Докладная записка НКВД БССР о стягивании хуторов по районам БССР, по данным на 5 марта 1938 г. 11 марта 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.03.11
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 593-596
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 5. Д. 1034. Л. 33-41. Копия.

№ 232

Начальнику 4 [-го] отдела ГУ ГБ НКВД СССР комиссару госбезопасности 3 ранга т. Каруцкому

Решением ЦК КП(б)Б в 1938 г. по пограничным районам БССР намечается стягивание 30 217 хуторских хозяйств в центре колхозов. Несмотря на важность этого мероприятия, подготовительная работа в районах идет плохо. Со стороны райкомов КП(б)Б и райисполкомов массовая работа не развернута. От заготовки лесоматериалов, предназначенных для переселения, устранялись. Поступающие сведения в НКВД БССР говорят об угрозе срыва мероприятий по стягиванию хуторов в 1938 г., как это имело место в прошлом 1937 г.

Лепельский район. По району в 1938 г. нужно стянуть 1079 хуторских хозяйств. Этой работой никто не занимается. Вся подготовительная работа по стягиванию хуторов пущена на самотек. В результате очень мало подано заявлений о желании переселяться. Из общего числа поданных заявлений только пять заявлений от единоличников.

Слуцкий округ. По районам Слуцкого округа среди хуторского населения разъяснительной работы по стягиванию хуторов почти не проводится.

Домановический район. По району нужно стянуть 1900 хуторских хозяйств. Массовая работа проводится слабо. Имеется только 600 заявлений о желании переселяться. Работники сельсоветов Суховического вместо разъяснительной работы ходят по хуторам, составляют списки на хуторские хозяйства, что им необходимо для переселения и заставляют подписываться.

Мозырский район. По плану 1938 г. намечено стянуть 504 хутора. Разъяснительная работа вокруг этого мероприятия совпарторганами не проводится, в результате чего имеются отказы от переселения. В Клинском сельсовете намечено стянуть 70 хуторов, подано заявлений только 5. Остальные переселяться отказываются. Дорожко Павел, быв. середняк, колхозник, заявил: «Я буду жить на своем хуторе и никуда переселяться не буду. У меня хороший огород и усадьба, и никто не имеет права меня трогать». Добанов Игнат, колхозник, заявил: «К черту вас с вашими центрами, не буду переселяться, мне неплохо на хуторе. Я знаю, что сижу на своей собственной усадьбе, и меня никто не сгонит». По Гулевическому сельсовету отказались от стягивания пять хозяйств. Колхозник Борисенко заявил: «Я знаю, что на своей усадьбе буду жить, и меня никто не тронет, а если меня переселят, я поселюсь на чужом участке, впоследствии меня могут прогнать». Мацкевич Алексей, колхозник колхоза «Смычка», отказался от переселения и заявил: «Лучше я буду жить там, где прожил век. Не надо мне никакие новые усадьбы».

Копаткевический район. По району из имеющихся 1598 хуторов намечено стянуть 750 хозяйств. Никакой разъяснительной работы вокруг этого мероприятия не проводится. Приусадебные участки для переселяемых не отведены и неизвестно где будут отводиться. Лесостроительные и др. стройматериалы не заготавливаются и не подвозятся. Всего по району изъявило согласие на переезд 250 хозяйств.

Логойский район. По плану намечено стянуть 1186 хуторских хозяйств. Подготовительная работа к переноске этих хозяйств проходит слабо. Недостаточно проводится массово-разъяснительная работа, благодаря чему имеется только 500 заявлений от хуторян, которые почти в каждом заявлении пишут о нежелании переселяться и просят оказать денежную помощь на ремонт хуторских хозяйств.

Краснослободский район. По району намечено стянуть 350 хуторов. Подано от хуторян 120 заявлений, в которых колхозники изъявляют согласие на переселение. Среди поданных заявлений нет ни одного заявления от единоличников, несмотря на то что по плану намечено стянуть 90 единоличных хуторских хозяйств.

Для стягивания хуторов по решению ЦК КП(б)Б до 1 марта нужно было заготовить и вывезти лесоматериал, иначе в связи с наступлением весенне-посевной кампании эта работа будет сорвана и мероприятия по стягиванию хуторов будут не выполнены.

По Лепельскому району и районам Слуцкого округа заготовка и вывозка лесоматериалов стоят под угрозой срыва.

Лепельский район. Для стягивания хуторов по плану нужна 21 тыс. кубометров лесоматериалов. Наряд получен только на 4000, остальной лесоматериал предложено изыскать из лесов местного значения. Однако, несмотря на то что весь лесоматериал должен быть заготовлен и вывезен к 1 марта, ни райком, ни райисполком этой работой не занимаются. Заготовка и вывозка материалов стоят на мертвой точке.

Слуцкий округ. Решением правительства для стягивания хуторов установлен специальный отпуск леса и др. строительных материалов, но до сего времени ни наряды на лес и др. стройматериалы не получены, что ставит под угрозу срыва план стягивания хуторов.

Копыльский район. Для стягивания хуторов требуется по плану 12 тыс. 400 кубометров леса. На этот лес наряд получен только на 4 тыс. кубометров. До сего времени неизвестно, где будет заготавливаться отпускаемый лес. Отпущено также 28 тыс. черепицы, 100 тыс. кирпича, но к вывозке их не приступали.

Имеет место факт неправильного планирования получения стройматериалов, благодаря чему получается встречная перевозка. Слуцкий район кирпич для стягивания хуторов должен получать в Бобруйске, а кирпич со Слуцких заводов отпускается районам не Слуцкого округа. Благодаря неправильному планированию снабжения стройматериалов Слуцкому округу спущен наряд на получение кирпича из Бобруйских кирпичных заводов, а кирпичным заводам Слуцкого района выданы наряды для отпуска кирпича для строительства вне округа.

По ряду районов до сего времени не <...>решен вопрос о порядке стягивания хуторов и финансирования переселяемых хозяйств. Землеустроители не имеют никаких указаний об отводе земель переселенцам, также неясен вопрос, как будут переселяться семьи, главы которых репрессированы.

Слуцкий округ. По Слуцкому, Любаньскому, Старобинскому, Гресскому и Копыльскому районам до сего времени не <...>решен вопрос о финансировании переселяемых хозяйств и оказании им помощи по перевозке их построек. Местные совпарторганы указания по этим вопросам не имеют. Планы переселения хуторов не составлены. Живущие на хуторах не знают, куда будут переселяться. Землеустроители не имеют указаний об отводе земель для переселенцев.

В Старобинском и Любаньском районах имеется ряд семей, живущих на хуторах, главы которых репрессированы, о порядке стягивания этих хуторов нет никаких указаний, также нет указаний о финансировании этих хозяйств.

Лепельский район. Житель г. Таронковичи Гальковский Иван Григорьевич, активный сектант, среди населения говорит: «Соввласть издала закон о стягивании хуторов, но крестьяне не должны соглашаться на переселение, т.к. Соввласть скоро падет, придут поляки и тогда будем расстреливать колхозников. Это подходит конец Соввласти, и те, кто переселится, при перемене власти будут уничтожены».

В феврале 1938 г. на собрании колхозников колхоза «Новая жизнь» Пышнянского сельсовета по поводу стягивания хуторов выступил колхозник Шантор Косиор Осипович, в прошлом активный контрабандист, и заявил: «Никуда переселяться не будем, будем жить на своих хуторах». Бригадир этого же колхоза Урбан Яков, быв. дезертир РККА, выступил и сказал: «Я с хутора никуда не поеду», — и демонстративно ушел с собрания.

Копаткевический район. Кулачка Мажар, жительница дер. Красная Слобода, среди населения говорит: «Стягивают в место, чтобы хуже жилось, лишают людей пастбища, земли и этим хотят загнать в колхозы». Дробов Никифор, житель дер. Красная Слобода, единоличник, среди хуторян говорил: «Хутора стягивают потому что, видимо, скоро будет война, переселяться в деревню опасно, т.к. во время войны стрелять в основном будут по колхозам». Колхозник колхоза «Ударник» Кошевического сельсовета Ивашкевич Митрофан Андреевич среди колхозников говорит: «Зачем стягивают хутора, затрачивают средства, все равно пользы нет, на хуторах живут старики и вдовы, которые в колхозной жизни никакого участия не принимают».

Освейский район. Житель дер. Сенаково Ермак Аркадий Иосифович, поляк, кулак, единоличник, среди колхозников говорил: «Стягивать хутора крестьян не нужно, пусть коммунисты стянут кишки, скоро они будут помнить нас за тех крестьян, которых они раскулачили и выслали». Харлас Гертруда, жительница дер. Нарушево, полька, быв. пред, костельного совета, среди колхозников говорила: «Большевики хотят стянуть хутора в колхозный центр, этого не будет, скоро должна быть польская власть, большевикам тогда стянут ноги и головы». Транченок Петр Николаевич, житель м. Освея, быв. урядник, кулак, среди населения говорил: «Советская власть хочет окончательно разорить крестьян, заставляет стягивать хутора, довольно, что они одели крестьянам петлю на шею со своими колхозами, а затем с хуторами. Скоро Советская власть будет разбита, тогда мы этой петлей будем душить коммунистов». Макеенок Тарас Николаевич среди колхозников говорил: «Должна скоро быть война, начали стягивать колхозы в одну кучу, это в случае того, чтобы все были вместе. Это есть признак скорейшей гибели Советской власти». Ермак А.И., Харлас Г., Транченок П. и Макеенок Т. арестованы.

Домановический район. Колхозница колхоза «Авангард» Шелег Евдокия среди колхозников 12 февраля говорила: «Нигде нет спокоя, задумали переселяться с хуторов, это значит — возьми кредит, а потом за это заберут последнюю корову». Единоличник дер. Осташковичи Захаренко Игнат говорил: «Хотят стянуть нас в деревню, но это не выйдет. Нам нужно, чтобы создали хорошую жизнь хуторянам». Единоличник дер. Погорелая Слобода Крег Гордей среди населения говорил: «Меня насильно никто не заставит переселяться с хутора, я не пойду и в колхоз никогда не вступлю».

Бегомльский район. Бобрик Михаил Давидович, баптист, среди населения говорит: «Вы говорите, что теперь свобода, а почему заставляете меня переносить свое жилье, если вам надо, то берите сами и перевозите мой хутор куда хотите». Тихоновен Николай Герасимович, 60 лет, среди населения говорит: «Хутор мой можете перевозить, а я останусь жить в бане, которую мне оставьте».

Краснослободский район. Колхозник колхоза «IV партсъезд» 19 февраля 1938 г. среди допризывников говорил: «Раньше враги народа хутора насаждали, а теперь тоже враги хутора стягивают» (колхозник Мисник). Единоличник пос. Теребехово Левкович Игнат говорил: «Я переселяться с хутора не буду, а если кому надо, чтобы я переселился, пусть построят хороший новый дом с надворными постройками, тогда я переселюсь». В колхозе «Власть Советов» имеются две семьи хуторян, главы которых — Борисевич и Буриловский репрессированы, оставшиеся родственники заявляют: «С хутора мы никуда не пойдем, пусть нас забирают и везут куда хотят».

Копыльский район. Колхозник колхоза «Ильич» Казиль Иван колхозникам говорил: «Я со своего хутора никуда не поеду, и дурак будет тот, кто согласится с хуторов переходить в деревню».

По вопросу отвода переселяемым хуторянам усадебных участков в центре колхоза Слуцкой окрЗО дало установку районам своего округа до весны не отводить усадеб для переселяемых, благодаря чему колхозники, желающие переселяться, не знают, куда возить им лесоматериалы и т.д.

В Краснослободском районе имеется четыре колхоза: «Новая заря», «Чырвоны гвардеец», «КИМ» и «Колос», которые исключительно расположены на хуторах и все подлежат стягиванию. В колхозах недостает рабочих рук и тягловой силы. Колхозы не в состоянии своими силами провести стягивание хуторов, однако, несмотря на такое положение, районные организации указанным колхозам надлежащей помощи не оказывают, и есть угроза, что стягивание хуторов по этим колхозам будет сорвано. №46561.

Нач. 4[-го] отдела УГБ НКВД БССР ст. лейтенант госбезопасности Ермолаев