Информация ГУЛага НКВД для сведения отдела трудовых поселений УНКВД о распоряжении Верховного суда СССР в отношении трудпоселенцев. 16 июня 1935 г.
Информация ГУЛага НКВД для сведения отдела трудовых поселений УНКВД о распоряжении Верховного суда СССР в отношении трудпоселенцев26
СЕКРЕТНО
Всем нач[альникам] ОТП УНКВД.
Сообщается для сведения копия письма Председателя Верх[овного] Суда всем Председателям Верх[овных] судов союзных республик от 5 июня с.г.:
«По сообщению ГУЛага НКВД СССР в судебной практике имеют место случаи, когда трудпоселенцы, осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные ими в трудпоселках, по отбытии срока наказания освобождаются и живут на свободе, а семьи их остаются в трудпоселках.
Такое явление происходит от того, что в приговорах судебных органов не указано о том, что осужденные по отбытии определенного им срока лишения свободы должны быть направлены обратно в трудпоселки.
Ввиду этого дайте указания всем судебным органам, чтобы в случаях осуждения к лишению свободы трудпоселенцев в приговорах указывалось, что по отбытии определенной им меры наказания они подлежат направлению обратно в трудпоселок».
Председатель Верховного Суда
Союза ССР ВИНОКУРОВ
Пом[ощник] Начальника ГУЛага НКВД ПЛИНЕР
Вр.Начальник ОТП ГУЛага НКВД ВИШНЕВСКИЙ
26 Согласно циркуляра Наркомюста СССР от 20 июня 1933 г. «О порядке отбывания спецпереселенцами исправительно-трудовых работ по приговорам судов» устанавливался следующий порядок исполнения приговоров: «Спецпереселенцы, осуждаемые судами за совершенные ими преступления к исправительно-трудовым работам, исправительно-трудовым учреждениям системы НКЮ не передаются, а отбывают исправительно-трудовые работы в тех хозорганах, куда они были направлены органами ОГПУ до осуждения». - ГАРФ, ф.Р-9479, оп.1-с, д.26, л. 12. Таким образом, все делалось для того чтобы осужденные из числа спецпереселенцев оставались внутри системы ГУЛага. Так, одна из нарымских комендатур (Александро-Ваховская) имела статус «штрафной», в ней отбывали наказание спецпереселенцы. Вместе с тем судебная практика давала сбои, устранения которых требовал в письме председатель Верховного суда А.Винокуров.