Сообщение № 599 2-го спецотдела НКВД СССР по письмам, идущим в Москву из разных областей, в связи с недостатком продуктов питания и плохими видами на урожай. 27 июля 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.07.27
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 767-769
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 6. Д. 634. Л. 186-191. Подлинник.

№ 295

Разослать:

т. Меркулову 

т. Андрееву

Из 3223 документов, обработанных за 27 июля с.г., отмечено 120 сообщений, в которых авторы отмечают плохие виды на урожай озимых и яровых посевов, недостаток продуктов питания и случаи голода на этой почве. Такие сообщения отмечены в документах, идущих из Смоленской, Рязанской, Куйбышевской, Воронежской, Тульской, Тамбовской и других областей и республик. Выдержки приводим.

Смоленская обл. «...За хлебом у нас все такие же очереди, как и были. В магазинах нет ничего, ни печенья, ни конфект, даже нет табаку и папирос. Говорят, что в магазинах у нас скоро будут все продукты...» (Смоленская обл., г. Духовщина, Тилина П., в Москву, ст. Тушино, Силаевой А.М.). Док. «А».

«...Мы задолжали кругом и доедаем хлеб. Когда поедешь, то присылай на маму хлеба, а то нам гибель...» (Смоленская обл., Нов. Росчистопольск, в Москву, ст. Фили, Вытнову И.Д.). Док. «К».

Рязанская обл. «...У нас многие разъезжаются куда кто знает. Бегут от голода. У нас хлеб не купишь за деньги. Делать нечего. Я хотел в совхоз, в Мещерский, в штат, но там очень плохо, сам себя не оправдаешь. Куда деваться — не знаю, как получишь деньги, так присылай посылку: круп пудов 5 на зиму запастись, а то сразу умрем. Я ездил в Козлов за хлебом, и там стало плохо, очень много народу. Только думают об одном хлебе, очень тяжелый год. Трудно спастись, наверно, придется умирать от голода. Картофеля нет совсем, кинулись на муку и муки негде нет...» (Рязанская обл., Дубовое, в Москву, п/о 133, до востребования, Скороватову Т.И.). Док. «К».

«...У нас нет дождя, значит, ничего нет урожая, все погорело. В 38 г. хотя получили по 800 г зерновых и соломы по 1 снопу на трудодень, а в 39 г. ничего нет: ни хлеба, ни соломы. Хлеб 45 р. пуд. Думаю тоже уйти из колхоза, а куда, обдумаю, тогда пришлю, работаю день и ночь, а жить невозможно...» (Рязанская обл., Измайлово, в Москву, ст. Тушино, Казакову А.Л.). Док. «К».

«...Погода стоит скверная. Жара, засуха, все посохло, дождя не было ни одного с самой весны. У нас в хлебе ужасный кризис. По целым дням ходят в очередь, нередко бывает так, что весь день ходят и без хлеба идут домой...» (Рязанская обл., в Москву, Фокину А.А.). Док. «К».

Куйбышевская обл. «...В магазинах нет ничего, даже хлеба. Я два дня сидела на галетах. Жизнь тут ужасная, все было дорого, а сейчас в связи с мобилизацией еще дороже. Нет ни муки, ни сахару, ни круп, ни макарон, абсолютно ничего нет. Лишь бы с голоду не подохнуть. Ты не представляешь себе, как тут дорого и трудно жить. За хлебом приходится по 3 часа стоять в очереди...» (г. Куйбышев, в Москву, п/о 56, до востребования, Сидоровой Т.И.). Док. «К».

«...Нет ни одного дождя, совсем гибель на нас, как будем с малыми сестрами жить? Теперь из колхоза дожидаться нечего, ни соломы, ни хлеба, все посохло. Хлеба никак нельзя достать, 200-300 человек стоят в очереди и все равно всем не достанется. Хлеб стоит 60 р. пуд и нет его...» (Куйбышевская обл., Карсунский р-н, Руковишников Н.К., в Москву, Тушино, Руковишникову А.). Док. «К».

«...Урожай плохой, все погорело, овощей очень мало и дорогие, с хлебом перебои, большие очереди. Сахару тоже нет. В общем картина невеселая и лучшего ожидать нельзя...» (Куйбышевская обл., Сортировочный узел, в Москву, главпочтамт, до востребования, Сапрыкину И.И.). Док. «К».

Воронежская обл. «...Хлеба у нас нет и нечего получать и ожидать из колхоза. Ржи у нас совсем не было, мы ее всю засеяли просом и овсом. Дождя у нас не было все лето, и все выгорает и сохнет последнее, что есть на огородах, а что есть в поле, даже и ожидать нечего. Подходит смерть, хоть ложись и умирай с голоду. Так что мы живем плохо и хуже быть некуда, и все расходятся, все куда попало, потому что ни топки, ни корма, ни хлеба. Так мы все и бежим, я тоже думаю удрать из колхоза...» (Воронежская обл., Ольшанка, Можарова Ш., в Москву, Можарову М.И.). Док. «К».

«...У нас никаких продуктов нет, ни сахару, ни муки пшеничной. За хлебом нужно встать в 3 часа ночи. В огороде все погорело, ни картошки нет, ни огурцов, ни помидор. Дождей все лето не было, так что нам опять голодать...» (г. Хоботово, Мичуринский уезд, в Москву, ст. Тушино, Михееву П.П.). Док. «К».

«...У нас из хлеба стало трудно, кто работает в колхозе, тому хлеб дают, а кто не работает, тому не дают. В Грязях нет ни муки, ни пшена, ни хлеба...» (Воронежская обл., Грязинского р-на, Пустова М.А., в Москву, Кочеткову А.М.). Док. «К».

«...Здесь за весь июнь и июль ни одного дождя не было. Дороговизна страшная, ни капусты, ни картошки, ничего нет, а если есть, то очень дорого. За хлебом очередь, мне странно после Москвы...» (Воронежская обл., Липецк, в Москву, Муравьеву Н.К.). Док. «А».

Тульская обл. «...Я ходила за хлебом, меня чуть не задавили. У нас все посохло, дождей нет. Мы, наверное, нынешний год умрем...» (Тульская обл., Епифановский р-н, Воробьева Ф.А., в Москву, ст. Тушино, Воробьеву А.И.). Док. «К».

«...Хлеба сейчас нет, нигде не продают. У нас большая голодовка. Рожь вяжем, очень плохая, а ярового совсем нет, картошка плохая...» (Тульская обл., Большие Плоты, в Москву, Шальневой М.К.). Док. «К».

«...У нас сейчас плохо. Стоим в очереди за хлебом. У нас нет ничего, а сейчас из-за хлеба стоим и очереди с 3 часов становятся, приходится не спать...» (Тульская обл., Белев, в Москву, ст. Тушино, Позднякову А.И.). Док. «К».

Тамбовская обл. «...У нас стоит засуха, ржи озимой совсем нет, а яровое все засохло. Насчет хлеба очень трудно, в ларьках очереди очень большие. Мука у нас 50 р., пшено 70 р., картошка 20 р., так что у нас будет голод, как в 35 году...» (Тамбовская обл., Ракша, в Москву, Зобнину В.Н.). Док. «К».

«...Урожай очень плохой, на гумне все посохло, пшеницу убрали корове на корм, просо все посохло. В колхозе тоже очень плохо, озимое подпахано, ярового нет. Хлеб 50 р., пшено 75 р....» (Тамбовская обл., Старо-Юрьевский р-н, Юдаков Т.М., в Москву, Юдакову Н.М.). Док. «А».

«...Сейчас у нас очень плохо, дождей совсем нет. Проса нет, все погорело и так надежды нет. Не знаю, что делать. Все семьи вербуют и все едут с семьями кто куда...» (Тамбовская обл., Баждановка, в Москву, Никитину Е.А.). Док. «А».

Из разных областей

«...Цены на хлеб значительно поднялись, мука 85 р. пуд, пшено 90 р. и яровое начинает сохнуть, а рожь всю весной сломали. Нигде на полях и усадьбах не осталось ни одного снопа, только одно яровое и то все сохнет, так что голодовка повсюду, поэтому хлеб дорог...» (Горьковская обл., Вознесенский р-н, Жданова В.П., в Москву, Жданову В.К.). Док. «К».

«...Здесь мясо трудно достать и сахару, мыла тоже нет. Масло сливочное 9-8 руб. фунт. Я ходила на базар, думала найти песок, но нигде не продают. Стояла один день в очереди, и сахара никакого не было, простояла зря...» (г. Житомир, в Москву, Пуганову И.В.). Док. «А».

«...В Житомире около месяца нет сахара ни фунта, так что захвати по дороге с собой, а то будешь сидеть без сахара. Для мамы сейчас необходим сахар, но очень трудно достать...» (Житомир, Сивко Ф., в Москву, Смирнову И.). Док. «А».

«...Хлеб трудно очень достать, с 5 часов утра становятся в очередь и дают по 2 кг, но всем не достается. Тут у нас так, как у вас за мануфактурой...» (Ленинская ж.д., с. Бордаково, Иванеева М.И., в Москву, Фили, Иванееву С.И.). Док. «К».

«...У нас в Хлыстовке и в других селах засуха охватила 100 км. Дело у нас плохое, даже грозит смерть. Сена нигде нет, хлеб дорогой, а скотина дешевая...» (Мордовская АССР, в Москву, Королеву П.С.). Док. «К».

«...Жизнь в Чебоксарах очень дорогая. Здесь голод и ничего нет...» (Чувашская АССР, Чебоксары, в Москву, Луневу Н.И.). Док. «К».

Зам. нач. 3[-го] отделения 2[-го] спецотдела НКВД СССР

лейтенант госбезопасности Солнышкин