Циркулярное письмо ГУЛАГа ОГПУ об организации борьбы с побегами спецпереселенцев. 17 августа 1931 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1931.08.17
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 58-60
Архив: 
ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 5. Л. 41—42. Подлинник

Циркулярное письмо ГУЛАГа ОГПУ об организации борьбы с побегами спецпереселенцев23

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Всем отделам, инспекциям по спецпереселенцам ПП ОГПУ, СибЛаг, СазЛаг, ДальЛаг ОГПУ

До настоящего времени отделы по спецпереселенцам не уделили должного внимания вопросу борьбы с побегами. Между тем имеющиеся материалы говорят о значительных размерах побегов из ряда краев и областей и малом проценте задержаний.

Основные мероприятия по борьбе с побегами должны идти по линии:

1. Создания таких материально-бытовых условий, кои сокращали бы стимулы к побегам.

2. Усиления агентурно-оперативной работы и

3. Усиления охраны.

Нынешнее материально-бытовое положение спецпереселенцев в основном надо считать неудовлетворительным, и поэтому отделам по спецпереселенцам надлежит принять решительные меры к тому, чтобы в ближайшее время добиться перелома и улучшений в положении спецпереселенцев. Наряду с поднятием материального благополучия спецпереселенцев, улучшения их жилищных условий и санитарно-медицинского обслуживания необходимо обратить серьезное внимание и на такие вопросы, как соединение глав семей с их семьями, которые по каким-либо причинам были разъединены. Этим мероприятием мы уничтожим один из серьезных стимулов к побегам.

Кроме указанного повседневной работой в вопросе непосредственной борьбы с побегами надо считать усиление охраны и агентурно-оперативные мероприятия.

Необходимо подчеркнуть, что при существующих штатах комендатур мы не можем говорить об окарауливании спецпереселенцев и охране их вооруженной силой. Отделам по спецпереселенцам следует провести наличным штатом такие организационные и агентурно-оперативные мероприятия, которые в значительной степени предотвратили бы готовящиеся побеги.

Эти мероприятия в основном сводятся к следующему:

1. Необходимо изучить территорию расселения спецпереселенцев, окружающие районы, пути сообщения, мало-проходимые дороги, тропинки с тем, чтобы определить пункты, через которые в большинстве проходят беглецы.

2. В важнейших пунктах, необходимо организовать пешие и конные заставы, оперативные группы (оружие применять только в самых крайних случаях).

3. В поселках необходимо насадить специальную сеть из спецпереселенцев с таким расчетом, чтобы обеспечить выявление подготовок к побегам спецпереселенцев.

4. Насаждение сети (через РУП) производить также среди окружающего вольного населения с тем, чтобы устанавливать беглецов, их маршруты, укрывателей и т.д. Связать эту сеть с опергруппами, заставами.

5. Организовать активные группы содействия из партийцев, комсомольцев и советского актива для задержания беглецов и оказания вооруженной поддержки в нужных случаях.

6. Установить тесную связь с партийными организациями, сельсоветами, милицией для успешной борьбы с побегами.

7. На работах, как правило, установить ответственность десятников и бригадиров за побеги спецпереселенцев.

8. Поселок разбить на кварталы, назначив квартальных старшин (или уполномоченных) из спецпереселенцев, коим вменить в обязанность вести учет живущих в домах, уходящих и приходящих с работ спецпереселенцев.

9. Закрепив за определенными домами определенные семьи, производить систематическую проверку наличия спецпереселенцев в поселках.

10. Привлечь к активной борьбе с побегами молодежь, порвавшую связь с контрреволюционной частью кулачества и проявившую себя с положительной стороны.

Наряду с этими мероприятиями необходимо:

1. Привлекать к ответственности вольных граждан, оказывающих активное содействие беглецам и их укрывателям.

2. Привлекать к ответственности комендантов, их помощников и милиционеров, если побег является результатом их бездеятельности.

3. При ведении следствия выяснить причины побегов с тем, чтобы привлекать к ответственности виновников ненормальностей, которые способствуют побегам.

В отношении привлечения к ответственности бежавших спецпереселенцев иметь в виду следующее:

а) на добровольно возвращающихся беглецов следственных дел не заводить, ограничившись внушением, выговором или арестом до 30 суток, в зависимости от причин побегов;

б) за одиночные побеги на первый раз ограничиваться арестом до 30 суток. Дела решаются отделом по спецпереселенцам и утверждаются ПП ОГПУ;

в) дела за квалифицированные побеги (повторные, организованные, вооруженные, с убийством, грабежом, разоружением охраны и т.д.) необходимо оформлять по УПК и рассматривать на Тройках ППОГПУ.

К лицам, проявившим себя активно в борьбе с побегами, необходимо применять поощрительные меры:

1. Объявлять благодарность охране и низовой администрации из спецпереселенцев;

2. Премировать деньгами информаторов и вольное население из сумм, отпускаемых на оперативные расходы.

О ваших мероприятиях по существу вышеизложенного информируйте Главное Управление лагерями ОГПУ внеочередным донесением. Представьте смету расходов (на сентябрь—декабрь 1931 г.) по борьбе с побегами.

Зам. Начальника Главного Управления

лагерями ОГПУ М. БЕРМАН

23 Одной из причин, вызывавшей массовое бегство спецпереселенцев из мест поселения, было стремление к воссоединению с семьей. Учитывая это обстоятельство, ОГПУ приняло в сентябре — октябре 1931 г. несколько специальных решений, регулирующих эту процедуру, в том числе воссоединение семей с их главами, содержавшимися в исправительно-трудовых лагерях. — См. с. 62 настоящего издания.

С целью предотвращения побегов были усилены охранные меры. Помимо организации осведомительской сети в среде спецпереселенцев и местного населения создавались «группы содействия» из представителей местного партийно-советского актива. В ряде районов, где имели место волнения и массовое бегство спецпереселенцев, активисты вооружались и участвовали в охранных мероприятиях ОПТУ. За поимку беглецов устанавливалась премия от 30 руб. и выше (для сравнения: среднемесячный заработок спецпереселенцев в Западной Сибири летом — осенью 1931 г. колебался в пределах от 40 до 75 руб.). Несмотря на принятые меры, главным образом агентурно-оперативного и охранного характера, серьезно повлиять на уменьшение количества побегов осенью 1931 г. не удалось. В представленном И. Сталину докладе Г. Ягода отмечал, что по далеко не полным данным численность бежавших в Западной Сибири составила в сентябре 1839 чел., в октябре 1931 г. — 3378 чел. — ГАРФ, ф. 3, оп. 30, д. 196, л. 33. Весьма низким, по мнению ОГПУ, был процент задержаний: по комендатурам Нарымского края за период с мая 1931 г. по июнь 1932 г. было «возвращено из бегов» из 27 178 бежавших 7721 чел. — ГАНО, ф. 47, оп. 5, д. 137, л. 7.