Спецсводка ПП ОГПУ в Крайисполком о хозяйственном использовании спецпереселенцев в промышленности Западно-Сибирского края. По состоянию на 21 августа 1931 г.
Спецсводка ПП ОГПУ в Крайисполком о хозяйственном использовании спецпереселенцев в промышленности Западно-Сибирского края37
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Общее количество
Прибывшие из западной части СССР (из Башкирской АССР и Московской области) спецпереселенцы используются на работах Востуглем и Кузнецкстроем. Размещение их по отдельным комендатурам произведено следующим образом:
ст. Анжерка — 2 369 семей — 12 631 чел.
ст. Прокопьевск — 1 868 семей — 10 353 чел.
ст. Кольчугано — 726 семей — 3 427 чел.
ст. Яя — 343 семьи — 1812 чел.
Кузнецкстрой — 4 617 семей — 22 077 чел.
ВСЕГО: 9 923 семьи - 50 300 чел.38
Кроме того, дополнительно в Анжерку, Прокопьевск, Кольчугино и Яю доставлены 1 271 лошадь, кои распределены пропорционально наличию в каждом пункте спецпереселенцев.
Недочеты производственного использования спецпереселенцев
Достаточно четкого плана производственного использования спецпереселенцев до сих пор у Востугля и Кузнецкстроя не имеется. Прибывшие в конце июля месяца спецпереселенцы используются не полностью, зачастую не по специальности.
Основными причинами нерационального использования являются нижеследующие:
1. Отсутствие у хозорганизаций твердого плана распределения рабочей силы спецпереселенцев;
2. Отсутствие у комендатур УЛага точного учета трудоспособных спецпереселенцев, особенно по специальностям;
3. Недостаточная изворотливость комендатур, неумение последних правильно распределить наличную рабсилу по заявкам хозорганизаций39.
Кузнецкстрой. Учета наличия трудоспособных спецпереселенцев комендатура не имеет. Учет по квалификации только еще организуется, вследствие чего спецпереселенцы используются не по специальности. Так, бригада плотников в 120 чел. использовалась в доменном цехе на разгрузке кирпича. Всего на работах занято 4522 чел. (в том числе 1760 женщин и подростков), из них на строительстве завода 2232 чел. Значительная часть спецпереселенцев на работах используется отчасти из-за недостатка инструментов и лесоматериалов на строительстве землянок, отчасти вследствие уклонения спецпереселенцев от работы.
Анжерка. Из 5247 трудоспособных спецпереселенцев используется на работах 4441 чел., из числа неиспользованных мужчин — 139. Отмечен ряд случаев неполного использования рабсилы. Так, 7.08 на постройку больницы было послано 820 чел., из них использовано только 730 чел., остальных администрация постройки использовать не сумела. 8.08 была дана заявка на 100 чел. на шахту № 1, люди были отправлены своевременно, но представитель шахты взял только 50 чел., остальные целый день на работе были не заняты. 9.08 комендатура выслала рабсилу на шахту № 1-6-а с запозданием, вследствие чего использованы на работе не были (за слабое руководство и неумение рационально использовать рабсилу комендант УЛага Наумов с работы снят).
Прокопьевск. Из 2647 трудоспособных использовано на работах 1650 чел., из них работает по специальности только 310 человек.
Обеспеченность жилищами, ход строительства
Часть спецпереселенцев расселена в жилищах временного типа (землянках, бараках и т.п.), остальные не обеспечены жилищами совершенно, в данное время живут в палатках и шалашах.
Темпы жилстроительства, как и отмечалось нами ранее, недостаточны. Достаточной энергии и распорядительности в этом вопросе хозорганизации не проявляют, кроме того, значительным тормозом служит недостаток стройматериалов и инструментов.
Кузнецкстрой. Спецпереселенцы не обеспечены в достаточной мере жилищами. На 8 августа живущих во временного типа палатках и шатрах насчитывается до 5000 чел. Остальные живут под палатками, сделанными из веток и одеял. Быстрая постройка землянок задерживается отсутствием достаточного количества лопат, коих вместо 2000 штук имеется всего 500. Создавшееся положение объясняется недальновидностью управления строительством, которое надеялось силами 1-го эшелона закончить постройку землянок, освободив шатры для приема 2-го эшелона, обеспечивая таким образом спецпереселенцев жильем. В силу неудобства переправы, медленности работ по разбивке участков, недостатка лесоматериалов и т.д. фактически к постройке землянок приступили, имея в наличии уже 9000 чел.
Значительную роль в несвоевременном приготовлении жилищ играла растерянность как работников комендатур, так и работников строительства, кои вместо построек в первую очередь землянок занялись постройкой капитальной бани, овощехранилища и т.п.
Анжерка. Жилстроительство Анжерского спецпункта сорвано по вине рудоуправления Востугля, не принявшего достаточных мер к своевременному развертыванию строительства и обеспечению стройматериалами, объясняя отсутствием таковых на Яйском лесозаводе, в то время как стройобъединение получает с этого же лесозавода материалы в нужном количестве. Большая часть спецпереселенцев живет до сего времени под открытым небом. Приготовленные землянки до сих пор без опалубок и в случае ненастной погоды будут размыты. Часть из этих землянок ничем не покрыта, и жить в них не представляется возможным. При наличии достаточного количества стройматериалов землянки могут быть приготовлены в течении 10 дней.
(По вопросу строительства в РК ВКП(б) было проведено специальное совещание с приглашением представителей рудоуправления, на котором вынесено постановление об окончании строительства в 7-дневный срок.)
Прокопьевск. На 9.08 заселено деревянных бараков 5, землянок 8 и деревянных сараев 3, всего 16, из них для жилья зимой пригодны только 2 барака. Из общего числа прибывших спецпереселенцев помещениями совершенно не обеспечены 3400 человек, для расселения коих приступили к постройке землянок.
Медобслуживание
Медобслуживание спецпереселенцев во всех комендатурах организовано неудовлетворительно. Ощущается острый недостаток медперсонала и медикаментов40. Врачебные и фельдшерские пункты помещаются во временных помещениях, совершенно для этой цели неприспособленных и недостаточных по размерам.
Отсутствие достаточного количества жилищ, их неблагоустроенность и неудовлетворительное питание создают угрозу возникновения разного рода эпидемий, что особенно опасно в условиях недостаточной медпомощи.
Кузнецкстрой. Под больницу отведено 2 палатки и под амбулаторию 1 палатка, имеются 1 врач и 2 фельдшера. Совершенно отсутствует больничное оборудование, как то: одеяла, постельное белье и т.д., ощущается острый недостаток медикаментов, которых Сибмедторг, несмотря на запросы, не высылает, в связи с этим спецпереселенцы на 50% заболели поносом, переходящим в дезинтерию.
Анжерка. В комендатуре для спецпереселенцев амбулатории не имеется, прием больных производится в одном из бараков, который никаким образом не соответствует этому назначению. Медперсонал — 1 фельдшер из спецпереселенцев и 2 сестры из вольнонаемных.
(Поставлен вопрос об организации постоянной больницы и назначения медперсонала.)
Прокопьевск. Во всей комендатуре из 5 населенных спецпереселенцами участков только на одном имеется медпункт с пропускной способностью 50 человек в день. На остальных участках никакой медпомощи спецпереселенцам не оказывается. Горздравотдел никаких мер не принимает. (Приняты меры через крайздрав.)
Продснабжение
Особенно остро стоит вопрос об организации питания. В предыдущей докладной записке отмечалось, что на большую часть необходимых продуктов Центром наряды уже выданы. Однако до настоящего времени исполнение этих нарядов проходит чрезвычайно медленно, и продукты еще не получены. Между тем достаточных местных фондов для снабжения спецпереселенцев не имеется. Поэтому в большинстве комендатур в данное время горячую пищу получает из столовых только часть спецпереселенцев, преимущественно занятых на тяжелых работах, остальные же регулярно получают только муку и от случая к случаю рыбу и другие второстепенные продукты.
Кузнецкстрой. Продснабжение поставлено чрезвычайно плохо. Проводимое в начале снабжение продовольствием по линии ЦРК с 5 августа передано АКОРТу, который, не имея для этой цели соответствующих фондов, пустил в продажу соленый чебак и конфеты.
Анжерка. Имеющаяся одна столовая, выпускающая в сутки до 7000 обедов, удовлетворить всех спецпереселенцев горячей пищей не может, так как для расширения столовой не хватает 4 котлов. Норма, отпускаемая на одного едока, не соблюдается в связи с отсутствием у АКОРТа жиров и частых перебоев в снабжении картофелем, хлебом и другими продуктами питания. Обслуживающий персонал не обеспечен прозодеждой. (Правлению АКОРТа предложено добавить 4 котла, добиться отпуска жиров и спецодежды.)
Прокопьевск. Положенная норма продовольствия, за исключением хлеба, на некоторых участках не выдается. Питанием столовых пользуются только занятые на 1-м участке работ 600 чел. На остальных участках столовых нет, пищу приготовляет каждый себе. В дальнейшем на каждом участке намечается постройка столовой. Кипяченой водой обеспечено 50% спецпереселенцев, занятых на 2 участках работ.
Политнастроение спецпереселенцев
Отмеченные выше ненормальности в области хозустройства и хозиспользования спецпереселенцев в промышленных районах края являются одной из главных причин наличия фактов отрицательных настроений среди последних, кои в основном сводятся к тому, что «зимой придется всем замерзать, заставляют работать голодных, скоро перемрут все дети» и т.д.
При наличии значительного количества среди спецпереселенцев антисоветского и контрреволюционного элемента в настроениях спецпереселенцев фиксируются моменты повстанческого характера с ориентацией на связи с местным крестьянством.
Кузнецкстрой. «Настанет время, мы расправимся с теми, кто нас сюда выслал. Другие державы пойдут на СССР и разобьют в два счета. Сделают налет на Москву и Ленинград, а в это время в стране восстанет народ и рабочие» (спецпереселенцы Леонов, Алешин, Захаркин и др.).
«Из всего, что сейчас происходит, должно что-то получиться и, если сейчас найдется герой и выступит, то все присоединятся к нему. Здесь же такое место, что не возьмет никакое оружие» (спецпереселенец Захаркин).
«На днях здесь на Кузнецкстрое были сброшены с аэроплана прокламации: «Берегите Кузнецкстрой, грозит опасность, против нас выступили 4 державы»» (спецпереселенцы Пахомов, Смирнов).
Среди спецпереселенцев отмечаются одиночные факты побегов и в отдельных случаях разговоры тенденциозного бегству характера.
Анжерский район. Спецпереселенка Зарипова ходила, в разговорах среди спецпереселенцев говорила: «У меня в Свердловске есть сестры, и я там устроюсь на работу», в результате 12.08 с.г. ночью Зарипова бежала. Принятые к розыску меры результатов не дали.
Н.Харизов среди спецпереселенцев говорил: «Я все равно отсюда убегу и поступлю куда-нибудь на производство. Буду работать и жить».
Имеющийся среди спецпереселенцев в прошлом активный антисоветский элемент и в настоящее время помимо антисоветских суждений стремится также повести открытую антисоветскую агитацию среди местного населения.
За последнее время среди спецпереселенцев Кузнецкстроя отмечен один факт антисоветского проявления, выразившийся в следующем: 8 августа с.г. спецпереселенцы Иванов и Суворов, прийдя на базар, собрали вокруг себя толпу и повели агитацию о том, что политика раскулачивания неверна, что она приведет и уже привела частично к голоду и т.п. (Участники арестованы, ведется расследование.)
ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю ЗАКОВСКИЙ
Врид. начальника секретно-политического отдела ПОМЯЛОВ
Врид. начальника 2-го отдела МАРТОН
37 Процесс передачи штатов бывшего комендантского управления НКВД в ведение ПП ОГПУ по Запсибкраю и формирование на его основе отдела спецпоселений СибЛага ОГПУ затянулся на период весны — лета 1931 г. В период массовой операции по переброске значительного числа спецпереселенцев в труднодоступные, необжитые районы Сибири (май—сентябрь 1931 г.) были задействованы практически все отделы ОГПУ — от транспортного до секретно-политического. В частности, сотрудники последнего (СПО) осуществляли ведомственный контроль за размещением, использованием труда, а также настроениями спецпереселенцев. Позже при комплектовании штатов участковых (а затем и районных) комендатур в составе последних предусматривалось наличие работников информационно-следственных отделов (ИСО), занимавшихся расследованием происшествий в комендатурах, выявлением настроений спецпереселенцев, предотвращением побегов и т.д. При сохранении территориальных органов ОГПУ возникла проблема разграничения функций и взаимоотношений между ИСО и СПО. 13 сентября 1931 г. ГУЛагом был издан циркуляр «О чекистском обслуживании спецпереселенцев». В нем, в частности, говорилось, что на ИСО и поселковых комендантов возлагается ответственность за «своевременное выявление ненормальностей административного, экономического и культурно-воспитательного порядка... выявление политических настроений спецпереселенцев и принятие необходимых предупредительных мер». С этой целью предусматривалось создание агентуры, “информационной сети“. В соответствии с устанавливаемым разграничением функций следственные дела об “активной контрреволюционной и антисоветской деятельности“ попадали в ведение СПО, а “о хозяйственно-должностных преступлениях, побегах и проч.“ — оставались в ведении ИСО отделов по спецпереселенцам. Примечательно, что циркуляром оговаривалось: «В необходимых случаях следует передавать (для расследования. — Сост.) и агентуру». — ГАРФ, ф. Р- 9479, oп. 1, д. 5, л. 64—65.
38 Численность поступивших в так называемые южные (промышленные) комендатуры Западной Сибири (9923 семьи) соответствовала плановым цифрам ОГПУ, согласно которым 5 тыс. семей было отправлено из Башкирии и столько же — из Московской области. — См. с. 146 настоящего издания.
39 В спецсводке не названа одна из основных причин «нерационального использования» труда спецпереселенцев — затяжка в заключении так называемых генерального (между ГУЛагом и ВСНХ) и локального (между СибЛагом с Кузнецкстроем и СибЛагом и Востокуглем) договоров, регламентировавших условия труда и быта спецпереселенцев, передаваемых хозяйственным организациям. Так, договор СибЛага с Кузбассуглем был заключен 18 октября, а с Кузнецкстроем — лишь 31 декабря 1931 г.
40 «Острый недостаток медперсонала и медикаментов» в южных комендатурах, отмеченный в спецсводке СПО в августе 1931 г., был хроническим, о чем свидетельствовала врачебная ведомственная переписка второй половины 1932 г. Так, руководство НКЗдрава РСФСР в письме крайздравотделу указывало последнему на ряд очевидных должностных нарушений, в частности: «3. В лечучреждениях Ново-Кузнецкой комендатуры (Кузбассуголь) совершенно нет дезосредств, недостаточно перевязочного материала и мягкого инвентаря. Новокузнецкий горздрав полученные от Вас денежные суммы и натуральные фонды для медсети спецпереселенцев расходует не по назначению... 4. Из командированных НКЗ и направленных Вами 7 медработников для обслуживания спецпереселенцев в Новокузнецк прибыл только один... 5. Кроме того, НКЗдравом получены тревожные сведения, что медперсонал, командированный к Вам для обслуживания спецпереселенцев, разбегается, например, медтехники Анжерской комендатуры Коршунова М.А. и Телятников М.М. «пробывшие несколько дней, скрылись неизвестно куда...» — ГАНО, ф. 1353, оп. 3,д. 70, л. 122.
Примечательно, что в деле обеспечения комендатур медицинским персоналом складывался замкнутый круг для выхода из сложной ситуации 1931 г., когда число спецпереселенцев в Западной Сибири утроилось, были задействованы экстраординарные мобилизационные механизмы (командирование из центральных районов страны в сибирские комендатуры нескольких сотен специалистов, подлежащих затем в течение года-двух постепенной замене, направление на работу в спецпоселки студентов-медиков старших курсов вузов и техникумов, комплектование части медперсонала за счет "внутренних" резервов — врачей, фельдшеров и лекпомов из числа заключенных, ссыльных, а также самих спецпереселенцев. В конце 1932 г., когда НКЗдрав разрешил возвращение командированных специалистов, а СибЛаг отозвал своих специалистов для обслуживания расширившейся системы лагерей, отток медицинских кадров из комендатур принял угрожающий характер, особенно на фоне усилившихся в регионе эпидемических заболеваний. — Там же, л. 135. При этом руководство крайздравом справедливо указывало на то обстоятельство, что при хроническом недостатке медперсонала для обслуживания местного ("правового") населения и резком возрастании населения в отдельных районах края (в Кузбассе вдвое, а в Нарымском крае втрое) за счет спецпереселенцев еще более обострится диспропорция между ростом населения и его медико-санитарного обслуживания. Это подтверждалось и выводами специальной комиссии РКИ, обследовавшей в сентябре — октябре 1931 г. четыре района Кузбасса (Ленинск, Прокопьевск, Кузнецкстрой и Щегловск), охваченных эпидемией брюшного тифа, и где некомплект врачей составлял от 40 до 60%: "...угроза массовых заболеваний в районах Кузбасса неизбежна". — Там же, д. 54, л. 546. Было установлено, что причиной вспышки тифозных заболеваний чаще всего выступали «привозные категории» — заключенные лагерей, спецпереселенцы, прибывшие по оргнабору рабочие из других регионов.