Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю о недочетах в ходе отчетной кампании сельсоветов, по данным на 25 октября 1936 г. 31 октября 1936 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1936.10.31
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 348-351
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1286. Л. 74-81. Копия.

№ 123

ЦК ВКП(б) тов. Поскребышеву (для тов. Сталина)

СНК Союза ССР Могильному (для тов. Молотова)

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Ежову

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Кагановичу

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову

Сельхозотдел ЦК ВКП(б) тов. Яковлеву

В настоящее время по всему Северо-Кавказскому краю широко развернулась отчетная кампания сельских советов, начались также и районные съезды советов. Отчетная кампания проходит при значительной активности колхозников, о чем свидетельствуют, наряду с широким обсуждением работы советов, многочисленные отзывы депутатов, которые своей бездеятельностью не оправдали доверие избирателей.

Только по 11 избирательным участкам Гудермесского района Чечено-Ингушской обл. отведены из сельсоветов 62 депутата, замененных колхозниками-ударниками. По Левокумскому району (Терек) из числа отчитавшихся 113 депутатов отведено 57 чел. (29 чел. за бездеятельность и 28 чел. за неудовлетворительную работу). Имеются также случаи отвода избирателями нетрудоспособных председателей сельских советов.

Однако в ряде районов имеются серьезные недочеты в организации отчетной кампании. Основные из них: явно неудовлетворительная подготовка отчетных собраний (несвоевременное извещение избирателей, невручение повесток, неподготовленность помещений и т.д.), в результате — слабая явка избирателей на отчетные собрания: многочисленные срывы назначенных собраний; плохая подготовленность депутатов к отчетам о своей работе (некоторые из депутатов приходят на собрание совершенно не осведомленными о деятельности советов); недостаточная в ряде мест активность избирателей при отчетах депутатов.

Гофицкий район. В с. Гофицком, в колхозе «Красный Перекоп» на собрании из 217 чел. явилось 30. Собрание не состоялось. В с. Д. Белка, в участке колхоза им. Яковлева на собрание пришли 37 чел. из 133. На собрании был поставлен отчет члена сельсовета Кобзевой — звеньевой колхоза, ударницы. Кобзева не была проинструктирована и не снабжена материалами о работе совета и потому не могла делать доклад. По этой причине собрание постановило отвести Кобзеву из состава совета. К концу собрания осталось не более 10-15 чел. По Высоцкому и С[ухо]-Буйволинскому сельсоветам проверка наказов избирателей и отчет депутатов проходит формально, без должной активности избирателей. Везде собрания малочисленны. Очень мало выступающих. В Сухо-Буйволинском сельсовете отведено на собраниях 20 % членов сельсоветов по мотивам «бездеятельности». Характерно, что из числа отведенных — 30 % рядовых женщин-колхозниц, которые президиумом сельсовета недостаточно привлекались к работе.

Невинномысский район. Явка избирателей на собрания низкая. В ст. Беломечетской на участке хут. Яман-Джалга на собрании участвовало лишь 52 % избирателей. Председатель сельсовета Кануцуров сообщил в РИК, что собрание прошло хорошо. В с. Красно-Деревенском назначенное на 5 октября общее собрание было сорвано из-за неявки уполномоченного сельсовета. В Тимофеевском сельсовете назначенное на 3 октября собрание также было сорвано из-за неявки избирателей, а 4 октября собрание вместо 10 час. утра открылось лишь в 1 час дня, а к концу собрания больше половины избирателей разошлось. На вторичном собрании часть собравшихся настаивала на отводе из состава совета председателя Федоренко по следующим мотивам: «Федоренко беспартийный, а беспартийным районные организации плохо помогают».

Моздокский район. Отчетная кампания проходит вяло. В станицах нет должной подготовки. Явка избирателей на собраниях везде низкая. В ст. Черноярской, например, на первом участке из 125 чел. пришли лишь 38 чел. В ст. Ново-Осетинской в первом участке из 83 чел. на собрание явились 40 чел. Сорвано собрание рабочих и служащих Павлодольской МТС, где из 120 чел. пришли 50 чел.

Воронцово-Александровский район. В с. Воронцово-Александровском 4 октября из-за неявки избирателей были сорваны собрания в шести избирательных участках, а на седьмом участке собрание состоялось при наличии 30 % избирателей. Обсуждение проекта новой Конституции развернуто явно неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев проект Конституции лишь зачитывается, вопросов задается мало, а также не вносятся предложения.

Степновский район. Ряд отчетных собраний был сорван, а там, где собрания состоялись, они проходили при недостаточной явке избирателей, вяло, без развернутой самокритики. В с. Никольском из 244 избирателей па собрании присутствовали 90.

Такое же положение и в Чечено-Ингушетии. В ряде районов здесь отчетная кампания сельсоветов еще фактически не началась. Явка избирателей на собрания недостаточная (по Урус-Мартановскому району явка не превышает 30-40 %).

Повсеместно продолжается обсуждение проекта советской Конституции при неослабевающем и глубоком интересе колхозников. На собраниях по докладам задается много вопросов, колхозники обращаются с разъяснением отдельных пунктов Конституции в районные и краевые организации, требуют постановки докладов, читки текста Конституции и т.д. На собраниях избирателей и пленумах сельсоветов вносится большое количество деловых предложений и дополнений к Конституции.

Местные и районные организации далеко не везде удовлетворяют стремление колхозников к глубокому изучению проекта Конституции. Имеется много случаев формального обсуждения этого важного документа.

На собрания часто посылаются неподготовленные докладчики, которые ограничиваются лишь зачитыванием текста Конституции и отказываются отвечать на вопросы участников. На собраниях и пленумах сельсоветов отдельные колхозники (главным образом под влиянием кулацкого и проч. а/с элемента) пытаются в форме «постановки вопросов» докладчикам и предложений протащить рваческие, «уравнительные», а иногда прямо антиколхозные требования.

На собрания в Ипатовском районе вносились такие предложения и задавались следующие вопросы: «Дополнить 119 ст. Конституции следующим: давать колхозникам трудовые отпуска наравне с рабочими и служащими, с сохранением среднего заработка в трудоднях». «Внести в проект Конституции пункт об установке специальных выходных дней для колхозников». «Дополнить ст. 120: все колхозники должны обязательно застраховать колхозников через страхкассы. Производить государственное обеспечение нетрудоспособных колхозников». «Почему у нас в СССР работают по-разному: одни шесть, другие семь, третьи восемь часов, а колхозники работают больше всех. Нельзя ли приравнять колхозников к рабочим и служащим?»

На собрании колхозников с/х артели им. Максима Горького (с. Безопасное, Труновский район), посвященном обсуждению проекта Конституции, вносились предложения: «Отменить зерновые, мясные и молочные поставки колхозами государству». «Давать хлеб государству после обеспечения колхозников, и только в том случае, если будут излишки, а то берут хлеб, а колхозники остаются голодными».

В Новоселедком районе на собраниях ставились вопросы: «Почему государство не откажется брать налоги с колхозников и колхозов?» На собрании, посвященном обсуждению проекта Конституции, в колхозе им. Димитрова Птиченского сельсовета (Изоблинский район) колхозник, член совета Колотухин задал докладчику вопрос: «Почему в зерносовхозах, фабриках и заводах получают зарплату, а колхозники работают вслепую, не зная, получат ли что-либо или нет. Я вношу предложение в проект Конституции, чтобы колхозники получали гарантийный минимум».

В связи с опубликованием и обсуждением проекта Конституции в национальных областях и в ряде русских районов кулацко-мусульманские элементы распространяют провокационные слухи о «роспуске колхозов», «вышедшем декрете об открытии мечетей и церквей» и т.д. Особенно поражены этой провокацией Северо-Осетинская обл. и горные районы Дагестана и Чечено-Ингушской Автономной обл. С усилением массово-разъяснительной работы в деревне, после перевода текста Конституции на основные языки национальностей волна провокаций значительно снизилась.

Однако и сейчас еще по ряду мест (особенно там, где обсуждение проекта Конституции не проводилось или проведено недостаточно) антиколхозная к.-р. провокация продолжает распространяться, порождая нездоровые настроения среди неустойчивой части колхозников. «Нужно ждать съезда. Как только утвердят новый закон, сейчас же выйдет распоряжение расходиться из колхозов, так как в Конституции прямо сказано: каждый может жить, как хочет» (Чечня). «Есть новый закон — кто не хочет работать в колхозе, может выйти свободно, ему дадут землю и скот, налогом облагаться не будет, хлеб тоже требовать не будут» (Дагестан). «Сейчас везде и всюду распускают колхозы. Власть скрывает от нас, что в Грузии колхозов уже нет. Скоро и к нам придет распоряжение о выходе из колхозов, коммунистам приходит конец» (Северная Осетия).

Заметное оживление и среди эсеровских элементов на Ставрополье. Ряд быв. активных эсеров ведут разговоры о необходимости «держаться ближе друг к другу», «изучать Конституцию и готовиться к выборам». Наиболее характерны следующие высказывания быв. эсеров: «Я помню, в 1925 г. при широкой демократии выборов в советы мы одержали победу, провели своих людей в сельсовет, а коммуниста Лихачева провалили. Так и сейчас при новой Конституции будет всем работы по горло. Прозевали в 1918 г., зато сейчас вернем потерянное. Это время уже не за горами». «Как только будет принята эта новая Конституция, так епархия большевиков провалится, ибо никто большевиками не доволен. Наши ребята социалисты-революционеры есть и сейчас, но только все спрятались, а сейчас они вылазят и еще себя покажут». «Если бы мы могли все сплотиться, тогда можно было бы выступать со своими кандидатами на выборах. Но пока некому нас организовать, нужно что-нибудь делать, а главное нужен хороший руководитель» (Александровский район).

На отчетных собраниях и пленумах сельсоветов зафиксировано несколько открытых а/с выступлений кулаков и подкулачников против Конституции. На собрании избирателей хут. Маковского Невинномысского района подкулачник, разложившийся быв. красный партизан Гончаров заявил: «Будь она проклята Конституция, душат нас, как собак, и живем мы как собаки, хуже, чем при помещике. Спали в навозе и сейчас спим». Гончаров арестован.

В с. Московском Изобилинского района на собрании избирателей быв. кулак Колчумов, недавно вступивший в колхоз, задал докладчику два вопроса: «Какая разница между буржуйскими и советскими специалистами» и «Почему теперь не организуют коммун». Потом Колчумов выступил на собрании: «Конституция говорит: кто не работает, тот не ест, но нужно понимать наоборот. У нас на деле — кто работает, как наши колхозники, тот не ест, а руководители жиреют за наш счет». В беседе с колхозниками Кочумов сказал: «Коммунисты выдумывают разные конституции не для колхозников, а для толстокожих и толстобрюхих. Руководители везде глотки дерут о достижениях, но это все обман». Колчумов привлечен к ответственности.

В с. Софиевском Ипатовского района пробравшиеся на собрание подкулачники бросали докладчику реплики: «Нам Советская власть надоела еще в 18[-м] году, зачем теперь эта власть?», «Я думал, что, говоря о Конституции, вы скажете о перемене власти». О недочетах в ходе отчетной кампании и обсуждении проекта Конституции информирован крайком ВКП(б). № 2-3206.

Раев