Записка Р.А. Руденко в ЦК КПСС о реабилитации П.В. Рычагова. 2 августа 1954 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1954.08.02
Источник: 
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 164-166
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 439. Л. 131–133. Подлинник. Машинопись.

№ 26

Записка Р.А. Руденко в ЦК КПСС о реабилитации П.В. Рычагова*

В ЦК КПСС

В соответствии с поручением Президиума ЦК КПСС[56] Прокуратурой СССР рассмотрено дело по обвинению бывшего начальника Главного Управления военно-воздушных сил Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Рычагова Павла Васильевича и установлено.

Рычагов был арестован 24 июня 1941 года по ордеру, подписанному врагом народа Кобуловым, без санкции прокурора. Постановления на арест Рычагова и об избрании ему меры пресечения были составлены уже после, т. е. 27 июня 1941 года.

Рычагов обвинялся в том, что был участником антисоветской заговорщической организации и проводил вражескую работу, направленную на ослабление мощи Красной Армии.

На допросе 24 июня 1941 года Рычагов отрицал свою виновность в предъявленном ему обвинении. В последующих показаниях Рычагов признавал себя виновным в том, что являлся участником антисоветской заговорщической организации, по заданию которой вместе с другими лицами проводил вредительскую деятельность в военно-воздушных силах Красной Армии, но отрицал связь с германской разведкой и террористические намерения.

Следствием по делу Берия и его сообщников установлено, что Рычагов дал показания о своей якобы вражеской деятельности и вражеской деятельности других лиц в результате применявшихся к нему избиений и истязаний.

Свидетель Семенов П. П. показал:

«… В 1941 году, когда Влодзимирский занимал кабинет № 742, а я находился в приемной, я был свидетелем избиения Влодзимирским арестованных… Локтионова, Рычагова и других. Избиение носило зверский характер. Арестованные, избиваемые резиновой дубинкой, ревели, стонали и лишались сознания».

Один из наиболее активных сообщников Берия — Влодзимирский на допросе показал:

«В моем кабинете действительно применялись меры физического воздействия, как я уже об этом показывал, к Рычагову, может быть к Локтионову… Били арестованных резиновой палкой… Я помню, что один раз сильно побили Рычагова, но он не дал никаких показаний, несмотря на избиение».

Свидетель Болховитин А. А. об обстоятельствах дела по обвинению Рычагова дал следующие показания:

«… На допросах, которые проводил я, Рычагов виновным себя во вражеской деятельности не признавал и давал показания об отдельных непартийных своих поступках.

Влодзимирский всячески домогался от меня получения от Рычагова показаний с признанием им антисоветской деятельности, хотя убедительных и проверенных данных, изобличающих его, не было.

По указанию Влодзимирского в начале июля 1941 г. была проведена очная ставка между Смушкевичем и Рычаговым. До этой очной ставки Влодзимирский прислал ко мне в кабинет начальника первого отдела следчасти НКГБ СССР Зименкова и его заместителя Никитина.

Никитин, по указанию Влодзимирского, в порядке „подготовки" Рычагова к очной ставке зверски избил Рычагова. Я помню, что Рычагов тут же заявил Никитину, что он теперь не летчик, т. к. во время этого избиения ему перебили барабанную перепонку уха. После этого привели в мой кабинет Смушкевича и началась очная ставка. Смушкевич, судя по его виду, очевидно, неоднократно избивался.

На следствии и на очной ставке давал невнятные показания о принадлежности Рычагова к военному заговору и о его шпионской деятельности. Рычагов же отрицал обвинение в шпионаже».

Несмотря на отсутствие объективных доказательств виновности Рычагова в совершении тяжких государственных преступлений, он, в числе других 25 арестованных, 28 октября 1941 года без суда был расстрелян по преступному предписанию Берия, а враги народа Кобулов и Влодзимирский в 1942 году задним числом сфальсифицировали заключение о расстреле Рычагова, заведомо ложно указав в нем, что предъявленное ему обвинение доказано.

Дело Рычагова Павла Васильевича Прокуратурой СССР прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления и он посмертно реабилитирован.

Генеральный прокурор СССР Р. Руденко

* На первом листе записки имеются пометы «Разослать членам Президиума ЦК КПСС. В. Малин. 4.VIII- 54» и «Архив. В. Чернуха. 11.VIII.54». — Сост.

56 См. документ № 23 раздела II.