Записка П.В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации А. Д. Брускина. 17 сентября 1955 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1955.09.17
Источник: 
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 260-261
Архив: 
АП РФ. Ф.3. Оп. 24. Д. 441. Л. 33–34. Подлинник. Машинопись.

№ 40                                                                              

Записка П.В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации А. Д. Брускина*

ЦК КПСС

Прокуратурой СССР проверена обоснованность осуждения Брускина А. Д.

Брускин Александр Давыдович, 1897 года рождения, с 1917 по 1920 г. состоял в партии меньшевиков, с 1920 года — член КПСС, бывший народный комиссар машиностроения СССР, 29 июня 1938 года был арестован НКВД СССР и 7 марта 1939 года осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст[атьям] 58-7, 58-8, 58-9 и 58–11 УК РСФСР к расстрелу.

Брускин признан виновным в том, что с 1917 по 1920 г. был меньшевиком, а с 1932 года членом право-троцкистской организации и проводил диверсионно-вредительскую деятельность в ряде отраслей народного хозяйства и готовил террористический акт в отношении И. В. Сталина.

На предварительном следствии Брускин признал себя виновным, а затем от этих показаний отказался, заявив, что он их дал под воздействием органов следствия.

Произведенной проверкой установлено, что Брускин был арестован и осужден необоснованно.

Брускин на предварительном следствии показал, что в право-троцкистскую организацию он был завербован начальником Главного Управления автотракторной промышленности Наркомтяжпрома СССР Дыбец, по заданию которого проводил вредительство на Челябинском тракторном заводе и в других отраслях промышленности.

Однако из дела по обвинению Дыбец видно, что он вообще не назвал Брускина как участника антисоветской организации.

Пятаков, Межлаук, Серебровский, Игнат, Альперович и другие, с которыми якобы Брускин был связан по антисоветской деятельности, также не назвали Брускина членом антисоветской организации.

Не нашло подтверждения также участие Брускина в подготовке террористического акта против И. В. Сталина.

Что касается принадлежности Брускина к меньшевистской партии в 1917-20 гг., то он этого никогда не скрывал.

Каких-либо компрометирующих данных в отношении Брускина в партийных архивах и в органах Комитета госбезопасности не имеется.

В ходе проверки были допрошены лица, знавшие Брускина по совместной работе. Все они характеризуют Брускина положительно, как хорошего организатора и честного коммуниста.

В связи с изложенным Прокуратура СССР считает возможным войти с протестом в Верховный Суд СССР на предмет отмены приговора в отношении Брускина и его посмертной реабилитации.

Прошу указаний.

Заместитель Генерального прокурора Союза ССР П. Баранов

* На первом листе записки имеются подписи: «За. Л. Каганович», «За. Г. Маленков», «За. М. Первухин», «За. М. Сабуров», «За. М. Суслов» и помета «Тов. Руденко сообщено. В архив Президиума ЦК. В. Малин. 7.ХII.55». — Сост.