Записка П.В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации М.Ф. Болдырева. 25 февраля 1955 г.
№ 5
ЦК КПСС
Прокуратурой СССР проверено дело по обвинению бывшего народного комиссара здравоохранения СССР Болдырева Михаила Федоровича. Проверкой установлено:
Болдырев, 1894 года рождения, русский, состоял в КПСС с 1917 года, был арестован 16 июля 1938 года НКВД СССР и 25 февраля 1939 года осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу по обвинению в принадлежности к антисоветской террористической и диверсионно-вредительской организации.
На предварительном следствии Болдырев виновным себя признал. В суде Болдырев виновным себя не признал и показания, данные им на следствии, не подтвердил, заявив, что они ложны и даны под физическим воздействием.
Проверка показала, что Болдырев осужден необоснованно*.
[* Подчеркнуто рукой неустановленного лица. — Сост.]
Болдырев обвинялся в том, что он был завербован в антисоветскую организацию в 1932 году Кучминым и поддерживал преступную связь с Филатовым, Каминским и Чубарем.
Установлено, что Кучмин, Филатов и Каминский показаний в отношении Болдырева не дали, а показания Чубаря противоречат другим доказательствам.
На предварительном следствии Болдырев показал, что вредительскую работу в системе здравоохранения он проводил через участников антисоветской организации Гращенкова, Елкина, Леменева, Суходрева и других.
Произведенной в настоящее время проверкой установлено, что Гращенков, Елкин, Леменев и Суходрев по делу Болдырева не арестовывались и в 1937–1939 гг. не допрашивались. Допрошенные в 1955 году Гращенков, Елкин, Леменев и Суходрев показали, что о существовании антисоветской организации в Наркомздраве СССР им ничего не известно и с Болдыревым они никаких антисоветских разговоров не вели.
Учитывая изложенное, Прокуратура СССР считает возможным внести в Верховный Суд СССР протест на предмет прекращения дела Болдырева М. Ф. и его посмертной реабилитации.
Прошу указаний[6].
И. о. Генерального прокурора СССР П. Баранов
6 Опросом члены Президиума ЦК КПСС 4 марта 1955 г. (прот. №» 111, п. 29) приняли следующее постановление: «Согласиться с предложением Прокуратуры СССР (т. Баранова), изложенным в записке от 25 февраля 1955 года № 8к-36005-54» (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 211. Л. 5).