Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю о хозяйственном и политическом состоянии колхозов в немецких селениях края. 13 октября 1936 г.
№ 119
ЦК ВКП(б) тов. Поскребышеву (для тов. Сталина)
СНК Союза ССР Могильному (для тов. Молотова)
Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Ежову
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Кагановичу
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову
Сельхозотдел ЦК ВКП(б) тов. Яковлеву
В Северо-Кавказском крае имеется 93 немецких селения, в них 7722 хозяйства и населения — 40 897 чел. Немецкие селения расположены в Терских и Кубанских казачьих районах, в районах Ставрополя, а также национальных областях — в Кабарде, Дагестане и Сев[ерной] Осетии. Наибольшее количество немецкого населения и самые крупные населенные пункты расположены в районе Кавказской группы Минеральных Вод (16 селений, свыше 7 тыс. жителей); вблизи важнейших предприятий г. Орджоникидзе («Электроцинк», Бесланкомбинат), у выхода на Военно-Грузинскую дорогу; в Терских и Кубанских районах, главным образом — по линии главной железнодорожной магистрали.
В Либкнехтовском районе, непосредственно граничащем с казачьей станицей Невинномысской, где расположена крупнейшая государственная шерстомойка оборонного значения, имеется четыре больших немецких селения с населением 6893 чел. В ДАССР и Кабардино-Балкарии все немцы живут на плоскости, на наиболее лучших и удобных землях.
Немецкие селения на Северном Кавказе, как правило, территориально группируются по религиозному признаку. Имеется 17 лютеранских, 13 менонитских, 15 баптистских, два католических и 16 селений, жители которых принадлежат к другим религиозным течениям и сектам. Всего на Северном Кавказе имеется 79 немецких колхозов. Большинство этих колхозов (исключая некоторые, расположенные в засушливых районах Ставрополья) хозяйственно крепкие, с большим количеством хорошей земли и посевных площадей, с крупными животноводческими фермами, с высокой доходностью.
Многие немецкие колхозы имеют земли значительно больше, чем колхозы в русских селах. В Ипатовском, Степановском районах в среднем на одного трудоспособного колхозника приходится посева в 1936 г.: в русских колхозах — 3,3 га, а в немецких — 6 га. По 59 обследованным немецким колхозам (5618 хозяйств) имеется 15 677 голов обобществленного крупного рогатого скота, находящегося в индивидуальном пользовании колхозников, или 2,8 головы на хозяйство. Большинство колхозов имеют по несколько животноводческих ферм (МТФ имеют поголовно все колхозы). Тягловой силой немецкие колхозы обеспечены лучше, чем русские. Те же 59 колхозов имеют 4041 лошадей (в среднем лошадь на одно хозяйство). Между тем русские колхозы имеют значительно меньше лошадей. Моздокский казачий район имеет 3874 головы (на 10 тыс. колхозных хозяйств), Невинномысский казачий район — 4000 лошадей (на 5000 хозяйств).
Общая доходность в немецких колхозах значительно выше, чем в соседних русских. Все немцы-колхозники во всех районах имеют крепкие индивидуальные хозяйства. Бескоровных нет. У значительной части колхозников по две головы крупного скота, свиней, овец и в достатке домашней птицы. Почти у всех колхозников есть сады и огороды. Таким образом, Советской властью предоставлены немецкому населению благоприятные условия для честной, добросовестной и активной работы в колхозах.
Отдельные колхозы (созданные главным образом из бедняков, батраков и середняков, например, в Свицевском районе) являются большевистскими колхозами. Большинство немецких колхозов являются колхозами лишь по форме, по существу представляя собой опорные пункты фашистских элементов для к.-р. деятельности и различных темных махинаций.
Засоренность немецких колхозов
В колхозах немецких селений имеется большая насыщенность кулацкими элементами. В ряде мест не меньше половины «колхозников» — это быв. крупные кулаки и полупомещики.
В колхозе Колонтаровка (Архангельский район) из 99 членов колхоза — 44 быв. кулаки. В колхозе «Колосья» Либкнехтовского района и сел. Ганденбург Кабардино-Балкарии среди колхозников более 20 % быв. крупных кулаков и полупомещиков. В Александровском районе большинство немецких коневодческих колхозов состоят из переселившихся и бежавших из Украины кулаков.
Особенно велика засоренность руководства колхозов. На руководящих и технических должностях (счетоводы, кладовщики, учетчики) в немецких колхозах почти везде окопались быв. кулаки, проповедники и нередко активные к.-р. фашистские элементы из местного населения и бежавшие от репрессий из Украины, Сибири, Республики Немцев Поволжья.
В составе правления колхоза с. Колонтаровка Архангельского района: председатель колхоза Дим, быв. кулак и проповедник, раскулачен и бежал с Украины; заместитель председателя колхоза Аст, до революции имел 70 десятин земли, а после революции и вплоть до коллективизации — 50 га, паромолотилку и мельницу; член правления, бригадир Классен — до революции владел 200 га земли и имел крупное хозяйство и при Советской власти, раскулачен, бежал с Украины; животновод Вольф — быв. крупный торговец и кулак, был раскулачен и осужден, вернулся из Сибири, где отбывал наказание; бухгалтер Вольф К. — брат Вольфа, также кулак.
Правление колхоза «Роте Фане» (Советский район) — также кулацкое гнездо. В его составе: кулак, быв. стражник и белогвардейский каратель Шенк, кулак и каратель Арендт, кулак Генбралис. В Александровском районе из 17 председателей колхозов — 11 быв. кулаки.
Характерными для многих немецких колхозов является такое их организационное устройство: «колхоз» целиком представляет из себя религиозную (сектантскую) общину, а «правление колхоза» в то же время является и правлением религиозной общины. Таковы, например, колхозы с. Колонтаровка и Брусиловка Архангельского района.
Хозяйственная политика кулацкого руководства колхозов
Многие немецкие колхозы являются убежищем для к.-р. кулацкого беглого элемента, особенно для бежавших с Украины.
В с. Колонтаровка Архангельского района в колхозе обосновалось свыше 30 беглых кулаков. Беглецы прибывают в колхоз до последнего времени, с распростертыми объятиями принимаются кулацко-сектантским правлением колхоза и немедленно устраиваются на работу.
В немецких коневодческих колхозах Александровского района значительная часть колхозников — беглые кулаки.
Помещики, кулаки и к.-р. националисты из среды немецкого населения Северного Кавказа в период развертывания коллективизации, используя свое огромное экономическое и религиозное влияние на массы, пытались организовать в виде «протеста» против колхозного строительства большое эмиграционное движение в немецких селениях. В результате неудачи немецкие кулаки и помещики изменили свою тактику. Предварительно самораскулачившись, раздав имущество, нередко на «хранение» батракам и беднякам, они проникают в колхозы и захватывают в них руководящие должности.
В ряде немецких колоний кулацкое руководство использует свое положение для получения наибольших выгод кулакам и подкулачникам. Колхозные работы распределяются таким образом, что наиболее легкие и лучше оплачиваемые предоставляются исключительно быв. кулакам. Колхозники из быв. батраков и бедняков всегда посылаются на трудные, сложные и хуже оплачиваемые работы.
В колхозе Колонтаровка быв. бедняку Вольту и его сыновьям-подросткам за уход за скотом начислено 35 трудодней, а кулаку-проповеднику за ту же работу и за такое же время начислено 60 трудодней и в качестве премии выданы сапоги. В уборочную кампанию колхозникам из быв. бедняков и батраков (Диркин, Паульс и другие) посылались на уборку исключительно густого хлеба. В колхозе им. Тельмана Архангельского района правление принимает в колхоз беглых кулаков, и отказывает в приеме в члены колхоза батраку-пастуху Летау, несмотря на то что он фактически находился на кулацких работах с 1930 г. Кулаки нагло заявили Летау: «Ты уезжай, у нас своих много безработных». Выжит из колхоза быв. бедняк Франзен за то, что он был советским активистом и критиковал правление колхоза. Обнаглевшее к.-р. кулачье цинично травило Франзена кличкой «красный». Позднее на Франзена был состряпан ложный донос, что он «беглый кулак».
В ряде немецких колхозов выявлены факты явной и тайной эксплуатации наемной рабочей силы «колхозниками»-кулаками. В колхозе с. Гнаденбург (Кабарда) все приусадебные участки колхозников с ведома правления обрабатываются наемным трудом. В колхозе с. Ленинфельд многие кулаки-«колхозники» применяли на своих огородах труд батраков, которых оплачивал колхоз. В колхозе с. Колонтаровка быв. кулак Шредер держал двух сирот-подростков и посылал их на колхозные работы, трудодни же начислялись «хозяину», когда подростки попытались вступить в колхоз — Шредер выгнал их, а правление колхоза уговорил не принимать «бунтарей».
Все эти к.-р. кулацкие махинации в немецких колхозах сплошь и рядом остаются вне поля зрения местных и районных организаций потому, что колхозы в немецких селениях считаются «самыми передовыми», «самыми аккуратными» и «самыми спокойными». Действительно, внешне в этих колхозах дела обстоят благополучно. Хозяйственная кампания проводится в установленные сроки. Государственные обязательства выполняются вовремя и часто досрочно. На колхозных дворах, на фермах и улицах немецкая аккуратность и чистота.
Между тем все это «благополучие» является определенной тактикой, искусной кулацкой маскировкой, имеющей целью — «оградить немецкие селения от наездов и вмешательства партийно-советских организаций». Характерно, что сами же кулаки, проникшие в колхозы, выступают «застрельщиками» хорошей и ударной работы.
«Нужно своевременно сеять, убирать, сдавать хлеб, чтобы к нам не ездили коммунисты и начальство» (с. Гнаденбург). «Давайте скорее вносить госплатежи, а то начнут сюда ездить всякие представители и будут все знать» (с. Либенталь).
Советский аппарат в немецких селах
Так как подавляющее большинство немецких сел представляет из себя небольшие населенные пункты (150-250 чел.), то, по существующему положению, там сельские советы не существуют. Из 93 немецких селений Северо-Кавказского края только в 13 имеются сельсоветы. В остальных селениях Советская власть представлена лишь уполномоченными сельсоветов. Последние хотя и имеются и являются, как правило, социально близкими нам (из быв. бедняков или батраков), но находятся под влиянием кулаков, а сплошь и рядом представляют из себя кулацких агентов. Уполномоченные сельсоветов часто меняются.
Такое организационное построение органов Советской власти приводит к тому, что в этих населенных пунктах отсутствует организационно-массовая работа, отсутствуют секции сельсоветов, актив и т.д. Из-за малочисленности населения нет и других органов власти (милиция, суд, следователь). Необходимо учесть, что в этих населенных пунктах партийно-комсомольских организаций почти нет, коммунистов и комсомольцев имеются единицы, и то далеко не во всех селах, руководство со стороны партийно-советских районных учреждений слабое, так что в немецких селениях орудует полностью кулак и сектант.
Школы в немецких селах
Школами охвачены все населенные пункты (имеется 57 начальных, 15 неполных средних и одна средняя). Но эти школы далеко не являются проводниками коммунистического воспитания подрастающего поколения. Учительский состав во многих школах почти сплошь состоит из быв. кулаков, помещиков, сектантов, к.-р. фашистско-настроенных элементов.
В школе с. Либкнехтовского среди восьми преподавателей имеется: Пенкер — директор, сын кулака. Преподаватели: Мисоль Адольф, быв. белый офицер; Шребле Александр — до 1933 г. был пастором; Фаст Ива — активный сектант, бежавший с Украины.
В 1936 г. за фашистскую пропаганду и участие в организованной к.-р. фашистской деятельности арестовано семь учителей-немцев, в том числе несколько директоров школ.
Пионерским движением дети немецких колхозников охвачены слабо. Пионерские отряды начали создаваться лишь в 1935 г. Политико-воспитательная работа и общественная деятельность среди учащихся и внешкольная работа развернуты чрезвычайно слабо. В 15 школах не имеется ни одного кружка учащихся. В с. Средняя Солонтаренка имеются три школы и нет ни одного кружка и добровольных организаций. Школьных библиотек нигде нет.
Учебная работа поставлена явно вредительски. 1935 учебный год закончен с такими показателями: 11 % учащихся в неполных средних школах и 12 % в начальных школах оставлены на второй год, большой процент учащихся держат осенние испытания. Во многих немецких школах русский язык преподается как второстепенный предмет, всячески игнорируется, причем русских учителей почти нет. Русский язык преподают люди, не знающие русского языка. Ученики старших классов нередко говорят по-русски хуже, чем взрослые.
Контрреволюционная деятельность кулацко-фашистских элементов
В последнее время кулацко-фашистская контрреволюция в немецких селах вновь активизировалась. Кулацко-фашистские к.-р. элементы, перестроившись и изменив свою тактику, ушли в глубокое подполье и ведут не менее активную, но уже более замаскированную организованную к.-р. работу. К.-р. фашистская деятельность направлена, в основном, по линии: 1) проведение а/с пораженческой агитации, распространение к.-р. провокационных слухов о «близком падении соввласти», «неизбежном поражении большевиков в войне с Германией»; 2) широкая к.-р. фашистская пропаганда, популяризация фашистских идей, восхваление Гитлера; 3) сохранение к.-р. кулацких кадров и организация их для борьбы с соввластью на случай фашистской интервенции; 4) скрытое сопротивление мероприятиям партии и правительства по повышению урожайности; 5) шпионаж, диверсия, террор.
Наиболее характерные моменты к.-р. фашистской агитации немецких кулаков: «Советская власть скоро падет, Гитлер наступает, нужно переселиться к границе — к Украине». «Советский режим недолговечен, скоро все разрешится уничтожением Советской власти, коммунистам будет конец. Украина будет германской». «Все, что говорят вожди партии, все это чепуха. За границей, и особенно в нашей Германии, армия и техника сильнее. Советская власть никогда не победит». «Когда будет война, мы, немцы, должны быть на стороне Германии и ударить коммунистов с тыла».
Необходимо особо подчеркнуть, что к.-р. фашистские элементы делали определенную ставку на троцкистских бандитских выродков: «В случае победы Троцкого, в России установилась бы фашистская власть».
Наиболее характерные ликвидированные дела по к.-р. фашистам в немецких селениях
Контрреволюционная фашистская организация, созданная агентом германской разведки — профессором Ремпель-Зудерман
Эта организация имела ряд активно действующих к.-р. фашистских групп из кулацко-менонитского элемента в ряде немецких селений и в городах Северо-Кавказского края. К.-р. организация проводила работу по собиранию кулацко-фашистских кадров, вела широкую пропаганду среди немцев в пользу гитлеровской Германии. Участники организации возлагали большие надежды на троцкистов. Один из активных участников организации Фризен, быв. старшина при белых, крупный кулак, пролезший в педагоги, показывает: «Разговор о Троцком и об оппозиции я имел с проповедником Генриксом незадолго до побега его из колонии “Новая надежда”. Разговор возник у нас в связи с сообщением “Аслаузе” (немецкий фашистский журнал) об изменениях, которые произошли в СССР, если бы Троцкий и его сторонники внутри страны одержали бы верх. Генрике рассуждал таким образом, что нам, немцам, не следует оставаться безразличными к разногласиям, которые существуют внутри партии, поскольку этот факт может сыграть решающее значение для всех недовольных элементов в стране. Генрике доказывал, что приход к власти троцкистов заменит существующий режим в лучшую сторону для всех бесправных. Он также говорил, что захват власти троцкистами благотворно отразится на взаимоотношениях будущего правительства с иностранными государствами, и это даст возможность нам, немцам, установить взаимосвязь с нашими зарубежными организациями».
Арестованный Янц — быв. менонитский проповедник, крупный кулак, бежавший с Украины, показывает: «Проповедник Нейфельд говорил мне, что Троцкий, Каменев и Зиновьев живы и, конечно, ведут подпольную работу против Советской власти. Он также говорил, что в случае перехода власти в руки троцкистов это повлечет за собой фашизацию СССР на той же основе, что и в Германии». Руководитель к.-р. организации Ремпель-Зудерман занимался также шпионской работой. По делу арестовано 35 чел.
Контрреволюционная фашистская кулацкая группировка в колхозе «Ленинфельд» Невинномысского района
В составе группы 15 чел., из них: семь кулаков, три быв. помещика, два проповедника. Руководители: Реймер — член правления колхоза, быв. помещик; Дин Яков — председатель правления сельпо, быв. проповедник; Изаак Я. — член ревизионной комиссии колхоза — проповедник, организатор баптистской общины в с. Великокняжеском. Захватив командные должности в колхозе и подкупив председателя колхоза, к.-р. группа добилась принятия всех быв. кулаков и помещиков в колхоз и создания для них особо благоприятных условий для работы. Колхозники из быв. бедняков и батраков на руководящие должности не допускались. Кулаки за счет трудодней колхоза эксплуатировали на своих участках своих быв. батраков, ныне колхозников. Участники к.-р. труппы развернули широкую к.-р. пропаганду фашистских идей «о великой Германии», ее «исторической роли освободительницы всего цивилизованного мира от ига большевиков». К.-р. группа организовала и возглавила поток писем в адреса зарубежных к.-р. фашистских организаций с клеветнической информацией о положении в Советском Союзе. Установлено, что до 30 % немецкого населения в указанном селе систематически получали деньги от зарубежных фашистских организаций. Участники уничтожили десятки голов племенного скота и систематически срывали поставку конского состава для РККА. Участники к.-р. фашистской группы осуждены.
Дело лютеранского пробста Юргенса
Юргенс имел своей резиденцией Пятигорск и распространял свое влияние на ряд немецких колоний Терских районов и Кабардино-Балкарской обл., был связан с участниками к.-р. фашистских формирований. Юргенс был непосредственно связан с лютеранским епископом в Ленинграде Мальгремом и выполнял его задания по сбору а/с информации по немецким населенным пунктам Кавказа и Сибири. За это получал от Мальгрема крупные суммы денег. Поддерживал также шпионские связи с германским консульством в Харькове, снабжал его информацией о положении в немецких селениях, получил от консульства 5000 руб. Систематически субсидировался зарубежными фашистскими организациями.
Молодежная фашистская террористическая группа
В с. Александровском Кабардино-Балкарской автономной обл. к.-р. группа была организована лютеранским пастором Типклиусом, в составе группы — сыновья местных кулаков. Группа терроризировала колхозников-ударников, совершила террор над активисткой-ударницей и подготавливала убийство местного учителя-общественника. Арестовано шесть чел[овек].
Управлением НКВД по Северному Кавказу о политическом и организационнохозяйственном состоянии немецких колхозов, а также о фашистской деятельности кулацких и прочих к.-р. элементов информирован краевой комитет ВКП(б). № 3190.
Дагин