№ 89. Из тезисов к докладу наркома вооружения СССР Б. Л. Ванникова на заседании актива наркомата об итогах работы за первое полугодие и задачах на второе полугодие 1939 г. — Не ранее 5 июля 1939 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1939.07
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 357-361.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 8157. Оп. 2. Д. 2. Л. 1 8, 10. Копия.

№ 89. Из тезисов к докладу наркома вооружения СССР Б. Л. Ванникова на заседании актива наркомата об итогах работы за первое полугодие и задачах на второе полугодие 1939 г.

 Не ранее 5 июля 1939 г.[1]

XVIII съезд нашей славной партии большевиков поставил перед страной величайшую задачу — обогнать передовые капиталистические страны не только по темпам роста, но покончить с фактом недостаточности экономического уровня СССР. «Вопрос поставлен так, чтобы разжечь у большевиков и у всех честных людей нашей страны стремление в кратчайший срок покончить с фактом недостаточности экономического уровня СССР. Поставлен вопрос о развертывании экономического соревнования с решающими капиталистическими странами. Вопрос перенесен на международную почву. Тем сильнее должно быть наше стремление с честью решить эту новую задачу». — Молотов[2].

У нас имеются для этого все необходимые условия. Чтобы успешно закончить выполнение намеченных задач, мы должны всемерно крепить оборонную мощь Советского Союза. Для решения этой задачи на Наркомат вооружения возложена нашей партией и правительством исключительно большая и почетная боевая задача: всемерно улучшать вооружение нашей Красной армии и Военно-морского флота, не успокаиваться на достигнутом и давать новые, более совершенные образцы вооружения и добиться такой организации производства, которая позволила бы, не уменьшая количества, быстро ставить на производство эти новые образцы, чтобы полностью обеспечить потребность Красной армии для защиты нашей страны в предметах вооружения.

За последние два года мы имеем значительный рост нашей оборонной промышленности, опережающей почти все отрасли народного хозяйства страны, и темп роста нашей промышленности значительно обгоняет рост военных отраслей промышленности капиталистических стран (таблица № 1). Но мы не должны забывать, что против Советского Союза весь капиталистический мир, а это значит, что нам надо всегда больше того, что мы делаем, и мы не должны задерживаться на достигнутом уровне, а с большим большевистским напором набирать темпы в деле увеличения объема производства вооружения.

Таблица № 1

Динамика оборонной продукции за 4 года по отраслям производства НКВ СССР

Отрасли
Отчет
План
1939 г.
1936 г.
1937 г.
1938 г.
Артиллерия, процент роста к 1936 г.
100,0
110,6
206,7
373,6
Стрелковое вооружение, процент роста к 1936 г.
100,0
135,4
224,2
322,6
Патроны, процент роста к 1936 г.
100,0
166,4
418,1
999,7
Оптика, процент роста к 1936 г.
100,0
144,4
208,5
298,1
Итого по НКВ, процент роста к 1936 г.¹
 
 
 
 

Примечание к таблице:

¹ Строка не заполнена. Так в тексте.

Долгое время в нашей промышленности культивировалось мнение, что наши заводы, что наша продукция — особая, что внедрение современной технологии, применяемой на передовых заводах машиностроения, на наших заводах, на нашей продукции невозможно. Большинство оружейных заводов работали на кустарной технологии, базировались на отсталом, универсальном оборудовании с применением простого инструмента, элементарных приспособлений. Совершенно отсутствовало применение точной штамповки, калибровки, чеканки, протяжки, машинной формовки, центробежного литья, литья под давлением. Для механической обработки оставлялись огромные припуски и на обработку требовались колоссальные затраты оборудования, рабочей силы и инструмента. Сборочная работа проводилась кустарно, и, как правило, вся сборка от начала до конца велась одной сборочной бригадой специалистов-«универсалов». На сборке господствовали: напильник, молоток, зубило и прочие инструменты кустарной сборки. Все это приводило к чрезмерно большим производственным и технологическим циклам, понижало мобильность наших заводов и снижало их мощность.

Очистив от вредителей оборонные заводы, партия и правительство поставили перед нами задачу технического перевооружения и поднятия мобильности и мощности на наших заводах.

Мы совсем не имели производства точнейших приборов оптической промышленности. Мы за последние годы создали прекрасные кадры специалистов — конструкторов и производственников, которые не только дают прекрасные образцы не хуже, но чаще и лучше, знаменитой цейссовской фирмы, приборов. В оптической промышленности мы имеем и в производстве революционные образцы по сокращению станко-часов и внедрению современной технологии в производство.

Во исполнение указаний партии и правительства на заводах НКВ широко развернулась работа по пересмотру технологии, организации производства, внедрению современных приспособлений, высокопроизводительных станков, а также внедрению новых методов поточной конвейерной сборки. Если на 1 января 1938 г. все специальные высокопроизводительные станки в производстве артиллерии составляли 4%, то уже на 1 января 1939 г. этот процент возрос до 7%, а на 1 января 1940 г. мы доведем число их до 10%.

Многие детали за последние годы переведены со свободной ковки на штамповку.

Внедрение специального инструмента для обработки изделий, разработанных нашими технологами и научными работниками в производстве и в лабораториях, уже дали значительные результаты, повысив производительность от 2 до 5 раз. Несколько примеров:

1. Сверление трубы ствола на одну из систем старым инструментом до пересмотра технологического процесса составляло 400 минут, с новым инструментом эту операцию сейчас делают в 140 минут, т. е. имеем сокращение в 2,8 раза;

2. Расточка этих же труб ранее требовала 560 минут, теперь требуется 120 минут, т. е. в 4,7 раза меньше.

3. Введение многорезцовых головок вместо ранее применявшихся однорезцовых головок на обработку тела орудия позволило сократить затраты времени на единицу изделия с 600 минут до 120 минут, т. е. в 5 раз.

4. Нарезка стволов на одну из артиллерийских крупных систем путем замены двухрезцовых головок на многорезцовые головки позволила сократить затраты станко-часов с 24 часов до 14 часов, т. е. [в] 1,7 раза.

В результате[3] технологической проработки уже сейчас резко уменьшилась потребность в станочном оборудовании для наших артиллерийских и других заводов для доведения выпуска их на максимальную мощность. Если при расчетах потребного станочного парка оборудования по технологии 1937 г. для одного из заводов требовалось добавить 698 станков, то уже при перерасчете этой потребности в 1938 г. после технологической переработки добавочная потребность в станках снизилась до 197 шт.; по другому завода — вместо 701 станка ныне добавочно требуется 236 станков и т. д. Такие результаты имеют место и по заводам стрелкового вооружения, патронного производства и оптического производства. Модернизация станков у 1‑го и 2‑го главных управлений.

Надо заметить, что это только первые шаги  в области перестройки технологии, так как слишком обширно поле деятельности на заводах нашей промышленности, слишком большие требования предъявляют к нашим заводам и много еще имеем мы недостатков как в технике, так и в организации производства, которые мешают нам получить максимум вооружения с наибольшей экономией для страны.

Поэтому одними из важнейших задач, которые стоят перед коллективом работников НКВ, — это неустанная революционная работа в перестройке техники и организации производства на всех наших заводах и во всех цехах; рационализация и модернизация технологии, разработка новых видов технологических процессов с использованием всего, что есть лучшего в технике нашей социалистической промышленности.

Качество продукции вооружения

Основное внимание технической мысли во всех странах направлено на увеличение мощи вооружения и на создание более мощных систем, на создание живучести систем и увеличение скорострельности, на улучшение меткости и на увеличение быстроты передвижения. Наше вооружение не должно отставать от конструкций самых передовых капиталистических стран. Для этого, прежде всего, потребовалась большая работа по созданию новых кадров советских, преданных социалистическому строительству конструкторов-вооруженцев. О работе этих замечательных людей знает вся страна, ибо многим из них партия и правительство дали высшую оценку, наградив высшей наградой нашей страны — орденами. В числе таких орденоносцев-конструкторов: т. Токарев, т. Иванов, т. Логинов, т. Грабин, т. Костин, т. Иванов[4], т. Рудяк, т. Булашев, т. Петров, т. Шавырин и много других. С этими кадрами конструкторов-специалистов мы сейчас в состоянии создавать своими силами лучшие виды вооружения. Сравнительные испытания наших образцов вооружения с иностранными образцами показали, что наши образцы не только не уступают иностранным образцам, но в ряде случаев являются лучшими и превосходят их.

Развернутая за последние два года научно-исследовательская работа, идущая на помощь нашим конструкторам, дала ценные результаты по увеличению начальных скоростей, по увеличению живучести и по созданию новых видов вооружения, и по созданию новых видов технологии.

У конструкторов стрелкового вооружения 1938 г. был особо плодотворным. Наш заказчик имел возможность выбирать, что ему больше нравится, а не довольствоваться тем, что дадут.

Но нигде, как в вооружении, нельзя ни на минуту оставаться на достигнутом, тем более, что у нас имеются слишком большие недостатки в нашей работе. Поэтому научно-исследовательская работа, конструкторская работа в области создания лучших и совершенных средств вооружения в ближайшее время должна быть развернута еще больше.

Значительный рост программы заводов НКВ в 1939 г. и в 1940 г. уже сейчас ставят перед нами задачу создания широкой и четко организованной кооперации. Для этого необходимо ликвидировать разрыв между стандартизацией, применяемой в производстве заводов НКВ, со стандартизацией, применяемой на заводах гражданского производства, разрыв стандартов между оборонной и гражданской промышленностью на полуфабрикаты, на материалы, на сырье и на прокат, безусловно снижающий мобильность наших заводов. Поэтому вопрос стандартизации с учетом внедрения стандартов народного хозяйства в производство вооружения должен быть разрешен нами в ближайшее время. Стандартизация деталей и узлов, а также элементов технологического процесса сыграют крупную роль не только в обеспечении увеличения выпуска изделий, но и в улучшении эксплуатационных условий предметов вооружения. Стандартизация позволит специализировать участки производства, инструмент, элементы приспособлений, штампов и позволит ускорить подготовку производства. В 1937‑1938 гг. на заводах оборонной промышленности были созданы органы стандартизации; во всех звеньях, начиная от завода и кончая наркоматом, созданы сотни стандартов, но это проделанное еще далеко недостаточно, работать в области стандартизации нужно еще очень и очень много, немало разработано и внедрено стандартов, давших большую экономию.

Выполнение производственной  программы по наркомату в целом за первое полугодие 1939 г., по предвартельным данным, в процентах составляет:

[Таблица № 2]

[Данные]
К плану первого полугодия 1939 г.
К отчету первого полугодия 1938 г.
К годовому плану 1939 г.
Оборонная
88,9
162,3
40,1
Товарная
94,4
146,0
43,0
Валовая
95,9
145,9
44,9
Количество рабочих
86,7
112,5
83,7
Зарплата за 5 месяцев
96,0
110,1
38,1
Выработка на 1 рабочего
109,9
129,8
53,6
Снижение себестоимости за 5 месяцев
3,6
5,8
[—]
Прибыль за 5 месяцев
[—]
76,9 млн. руб.
Сталь за 5 месяцев
79,1
85,2
32,7
Прокат за 5 месяцев
89,2
101,2
38,1

Из этих данных видно, что, несмотря на значительный рост выполнения в первом полугодии 1939 г. по сравнению с отчетом за первую половину 1938 г., все же план за отчетный период по оборонной продукции, а также по объему производства, не выполнен.

Это невыполнение, помимо недостаточного снабжения наших заводов сырьем, станочным оборудованием и инструментом, объясняется также плохой работой отдельных заводов и главков по линии борьбы за увеличение рабочих кадров, борьбы за разработку и внедрение новой технологии, борьбы за повышение использования станочного парка оборудования, борьбы с потерями рабочего времени как по линии невыходов, так и линии потери рабочего времени внутри рабочего дня; недостаточной распорядительностью отдельных директоров заводов, начальников цехов и низового цехового технического персонала, плохой работой горячих цехов, а также недостаточной поворотливостью аппарата наркомата и главков в смысле оказания помощи заводам в деле выполнения ими своих заданий...[5]

Примечания:

[1] Датируется по содержанию.

[2] XVIII съезд ВКП(б) проходил в Москве 10‑21 марта 1939 г. На съезде были заслушаны отчетные доклады ЦК ВКП(б) (И. В. Сталин), Центральной ревизионной комиссии (В. М. Владимирский), делегации ВКП(б) в Исполнительном комитете Коммунистического интернационала (Д. 3. Мануильский), рассмотрен и утвержден третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (В. М. Молотов), внесены изменения в Устав ВКП(б), проведены выборы комиссии по изменению программы ВКП(б) и в центральные органы партии.

В докладе ЦК ВКП(б) был дан анализ международного и внутреннего положения страны и перспектив ее развития. Докладчик констатировал построение в основном социализма в СССР и вступление страны в новую полосу развития — завершения строительства социалистического общества. Была поставлена новая задача — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.

Принятый съездом новый Устав партии отразил изменения в классовой структуре советского общества, определил единые условия приема и одинаковый кандидатский стаж для всех вступающих в ВКП(б), за исключением выходцев из других партий, а также отменил деление на категории в зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, массовые чистки и т. д.

[3] Перед этими словами зачеркнуто предложение: «Таких работ много», а после — слово «этой».

[4] Так в тексте.

[5] Опущены сведения о выполнении плана по оборонной продукции за полгода по отдельным главкам (см. там же, Л. 9, 10‑55).

РГАЭ. Ф. 8157. Оп. 2. Д. 2. Л. 1‑8, 10. Копия.