Докладная записка руководству Вяземского райотдела НКВД о результатах проверки по письмам колхозников. 14 июля 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.07.14
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 761-763
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 6. Д. 602. Л. 133-134. Подлинник.

№ 292

Докладная записка руководству Вяземского райотдела НКВД о результатах проверки по письмам колхозников85

Начальнику Вяземского РО НКВД

лейтенанту госбезопасности т. Моисееву

1. Старо-Рожново Степаниковский сельсовет. Выездом в Степаниковский и Жулинский сельсоветы Вашему поручению мной установлено:

1) По Степаниковскому сельсовету, д. Ст[аро]-Рожново, фамилия «Климова». В д. Ст[аро]-Рожново под фамилией «Климова» имеется три двора:

а) Климова Варвара, одинокая женщина, лет 43, колхоз[ница];

б) Климова Анна, 46 лет, колхозница, имеет двух сыновей. Один — 24 лет, работает трактористом в МТС, второй — 14 лет, работает в колхозе.

в) Климов Петр Иванович, 42 лет, из крестьян-середняков, быв. председатель колхоза, имеет 7 чел. детей в возрасте от 1 до 15 лет, получает пособие по многодетности. Имеет корову и мелкий скот. В колхозе работают жена и старшая дочь. Сам Климов работает на стороне по плотницкой части, в данное время в с. Степаники работает по постройке сельмага.

Из разговоров с предколхоза, бригадиром и колхозниками установлено, первые двое: т.е. Климова Варвара и Климова Анна, как в материальном смысле, так и в отношении обеспечения хлебом, находятся в неплохих условиях. Первая, совершенно одинокая, работает в колхозе, вполне трудоспособная. Вторая, Климова Анна, также находится в лучших условиях, нежели другие колхозники, так как кроме зарабатываемых ею в колхозе трудодней старший сын ее, работающий трактористом МТС, также получает приличную заработную плату и месяц тому назад получил 5 ц ржи, что вполне обеспечивает их семью, состоящую из 3-х чел. Помимо упомянутых хозяйств в д. Старо-Рожново проживает семья Климова Петра Ивановича, состоящая из 7 чел. детей, откуда единственно могли исходить письма панического настроения о переживаемом голоде.

Снабжение хлебом

Деревня Старо-Рожново Степаниковского сельсовета Вяземского района, от районного центра отстоит в 15 км. Вследствие неурожая в прошлые годы отдельные хозяйства получили за все время от 30 кг до центнера костерю и в небольшом количестве картофеля, едва хватившего на обсеменение усадеб. Вследствие этого население деревни Ст[аро]-Рожново, как и другие, в течение всего зимнего периода, а с весны особенно ощущали потребность в печеном хлебе. Особенно напряженное состояние с хлебом наблюдалось в течение апреля-мая-июня, когда в городе у магазинов создавались большие очереди за хлебом, а в деревне, в сельпо, дело со снабжением хлебом было еще не налажено. Единственным местом получения хлеба был город Вязьма, где получение его было в первый период затруднительным из-за очередей. Нередки были случаи, когда колхозники, израсходовав 2 руб. 10 коп. на проезд на поезде, на питание в городе и, потеряв целый день, возвращались в деревню с одной буханкой хлеба в 2 кг, хватавшей на один обед большой семье.

Организованная продажа хлеба в сельпо в с. Степники первое время также не обеспечивала потребности населения в хлебе, потому что выпечка производилась только

1 раз в сутки, не доставало пекарей и ряд других причин. Создавшееся положение вызывало панические настроения в отдельных семьях колхозников, находившие отражение в письмах, посылаемых родным в Москву, Ленинград и др.

К числу таковых семей следует отнести и семью Климова Петра, потребление хлеба которой ограничивалось в связи с его недостатком. Жена Климова рассказывает: «С утра пошлешь двух девочек в Степники в сельпо, в очередь, а они в 6 час. вечера придут и без хлеба». Семья Климовых материально обеспечена удовлетворительно, в течение ряда лет получает пособие по многодетности, муж в течение 2 лет [был] председателем колхоза, а сейчас работает плотником в отходе, на стороне.

В данное время положение со снабжением хлебом значительно улучшилось. Хлебопекарня в сельпо перешла на работу в круглые сутки, налаживается вопрос с развозкой хлеба по колхозам. Выезжающие в базарные дни в город на базар колхозники привозят хлеб в неограниченном количестве. Больших затруднений с хлебом за последнее время не наблюдается.

2. Колхоз «Тяжино» Жулинского сельсовета. Дер. Тяжино находится от г. Вязьмы на расстоянии 25 км. Семья обследуемого Волкова Г.Н. состоит из 7 чел.: муж, жена, старуха-мать и четверо детей в возрасте от одного до 13 лет; хозяйство в колхозе с 1935 г., с момента организации. Имеется одна корова. Единственным работником в семье по существу является только одна жена — Волкова О.Т. — 39 лет. Сам Волков больной, физически работать совершенно не может, часто хворает. Мать — старуха-инвалидка, сухорукая. Старшей дочери 13 лет. В течение двух лет, до февраля с.г., Волков работал председателем колхоза. Снят с работы за плохое руководство. Недавно выехал к брату в Москву для лечения. Отсутствие трудоспособных в семье Волкова в течение ряда лет, более благополучных по урожайности, не обеспечивало необходимых потребностей семьи, а при наличии неурожая 1938 г: (на трудодень пришлось 180 г муки) и снятии с работы предколхоза самого Волкова Г.Н. поставили эту семью в тяжелое материальное положение, следствием чего в письмах в Москву к брату мужа, работающему агентом по закупке в одной торгующей организации, полетели панические вопли о голоде. По отзывам колхозников, брат Волкова проживает в Москве, оказывает семье последнего большую материальную помощь, без которой она очутилась бы в более трудном положении. В данное время Волков Г.Н. проживает у брата в Москве, проходит лечение.

Снабжение хлебом

В дер. Тякино [дело] обстоит следующим образом: точки, выпекающие хлеб, имеются в следующих пунктах: с. Жулино (центр сельсовета в 5 км от Тякино), с. Дрожкино соседнего Знаменского района — в 6 км от д. Тякино и д. Красная — в 9 км от Тякино; в одни руки отпускается не более 2 кг. Это положение вынуждает семейных периодически выезжать в г. Вязьму с целью приобретения хлеба в потребном количестве, используя колхозных лошадей и теряя рабочее время. В разговорах с колхозниками и с самой Волковой Ольгой на разные отвлеченные темы о делах колхоза, а между этим и о снабжении хлебом, создается впечатление о том, что в данное время вопрос с хлебом обстоит не так остро, как было в апреле-мае и июне. Возможность свободного получения хлеба в Вязьме используется населением деревни при всякой поездке кого-либо из колхоза в город по делам, на базар и т.д. От поездки до поездки в город хлеб, хоть и ограниченно, приобретается в сельпо. В обоих колхозах — Тякино и Ст[аро]-Рожново, виды на урожай в текущем году озимых и яровых (рожь, овес, лен) хорошие, за исключением картофеля, рост и развитие которого из-за недостаточного количества дождя сильно задерживается и внушает некоторое опасение за дальнейшее. Наряду с этим отмечается неурожай клеверов, причиной чего, по отзывам отдельных колхозников, послужила бесснежная зима и вымерзание его. Вместе с плохим состоянием луговых трав, скос которых подходит к концу, недород клевера в значительной степени подрывает кормовую базу для дальнейшего развития животноводства.

Следователь УГБ сержант госбезопасности Федоров

 85    История этого документа заслуживает внимания, так как проливает некоторый свет на работу НКВД. Первый выявленный нами док. — это спецсводка от 23.5.1939 г. 2-го отдела УНКВД по Смоленский области, отправленная начальникам УНКВД и начальнику 2-го отдела НКВД СССР с выдержками из писем колхозников Вяземского района Смоленской области «о продовольственном положении в деревне». Как говорится в сводке, «авторы [писем] описывают, что у них ощущается острый недостаток продуктов питания и в особенности хлеба и что на приобретение последнего отдельные семьи вынуждены продавать домашние вещи, а ряд семей, в том числе и авторов, якобы по 3-4 дня совершенно не имеют хлеба». В сводке приводится письмо колхозника Климова, жителя деревни Старо-Рожново, который пишет: «Хлеба у меня нет, ем жмачные лепешки, купить не на что и продать нечего, здоровье плохое» (Д. 974, Л. 1-3). О различных Климовых, проживающих в деревне Старо-Рожново, пойдет речь в докладной записке, включенной в данный сборник.

Следующий док. — недатированное (приобщенное к делу 9 июля) письмо Л. Берии (Ф. 3. Оп. 7. Д. 974. Л. 4), в котором он приказывает начальнику УНКВД по Смоленской области тщательно проверить с выездом в район, «действительно ли имели место факты, изложенные в письмах», работают ли авторы писем в колхозах, и если да, то как, и не является ли это провокацией. По-видимому дело ему кажется достаточно важным, чтобы отправить в Смоленск ст[аршего] оперуполномоченного ГЭУ НКВД, некого Ножкина. Выбор оперуполномоченного из Главного экономического управления НКВД свидетельствует о том, что Берия хочет в первую очередь информацию о перебоях в торговле, что подтверждается док. № 294 — «спецсообщение УНКВД по Смоленской области о положении с торговлей хлебом».

11 августа Ножкин посылает наркому докладную записку, в которой он информирует его о проделанной работе и приходит к заключению, что хоть и были случаи перебоев в торговле хлебом, но в большинстве случаев письма являются клеветническими (Ф. 3. Оп. 7. Д. 974. С. 56-75).

Публикуемый в настоящем сборнике док. № 292 — результат проверочной работы, проделанной следователем УГБ под фамилией Климов о жителях, проживающих в деревне Старо-Рожново Вяземского района и о перебоях с торговлей хлебом, которая должна была позволить начальнику вяземского райотдела НКВД, которому адресована настоящая докладная записка, отчитаться перед начальником УНКВД по Смоленской области, а тот, в свою очередь, ее использовать наряду с другими, до нас не дошедшими проверками для ответа на письмо наркома.