлялась на земли местного населения, как на свою территорию. Комендант Пудинской комендатуры Зайцев, направляя эту бригаду на указанную территорию, снабдил ее пропуском следующего содержания: ”Следуют на поселок Мирное Озеро для весенней посевной кампании. Старший этой артели Лягушников, которому всем бригадам этих поселков оказывать полное содействие в их работе, как по съемке амбаров для временного пользования, а также по размещению квартир; весь пригодный массив занимать будут трудпереселенцы, ссор и противоречий быть не может”. Этот знаменитый документ датирован 10 апреля 1933 г., а 12 июня тот же комендант Зайцев пишет бригадиру предписание такого содержания: "По окончании весенней посевной кампании необходимо приступить к раскорчевке и расчистке земель для сенокоса и осеннего сева, полностью заготовку под рожь, контрольные цифры плана будут даны дополнительно и считать, как заимки Гоноховской неуставной артели, массив поселка Мирного принадлежит Пудинской участковой комендатуре”. На самом же деле никто этому коменданту права на занятие указанных угодий не давал.

[В] ряде мест поселковые коменданты настроены явно шовинистически и проявляют великодержавный шовинизм на практике. Например, бывший пом[ощник] коменданта Нюрольской комендатуры Иванов неоднократно в присутствии туземцев заявлял, что “нечего няньчиться с туземцами, что национальная политика Советской власти направлена на уравнение в правах всех национальностей Союза, что мы видим из того, что у нас в комендатуре имеются поселенцы различных национальностей, так и туземцев не нужно выделять в какую-то особую льготную группу”. А комендант той же комендатуры Люберцев выступил на съезде уполномоченных Нюрольского с/совета, заявил : "Трудпереселенцы такие же люди, и туземцы должны с ними рука об руку пойти на строительство нового социалистического хозяйства".

Решением бюро ОК ВКП(б) предложено нач[альнику] окротдела ОГПУ по существу всех безобразий, допущенных комендантами Сиблага, произвести тщательное расследование с привлечением виновных к ответственности. Кроме того, с восстановлением санного пути примерно в декабре месяце согласно решения бюро ОК ВКП(б) с целью ликвидации всех имевших место ненормальных явлений в Васюган выезжает специальная бригада.

Факты ущемления интересов туземного населения при вселении трудпереселенцев имели место и в других районах — Колпашевском и Александровском. Так, при вселении трудпереселенцев на территорию Широковского с/совета, Колпашевского р-на ряд туземных юрт оказались в тесном кольце трудпереселенческих поселков: Городецкий в 4 км, Суйга — 5 км и Рыбинский — 3 км; юрты Тайные — 7 хозяйств — расположены на расстоянии 9 км от трудпоселков Юрьевской комендатуры, где нередко между трудпоселенцами и туземным населением происходят трения из-за ягод, сенокосных, рыбных и др. угодий.

В юртах Амиткины трудпереселенцы ежегодно промышляли ягодами, и в текущем году комендатура тоже забросила тару для приема ягод. В юртах Танькино трудпереселенцы Городецкой комендатуры воровали у туземцев-остяков овощи в огородах, зарезали телку. Вследствие этого 4 туз[емных] хозяйства из юрт Ганькиных снялись и выехали в верховья речки Суйги того же Широковского с/совета. Кроме того, с территории данного с/совета 6 туз[емных] хозяйств выехали в конце лета в Тымский туз[емный] район.

Отрицательное влияние трудпоселенцев и ссылки на туз[емное] население.

Помимо вышеприведенных фактов, характеризующих прямое нарушение национальной политики партии и соввласти, следует отметить, что близость как трудпереселенцев, так и ссылки имеет на туз[емное] население отрицательное влияние и в смысле идеологическом. Различного рода агитация, направленная против советской власти и проводимых ею мероприятий, этой категорией пришлого населения среди туземцев ведется, как говорят, во всю. Так, например, в Кичановском с/совете Алесандровского р-на среди туземцев-рыбаков составляются материалы с целью окулачить. Вследствие этого рыбаки бросили рыбачить и пошли с невода, заявляя, что “всё равно окулачат”. Туземец с юрт Невольканак Чижапского с/совета Варгалиджин (уже пожилой) был женат на трудпереселенке. Весной текущего года эта трудпереселенка ночью топором изрубила своего мужа-туземца на части и сожгла в печи. За этой “работой” ее застал брат убитого и на месте застрелил из ружья.

Остяк Сигильетов Василий, женившись на трудпереселенке, явился в тузсовет и потребовал выдачи для себя и своей жены справки на предмет выезда из района к месту прежнего жительства своей жены в Бийский район Запсибкрая.

В предыдущем разделе мною отмечалось, что трудпереселенцы не только самовольно захватывают разного рода угодия, находящиеся в пользовании туз[емного] населения, но и занимаются кражами принадлежащего туземцам имущества. Особенно количество краж увеличилось с прибытием в Нарымский округ летом текущего года партии трудпереселенцев из деклассированного элемента. В особенности от этого контингента страдали туземцы, проживающие в населенных пунктах, прилегающих к местам поселения этого контингента. По заявлению секретаря Криволуцкой ячейки т. Тычинского, население Криволуцкого с/совета, и в первую очередь самого села Криволуцкого, было буквально терроризировано бежавшим из поселков рецидивом. В начале июня большинство рыбаков, опасаясь разграбления имущества, совершенно не выходили на промысел и сидели дома, охраняя свое имущество. Бежавшей группой рецидива с назинских поселков во главе с Дороховым Николаем была подожжена тайга близ села Криволуцкого. У председателя с/совета Погульдина зарезана нетель. Сам Дорохов был задержан и осужден, остальные скрылись.

24 июня с.г. труд переселенцы из того же рецидива Викторов Борис и Александров Иван, бежав с трудпоселка, совершили налет на юрту туземца Мочпугольских юрт, захватили продукты продовольствия — 8 буханок хлеба, 4 пары белья, 2 юбки и ружье. Оба задержаны и осуждены.

Судебно-ссыльными Артамоненко и Гусинским у туземца Садкина похищен обласок с дичью, сетями, пушниной и ружьем, всего на сумму 565 руб.

Приведенными выше примерами, конечно, далеко не исчерпывается вся преступная деятельность окружающего туземцев деклассированного и классововраждебного элемента. Таких фактов можно привести гораздо большее количество. И совершенно не случайно, когда мы имеем такое явление, что туземцы Александровского р-на шлют петиции в РИК и выносят приговоры о выселении ссыльных с территории тузсоветов.

Сейчас в связи с вывозом из пределов Нарымского округа большей части трудпереселенцев из деклассированного элемента, а также и судебной ссылки, можно полагать, что положение туз[емного] населения в части охраны его имущественных интересов все же улучшится, но сказать, что уже в этом отношении дело обстоит благополучно, нельзя. Несмотря на вывоз вышеуказанной категории, на сегодняшний день в Нарыме остается, помимо трудпереселенцев из бывших кулаков, довольно солидное количество административной ссылки, которой, по статистическим данным по состоянию на 25 октября с.г., числится 5 802 человека и плюс еще судебная ссылка с принудработами, которая в своем большинстве никаких принудительных работ не отбывает и бродит по всему округу. Решением бюро ОК нами поставлен вопрос перед крайкомом партии с просьбой запретить дальнейшее вселение трудпоселенцев системы Сиблага и остальной деклассированный элемент в Александровский район, также как не туземцам запрещено жить в Тымском районе*.

Секретарь Нарымского окружкома ВКП(б) [К.] ЛЕВИЦ

* Документ дан в значительном сокращении: опущена историко-экономическая характеристика районов, культурная работа среди туземного населения, работа с женщинами, организация снабжения и др.

63 Данные материалы служат дополнением к краткой информационной записке о состоянии работы среди коренною населения округа, направленной в сентябре 1933 г. в центральные и краевые партийные органы. 1 сентября 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление об искривлениях в коллективизации среди малых народностей Севера. Публикуемый документ отражает реакцию местных властей на данное постановление. В Нарымском округе были выявлены факты «искривления линии партии в коллективизации туземного населения» (ГАНО, ф.З-П, оп.6, д.254, л. 10), когда «обобществлялись не только имущество и средства производства» — ружья, капканы, обласки, ловушки и т.д., но даже собаки.

Вопрос о нарушении прав и интересов коренного населения нарымского севера возник при вселении спецпереселенцев уже в 1930—1931 гг. По признанию местных властей, тогда было нарушено водоземлеустройство, проведенное в 1929/30 г., вследствие чего наметилась тенденция к перекочевке коренных жителей с обжитых мест. Об этих фактах был информирован Центр. Комитет содействия народам Севера при Президиуме ВЦИКа проявлял обеспокоенность сложившейся ситуацией, о чем свидетельствуют его запросы в краевые органы власти, в Комитет Севера при Западно-Сибирском крайисполкоме.— Там же, ф.47, оп.1, д.1852, л.133—133об., 143—143об. В марте 1932 г. Западно-Сибирский Комитет Севера представил в Центр докладную записку «О положении туземного населения в северных районах Нарымского края в связи с вселением в эти районы спецпереселенцев».-Там же, л.162—165об. В документе приводились факты нарушения прав коренного населения, однако отрицался факт массовых переселений остяков по причине их притеснения со стороны спецпереселенцев. Местные власти предпринимали попытки устранить «сверху» допущенные комендатурами нарушения, держать под контролем миграционные процессы в среде коренных народов Севера.

Ситуация усугубилась в 1933 г. в связи с вселением новых контингентов в северные районы. О попытках «снять» напряженность свидетельствует, в частности, постановление Западно-Сибирского крайисполкома от 23 апреля 1933 г. о землеустройстве в бассейне р. Васюган.— Там же, д.1889, л.37-38. Нарымскому окружкому партии поручалось вместе с Сиблагом проработать практические мероприятия, имеющие целью сбалансировать интересы коренных народностей Севера и трудпоселенцев в ходе хозяйственного освоения бассейна р. Васюган и его притоков. Краевое земельное управление обязывалось предварительно согласовывать планы землеводоустроительных работ с Сиблагом ОГПУ для урегулирования вопросов пользования рыбопромысловыми угодьям и ягодными и кедровыми урманами между коренным населением Севера и трудпоселенческими поселками. Документ предусматривал оказание материальной помощи тем хозяйствам, которые пожелают переселиться в национальный Тымский район.