Основные черты марксистского диалектического метода. 1951 г.

Реквизиты
Государство: 
В помощь изучающим марксистско-ленинскую философию
 
Основные черты марксистского диалектического метода
 
Марксистско-ленинская философия состоит из трех составных частей: марксистского диалектического метода, марксистского философского материализма и исторического материализма.
Марксистский диалектический метод И. В. Сталин определяет как единственно научный, революционный и до конца последовательный метод современной науки в исследовании явлений природы и общественной жизни. «...Дух диалектики пронизывает всю современную науку». (И. В. Сталин).
Ф. Энгельс в своей книге «Людвиг Фейербах» дает такую оценку диалектики: что диалектика в руках Маркса и его (Энгельса) была сильнейшим орудием труда и острейшим оружием в борьбе.
В. И. Ленин учил, что душой Марксизма, его теоретическим фокусом, к которому сводится вся сеть идей Маркса и Энгельса, является диалектика.
Марксистская диалектика потому является единственно научным методом познания, что она (в противоположность метафизике и идеализму) правильно отражает законы природы и общественной жизни, изучает их такими, какие они есть в действительности. «Так называемая объективная диалектика, — писал Ф. Энгельс,—царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своими постоянными противоречиями и своим конечным переходом друг в друга, либо в высшие формы». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., том XIV, стр. 433).
Излагая марксистский диалектический метод, товарищ Сталин выделяет четыре его основные черты: первая черта изучает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе; вторая – движение и развитие в природе и обществе; третья – развитие как переход количественных изменений в коренные качественные; четвертая –  развитие как борьбу противоположностей.
 
1.
 Первая черта марксистского диалектического метода учит, что В природе и общественной жизни господствует всеобщий закон связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, что природу и общество нельзя рассматривать как сумму механического нагромождения изолированных между собою предметов, явлений, процессов, лишенных внутренней связи.
Природа — это единый, цельный организм, где все находится в неразрывной связи. Такой же единый организм и человеческое общество. Больше того, природа и человеческое общество в совокупности дают единую систему, которая называется вселенной.
«В противоположность метафизике,—пишет И. В. Сталин –  диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга, –  а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. («Вопросы ленинизма», стр. 536).
Развитие природы и общественной жизни показывает, что марксистская диалектика правильно отражает объективные законы, господствующие в природе и обществе.
Всеобщая связь и взаимообусловленность явлений в природе и общественной жизни есть универсальный (т. е. наиболее общий, всеохватывающий закон) и один из наиболее важных законов вселенной.
Наша солнечная система состоит из девяти больших планет, одной из этих планет является наша Земля, и более 1500 малых планет. Вся эта семья планет составляет единую систему, в центре которой находится Солнце. Ни одна из планет, входящих в солнечную систему, не может существовать изолированно от других и, главным образом, от Солнца, центрального тела этой системы. Какие же силы удерживают составные части этой системы в неразрывном и целом единстве? Эти силы, действующие внутри самой системы, называются центробежными и центростремительными. Центробежные силы не позволяют планетам упасть на Солнце, а центростремительные – оторваться планетам от Солнца и вылететь из системы. Взаимное притяжение между материальными телами называется законом всемирного тяготения. Все звезды, планеты и другие космические (мировые) тела подчиняются этому всеобщему закону вселенной.
Существует неразрывная связь и взаимная обусловленность между двумя огромными сторонами природы: живой и неживой, органической и минеральной. Органическая (живая) природа – растительный и животный мир – возник благодаря наличию неживой (минеральной) природы. Значит, растительный и животным мир своим происхождением обязан неживой природе и в своем развитии связан с нею и зависит от нее. Но животный и растительный мир, возникнув на базе минеральной природы, сам стал оказывать воздействие на неживую природу.
Взять для примера процесс почвообразования. Почва есть непрерывно развивающаяся среда, решающим фактором в этом развитии (в почвообразовании) является жизнедеятельность растений и микроорганизмов.
Растительный и животный мир развиваются в процессе сложного взаимодействия между собою. Растительный мир доставляет животному миру пищу в виде сложных органических соединений. Но растительный мир в свою очередь «пользуется услугами» животного мира, получая от него углекислый газ и удобрения в виде мочи и отбросов пищеварения.
Мичуринская биология учит о неразрывной связи и взаимообусловленности между соматическими и половыми клетками организма, между организмом и окружающей средой. Изменившиеся условия внешней среды или условия жизни побуждают к изменению растительные и животные организмы. Те организмы, которые изменились соответственно изменившимся условиям среды, – выживают и развиваются, те же организмы, которые не способны измениться, – вымирают.
Связь и взаимная обусловленность присущи не только явлениям природы, они простирают свое владычество и связывают в единое целое природу и человеческое общество. Окружающая человека природа или географическая среда оказывает влияние на ход развития производительных сил общества (правда, географическая среда не является определяющим фактором общественного развития; таким определяющим фактором общественного развития является способ производства материальных благ). Естественные условия производства—ископаемые руды, каменный уголь, нефть, плодородие почвы, лесные массивы, обилие рыбы в водах, животных и дичи в лесах, несомненно, благоприятствуют развитию материального производства.
Но по мере развития производительных сил и производственных отношений географическая среда все меньше и меньше оказывает непосредственное влияние на географический принцип размещения производительных сил общества. (кроме того, по мере развития производительных сил и производственных отношений общество начинает в свою очередь оказывать активное влияние на изменения условий географической среды, на изменение облика нашей планеты (искусственные моря, озера, каналы, сады, плантации и т. д.).
Гениальный сталинский план преобразования природы (во всей его совокупности: лесонасаждение, образование водоемов, травосеяние, строительство гигантских сооружений на Волге, в Средней Азии, на Украине и в Крыму, Волго-Донской канал и др ), над осуществлением которого самоотверженно и успешно работает советский народ, предусматривает переделку природы на колоссальной территории СССР.
Марксистская диалектика и общественную жизнь рассматривает в единстве, где все явления связаны и взаимообусловлены между собой.
Человеческое общество представляет собой определенный общественный организм, все стороны которого находятся в теснейшей взаимообусловленности. Основой общественной жизни является способ производства материальных благ – пищи, одежды, жилища и т. д. Способ производства есть единство воплощения производительных сил и производственных отношений, совокупность производственных отношений составляет экономический базис общества, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
«Базис,– пишет И. В. Сталин.– есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка — это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения». («Марксизм и вопросы языкознания», стр. 5.).
Надстройка порождается базисом, но когда надстройка возникла, она оказывает активное содействие в развитии породившего ее базиса.
Итак, везде и всегда господствовала и господствует всеобщая связь и взаимная обусловленность явлений. предметов в природе и обществе. «Поэтому, — пишет И. В. Сталин.—диалектический метод считает, что ни одно явление в природе  не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление, в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений». («Вопросы ленинизма», стр. 536).
Всеобщая связь и взаимная обусловленность в природе и обществе выражаются через двоякого рода явления. Одно явление выступает как причина, другое явление как следствие данной причины.
Причиной называется такое явление, которое предшествует другому явлению (следствию) и вызывает это другое явление (следствие).
Следствием же называется такое явление, которое порождается другим явлением (причиной). Следствие или действие есть результат проявлений причины. Причинная зависимость явлений есть одна из важнейших закономерностей связи.
Значит, главная задача науки, задача человеческого познания состоит в том, чтобы раскрыть неразрывную связь, как сложное сцепление причин и следствий в окружающем нас мире, как единый мировой процесс движения.
Далее, важно отметить и то обстоятельство. что одни явления выступают как необходимые, другие явления как случайные. Задача науки фиксировать не всякие связи и отношения, а только необходимые. Для закона нужны связи необходимые. Научное познание объективной закономерности призвано отсеивать случайные, нетипичные связи для данного процесса или явления.
Необходимыми явлениями марксистская диалектика считает такие явления, которые при наличии для них определенных условий обязательно наступают. Необходимые явления – устойчивые, типичные, они характеризуют внутреннюю потребность данного процесса. Случайные же явления – это такие явления, которые могут быть, а могут и не быть. Случайные явления неустойчивые, нетипичные; они не являются внутренней потребностью для данного процесса.
Однако, случайные и необходимые явления это не только противоположности, но и составные части единого мирового процесса. Необходимость и случайность часто переплетаются между собою. Необходимые явления пробивают себе дорогу сквозь множество случайностей. Случайность при наличии благоприятных условий превращается в необходимость. И, наконец, как явления необходимые, так и явления случайные причинно обусловленные.
 
2.
Вторая черта марксистского диалектического метода учит, что природу и общественную жизнь следует рассматривать не только с точки зрения связи, взаимосвязи и взаимной обусловленности, но и с точки зрения движения и развития, так как природа и человеческое общество находятся не только в связном состоянии, не только являются единым организмом, но и находятся в состоянии вечного и безостановочного движения и развития.
«...Вся природа,—пишет Ф. Энгельс. — начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинки и кончая Солнцем, начиная от протиста и кончая человеком, находится в вечном возникновении и уничтожении, в непрерывное течении, в неустанном движении и изменении». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. XIV, стр. 484).
Развитие и движение отражает беспрерывное изменение и обновление в окружающем нас мире, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век. Причем, процесс движения и развития связан с отмиранием старого, отжившего и рождением нового, поэтому он прогрессивный, поступательный процесс по восходящей линий.
Значит, движение и развитие связано с рождением и становлением нового, с разрушением и отмиранием старого. Поэтому неодолимо и победоносно идет вперед, развивается и крепнет только то, что несет в себе грядущее и передовое.
Вечное рождение нового, неустанное разрушение отжившего, старого—непреложный закон существования материального и духовного мира.
Вот почему марксистская диалектика и утверждает, что природу и общественную жизнь нельзя рассматривать как состояние застоя и неподвижности, косности и инертности, а надо рассматривать как вечное течение к изменение.
Ф. Энгельс, рассматривая природу как совокупную связь тел, пришел к логическому выводу, что тела, действуя друг на друга, вызывают самодвижение. «Вся доступная нам природа.—пишет Ф. Энгельс,—образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признаем реальность последнего. Из того, что эти тела находятся во взаимной связи, логически следует, что они действуют друг на друга, и это их взаимодействие и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается. что материя немыслима без движения (что вместе с данной массой материи дано также и движение)». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 532).
Марксистская диалектика движение считает абсолютным, а покой относительным, временным, преходящим.
«В противоположность метафизике.—пишет И. В. Сталин,— диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век». («Вопросы ленинизма», стр. 537).
Факты из всех областей действительности показывают правильность этой черты марксистского диалектического метода.
«История науки показывает, что диалектический метод является подлинно научным методом: начиная с астрономии и кончая социологией— везде находит подтверждение та мысль, что в мире нет ничего вечного, что все изменяется, все развивается. Следовательно, все в природе должно рассматриваться с точки зрения движения, развития». (И. В. Сталин, Соч., т. I, стр. 301).
Вся вселенная находится в состоянии движения и развития. Из туманностей возникают звезды,— звезды «живут», развиваются, движутся, излучают тепло в мировое пространство, постепенно (на протяжении многих н многих миллиардов лет) сжимаются, уплотняются, становятся меньше в объеме и, в конце концов, «погибают». Все конечное во вселенной конечно. Одни миры разрушаются и гибнут, другие миры на их «обломках» возникают и т. д., вечна только материя и энергия.
Наша Солнечная система со всем многообразием больших и малых планет существует не вечно и, тем более, существует не в застывшем состоянии, а в состоянии развития. Солнечная система сама возникла из какой-то туманности, примерно, десять миллиардов лет тому назад. Солнце и планеты, входящие в эту систему, все время изменяются. Внутри Солнца происходят сложные ядерные реакции, дающие невообразимо большое количество тепловой, энергии, которую солнце излучает в мировое пространство.
Наша планета Земля отделилась от Солнца, в виде огненно-расплавленной массы, примерно три миллиарда лет назад.
По мере развития и изменения материи Земли, изменения условий НА ее поверхности и в атмосфере, окружающей землю, созревали объективные условия для возникновения жизни.
«Мы знаем, например, — пишет И. В. Сталин,—что Земля некогда представляла раскаленную огненную массу, затем она постепенно остыла, затем возникли растения и животные. За развитием животного мира последовало появление определенного рода обезьян, и потом за всем этим последовало появление человека». (И. В. Сталин, Соч., т. 1 стр. 311).
Появление людей обусловило возникновение человеческого общества. Возникшее человеческое общество находилось, находится и будет находиться в состоянии движения и развития.
Общественная жизнь развивается несравненно быстрее, чем развивается неживая природа, чем развивается растительный и животный мир. За последние три тысячи лет географическая среда изменилась настолько незначительно, что трудно обнаружить это изменение. Растительный и животный мир тоже изменился незначительно и трудно заметить каких-либо существенно-качественных изменений. Иначе обстоит дело с развитием человеческого общества. За эти три тысячи лет в общественной жизни людей произошли, глубокие изменения. Человечество прошло путь от первобытно-общинного строя до построенного социалистического общества в СССР.
Народы Советского Союза, построив социалистическое общество, уверенно идут к коммунистическому обществу, осуществляют постепенный переход от социализма к коммунизму.
При помощи Советского Союза, опираясь на накопленный всемирно-исторический опыт СССР в деле социалистического строительства, трудящиеся стран народной демократии успешно строят социализм. Великий китайский народ под руководством своей коммунистической партии разорвал цепи империалистического рабства, навсегда освободил себя от эксплуатации и унижения со стороны американо-английских колонизаторов, китайских феодалов и продажной буржуазии. Ведут героическую, самоотверженную борьбу за национальное и социальное освобождение, за демократический путь развития своих стран народы востока с американским, английским и французским империализмом.
Следует отметить, что еще недостаточно признать только движение и развитие как таковое; движение и развитие связано с гибелью старого, отжившего и неодолимостью нового, прогрессивного в развитии, ибо рождение нового, прогрессивного является исторической необходимостью.
Новое, прогрессивное надо всемерно поддерживать в его борьбе со старым, отжившим, тормозящим развитие, ибо новое первоначально возникает и существует в виде возможности, а возможность еще не есть действительность. Возможность превращается в действительность в результате жестокой борьбы нового, прогрессивного со старым, реакционным.
Задача пролетарской партии состоит в том, чтобы использовать объективные предпосылки возможной победы нового. Примером для коммунистических и рабочих партий всего мира, как нужно умело использовать объективные предпосылки возможной победы нового и превращать их в действительность, является наша марксистско-ленинская партия, созданная и воспитанная величайшими гениями революционной мысли и революционного действия В. И Лениным и И. В. Сталиным.
 
3.
Третья черта марксистского диалектического метода учит, что в природе и общественной жизни развитие протекает путем перехода количественных изменений в коренные качественные изменения в виде скачка, т. е. эта черта диалектики изучает внутреннее содержание процесса развития, закономерности развития, благодаря которым старое уступает место новому, вследствие чего развитие имеет характер беспрерывного изменения и обновления, вследствие чего развитие имеет прогрессивную, восходящую линию от менее совершенных форм к более совершенным, от простых к сложным.
«В противоположность метафизике,— пишет И. В. Сталин,— диалектика рассматривает процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям,— а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений». («Вопросы ленинизма», стр. 537).
Закон перехода постепенных количественных изменений во внезапные качественные изменения есть одни из наиболее общих и важных законов развития природы человеческого общества и мышления.
Свои величайшие триумфы, как говорит Ф. Энгельс в «Диалектике природы», закон превращения количества в качество природа празднует в области химии. Суть всех химических реакций (превращений) есть переход количественных изменений в качественные изменения. Поэтому Ф. Энгельс химию определяет так: «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел происходящих под влиянием изменений количественного состава». («Диалектика природы», стр. 43, изд. 1916).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева дала изумительно убедительное доказательство правильности этого закона. Атом одного химического элемента отличается от атома другого химического элемента, прежде всего, количественным составом элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов). Например, атом водорода состоит из одного протона и одного электрона,—это его количественная определенность. Атом гелия состоит из двух протонов, двух нейтронов и двух электронов—это его количественная определенность. Количественное различие определяет качественное отличие этих двух атомов друг от друга.
Даже такое сложное общественное явление, как сознание, есть результат развития материи через количественные накопления, приводящие к качественным изменениям. Материя нашей планеты Земли в своем развитии подвергалась и подвергается различным изменениям и превращениям. Первый качественный скачок, в результате количественных накоплений, был сделан от материи неорганической к материи органической. Второй скачок—от материи органической к материи раздражаемой, а затем и к ощущающей. Третий скачок—от материи ощущающей к материи мыслящей.
В растительном и животном мире установлено, что незначительные (на первых порах) изменения, возникшие под влиянием изменившихся условий среды или условий жизни накапливаются, передаются по наследству, усиливаются в процессе развития, передаются из поколения в поколение и, в конце концов, возникают новые виды растений и животных.
«Мичуринское учение, — пишет Т. Д. Лысенко,—творческий дарвинизм понимает развитие не как плоскую эволюцию, а как зарождение в недрах старого, противоречащего ему начала нового качества, претерпевающего постепенное количественное накопление своих особенностей и, в процессе борьбы со старым качеством, оформляющегося в новую, принципиально отличную совокупность свойств со своим собственным отличным законом существований». (См. газету «Правда», 3 ноября 1950 года).
В общественной жизни количественный рост производительных сил на известной ступени их развития приводит к качественному изменению общественно-экономической формации, к возникновению нового типа производственных отношений. Смена одного типа производственных отношений другим типом производственных отношений, как правило, осуществляется революционным путем. Так происходит смена рабовладельческих производственных отношений — феодальными, феодальных — капиталистическими, капиталистических — социалистическими.
Закон перехода количества в качество господствует и в области мышления, в области накопления и совершенства научных знаний. «Возникновение марксизма. — говорит А. А. Жданов.—было настоящим открытием, революцией в философии. Конечно, как и всякое открытие, как и всякий скачок, перерыв постепенности, всякий переход в новое состояние, оно, это открытие, не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, в данном случае итогов развития философии до открытия Маркса—Энгельса. (Журнал «Вопросы философии», № 1 за 1947 г., стр. 258).
Из сказанного очевидно, что предмет или явление имеют качественную и количественную определенность.
Качественная определенность предмета или явления, коренным образом слитая с предметом или явлением, неотделима от них, качественная определенность предмета или явления отличает их от других предметов или явлений.
Количественная определенность предмета или явления—величина переменная в том смысле, что в известных пределах количество можно прибавлять или убавлять, предмет или явление остается неизменным до тех пор, пока количественный рост не достигнет определенной точки, после которой наступает момент скачка, т. е. переход количества в качество.
Единство качественной и количественной определенности предмета называется мерой предмета.
Развитие, как переход количественных изменений в коренные качественные, имеет двоякую форму движения, эволюционную и революционную. Эволюционная форма движения связана с количественным ростом предмета или явления, эта форма движения ровная, плавная — линейная, она подготовляет условия для революционной формы движения. Революционная форма начинается после того, как завершится эволюционная форма. Эта форма движения — скачкообразная, качественная. «Эволюция,—пишет И. В. Сталин,—подготовляет революцию и создает для нее почву, а революция завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе». (Соч., т. 1, стр. 301).
Без диалектического понимания двух сторон движения — эволюционной и революционной, без понимания их диалектического взаимоотношения нельзя понять природы развития.
Далее, товарищ Сталин учит, что непозволительно отождествлять революцию со взрывом, ибо не всякая революция есть взрыв.
«Вообще нужно сказать, к сведению товарищей, — пишет И. В. Сталин,—увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путем взрыва неприменим не только к истории развития языка,— он не всегда применим так же и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка. Он обязателен для общества, разделенного на враждебные классы. Но он вовсе не обязателен  для общества, не имеющего враждебных классов. В течение 8-10 лет мы осуществили в сельском хозяйстве нашей страны переход от буржуазного индивидуального крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю. Это была революция, ликвидировавшая старый буржуазный хозяйственный строй на деревне и создавшая новый, социалистический строй. Однако этот переворот совершился не путем взрыва, т. е. не путем свержения существующей власти и создания новой власти, а путем постепенного перехода от старого буржуазного строя в деревне к новому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что переворот был совершен по инициативе существующей власти при поддержке основных масс крестьянства». («Марксизм и вопросы языкознания», стр. 28—29).
Товарищ Сталин, характеризуя великие успехи хозяйственного строительства в СССР в предвоенные годы, успехи развития нашей страны от отсталости к прогрессу за такой короткий исторический срок, как 13 лет (начиная с 1928 года до июни 1941 года), говорит, что это был скачок, при помощи которого наша Родина превратилась из страны отсталой в страну передовую, из аграрной—в индустриальную. (См. речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 года).
«...Диалектический метод считает,—пишет И. В. Сталин. — что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему». («Вопросы ленинизма», стр. 537).
 
4.
Четвертая черта марксистского диалектического метода по характеристике В. И. Ленина есть ядро марксистской диалектики. Эта черта марксистского диалектического метода учит, что внутренним источником, побудительной силой. импульсом движения и развития является борьба противоположностей. Всякий предмет, всякое явление внутренне противоречивы. Они по своей сущности имеют две стороны — старую и новую, отживающую и нарождающуюся, положительную и отрицательную, прогрессивную и регрессивную. «Раздвоение единого.—говорит В. И. Ленин,—и познание противоречивых частей его... есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики». («Философские тетради», стр. 327, изд. 1947 г.).
Переход предмета, явления с одной ступени развития на другую ступень развития, их прогрессивное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному определяется борьбой противоположных начал, борьбой противоположностей.
«В противоположность метафизике,—пишет И. В. Сталин,—диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные». («Вопросы ленинизма», стр. 539).
В. И. Ленин, исследуя закономерности, связанные с этой чертой марксистской диалектики, дает изумительно образную научно-глубокую и всеохватывающую характеристику борьбы противоположностей, которая пронизывает все стороны природы и общественной жизни, все стороны материального и духовного мира:
«В математике + и –, дифференциал и интеграл.
В механике действие и противодействие.
В физике положительное и отрицательное электричество.
В химии соединение и диссоциация атомов.
В общественной науке классовая борьба». (В. И. Ленин, «Философские тетради», стр. 327).
В математике две противоположные величины — положительные и отрицательные. Наличие положительной величины заведомо предполагает, что в наличии должна быть и отрицательная величина, как ее диаметральная противоположность.
В механике действующая сила вызывает силу реакции. Действующей силе всегда соответствует по величине равная и противоположно направленная противодействующая (реактивная) сила. С какой силой, например, человек давит рукой (действующая сила) на какой-либо предмет, такую противодействующую (реактивную) силу он вызывает как сопротивление.
В физике положительное и отрицательное электричество атома, как две взаимные противоположности. Современная наука дает такую картину строения атома. Атом состоит из двух частей — ядра, несущего положительное электричество, и электронов, вращающихся вокруг ядра и несущих отрицательное электричество. Сколько положительного электричества в ядре, столько отрицательного электричества несут электроны, положительное электричество ядра как бы погашается отрицательным электричеством электронов, поэтому атом есть структура электронейтральная.
В химии соединение атомов в молекулу или, наоборот, разъединение (диссоциация) молекулы на отдельные атомы есть два противоположных химических процесса, протекающие в окружающем нас мире. При очень высокой температуре два атома водорода и один атом кислорода соединяются в молекулу воды. И обратный процесс: электрический ток, проходящий через воду (подкисленную), разлагает (диссоциирует) воду на водород и кислород.
Развитие растительных и животных организмов протекает как борьба противоположностей «...Жизнь.— пишет Ф. Энгельс,—точно так же есть существующее в самих вещах к явлениях, вечно создающееся и разрешающееся противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 121).
Жизнь растений и животных есть процесс, связанный с отмиранием старых, отживших клеток и рождением новых клеток, процесс созидания и разрушения.
Наиболее острая и наиболее ярко выраженная борьба противоположностей присуща классово-антагонистическому обществу. Классово-антагонистическое общество разделено на два непримиримо враждебных класса — класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, которые ведут между собою жестокую и непримиримую классовую борьбу. История всех до сих пор существовавших обществ (за исключением первобытно-общинного строя), т. е. вся история, дошедшая до нас в письменных источниках, писали Маркс и Энгельс, была историей борьбы классов. (См. «Манифест Коммунистической партии», Избранные произведения, т. 1, стр. 8, изд. 1948 г.).
Классовая борьба есть проявление непримиримости классовых интересов эксплуататоров и эксплуатируемых. Трудящиеся классы своим трудом создают все блага материального производства, а получают этих благ за свой труд ничтожную долю. Львиную долю этого богатства насильственно присваивают себе эксплуататорские классы. Эксплуататоры утопают в роскоши, ведут паразитический образ жизни, праздное и пресыщенное времяпровождение, трудящиеся же классы за свой каторжный труд получают такую долю ими созданного общественного богатства, что нередко лишены самого необходимого — пищи и крова, влачат жалкое полуголодное существование.
В рабовладельческом обществе — борьба между рабами и рабовладельцами. В феодальном — между крепостными крестьянами и феодалами. В капиталистическом — между буржуазией и пролетариатом. В классово-антагонистическом обществе классовой борьбой насыщена вся общественная жизнь, все ее стороны — политика, экономика, идеология, она является движущей силой этого общества.
Противоречия выступают двоякого порядка: антагонистические и неантагонистические. Антагонистические противоречия — это непримиримые противоречия, например, противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Антагонистические противоречия были присущи и нашему советскому обществу до момента ликвидации эксплуататорских классов.
После победы Октябрьской социалистической революции, после победы в гражданской войне, советская власть допустила некоторое оживление капитализма при всемерном развитии социализма. Противоречия между рабочим классом, беднейшим и средним крестьянством, с одной стороны, капиталистами в области промышленности, кулаками в области сельского хозяйства, купцами и спекулянтами в области товарооборота, с другой стороны, были противоречия антагонистические, непримиримые. Эти противоречия были разрешены насильственным путем, путем насильственной ликвидации эксплуататорских классов.
После ликвидации эксплуататорских классов в СССР, когда было построено социалистическое общество, когда классовая структура нашего общества принципиально изменилась, когда остались только дружественные классы — рабочий класс, класс крестьян и интеллигенция, как прослойка, тогда исчезли и антагонистические противоречия.
Между рабочим классом, крестьянством (которое в подавляющем большинстве колхозное крестьянство) и интеллигенцией нет противоречий, которые следовало бы разрешать насильственным путем. В результате победы социализма в СССР сложилось морально-политическое единство советского общества. Если в классово-антагонистическом обществе классовая борьба является движущей силой этого общества, то в социалистическом обществе движущими силами являются морально-политическое единство, дружба народов СССР, советский патриотизм, критика и самокритика.
Критика и самокритика является методом разрешения противоречий между старым и новым в процессе нашего развития от низшего к высшему, она укрепляет движущие силы социалистического общества. Критика и самокритика — это одна из важнейших движущих сил развития советского общества.
«...Диалектический метод считает, — пишет И. В. Сталин, — что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий». («Вопросы ленинизма», стр. 539).
Итак, марксистская диалектика считает, что источником развития является борьба противоположностей.
 
И. Федулаев