Записка П.В. Баранова Н.А. Булганину о «деле» В.В. Парина. 19 марта 1955 г.
№ 11
Записка П.В. Баранова Н.А. Булганину о «деле» В.В. Парина*
Председателю Совета Министров Союза ССР товарищу Булганину Н. А.
По Вашему указанию проверено дело по обвинению профессора Парина Василия Васильевича.
Парин, будучи Академиком-секретарем Академии медицинских наук СССР, в августе 1946 года разрешил находившимся в Советском Союзе по приглашению ВОКСа сотрудникам советско-американского медицинского общества Лесли и Мадд посетить лабораторию профессора Клюевой, где производились работы над противораковым препаратом «КР».
В октябре 1946 года, выезжая в командировку в США во главе группы ученых-медиков, Парин, как он утверждает, по указанию бывшего министра здравоохранения СССР Митерева взял с собой рукопись профессора Клюевой и 10 ампул препарата «КР», которые передал американским медикам в ноябре 1946 года.
До передачи американцам рукописи профессора Клюевой Париным из нее была изъята глава, касающаяся технологии изготовления препарата «КР».
Кроме того, Парин, по его утверждению, также с ведома Митирева, передал генеральному хирургу США Перрену одну ампулу препарата эритрин, созданного советским ученым Зильбер, данные об этом препарате, а также проект плана научно-исследовательской работы Академии медицинских наук СССР на 1946–1950 гг.
По возвращении из США 17 февраля 1947 года Парин был арестован Абакумовым, обвинен в измене Родине и постановлением Особого Совещания при МГБ СССР от 8 апреля 1948 года заключен в тюрьму сроком на 25 лет.
13 октября 1953 года министр внутренних дел тов. Круглов и Генеральный прокурор тов. Руденко совместным письмом № 12/14/к внесли предложение в ЦК КПСС о пересмотре дела Парина В. В.
Президиумом ЦК КПСС было одобрено предложение о том, чтобы преступление Парина переквалифицировать со ст. 58-1 «а» Уголовного Кодекса (измена Родине) на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 года (об ответственности за разглашение государственной тайны), определить ему наказание — 5 лет лишения свободы и за отбытием этого срока освободить из-под стражи.
В соответствии с этим решением, по протесту Генерального прокурора 26 октября 1953 года Верховным Судом СССР вынесено определение о переквалификации преступления Парина, снижении ему наказания и снятии судимости.
29 октября 1953 года Парин был освобожден.
Однако из письма Президента Академии медицинских наук СССР тов. Бакулева А.Н. видно, что в настоящее время доказана научная несостоятельность открытия Клюевой и Роскина.
Учитывая это, полагал бы возможным вернуться к обсуждению дела Парина на предмет его реабилитации. Прошу указаний.
И.о. Генерального прокурора СССР, государственный советник юстиции I класса П. Баранов
* На первом листе записки имеется помета: «Звонил тов. Булганин Н. А. Сообщил, что он согласен и предлагает внести этот вопрос на обсуждение ЦК КПСС. 21/III-55. [Подпись неразборчива]». — Сост.