Спецсообщение УНКВД по Азово-Черноморскому краю о результатах выборочной проверки состояния медицинского обслуживания колхозников, по данным на 4 ноября 1935 г. 10 ноября 1935 г.
№ 53
Нач. СПО ГУГБ тов. Молчанову
В октябре т.г. органами НКВД Азово-Черноморского края проведена выборочная проверка состояния медобслуживания населения по 29 районам. Проверкой охвачено 22 больницы и 13 медпунктов. В результате обследования выявлена значительная засоренность состава медицинского и технического персонала к.-р. белогвардейским, кулацким и прочими враждебными элементами — 68 чел., из них: активных белогвардейцев — 18, кулаков и лишенцев — 13, белых офицеров и дворян — 5, сыновей попов и жандармов — 9, имеющих близких родственников кулаков и белогвардейцев — 23. Указанные 68 чел. совершили только в текущем году следующие преступления: растраты и хищения — 10 чел., вымогательство и взятки — 11 [чел.], спекуляция медикаментами — 3 [чел.], избиения и понуждение к половой связи — 5 [чел.], преступная халатность — 21 [чел.]. В числе 68 чел. 13 чел. алкоголиков и морфинистов, являющихся неоднократно на работу в нетрезвом состоянии. Из 68 чел.: врачей — 24 чел., средн[его] медперсонала — 23 [чел.], техперсонала — 21 [чел.].
Обследованием вскрыт ряд случаев грубого обращения медперсонала с больными, факты отказа от оказания медпомощи (в результате — ряд смертных случаев). Выявлены факты прямого отказа врачей и медфельдшеров от лечения переселенцев-красноармейцев и враждебного к ним отношения. Одновременно установлено крайне неудовлетворительное состояние значительного числа лечебных учреждений.
Большинство медпунктов и больниц в обследованных 29 районах находятся в крайне запущенном и антисанитарном состоянии. Помещения зачастую не отремонтированы, крыши текут, стены обваливаются, побелка не произведена и т.д. Повсюду грязь, пыль, паутина. Помещения больниц, амбулаторий и особенно медпунктов убираются нерегулярно. Больные овшивели, белье подолгу не меняется и не стирается, в стенах и мебели клопы и т.д. Медикаменты и инструменты хранятся небрежно, в грязных ящиках.
Во многих больницах и медпунктах ощущается большой недостаток белья, постельных принадлежностей, кроватей и т.д. Отмечены случаи перебоев в питании больных из-за несвоевременного отпуска сельсоветами необходимых средств. В отдельных районах установлен также недостаток медикаментов и инструментов. В ряде больниц вместо полагающихся по штату врачей работают малоопытные и низкой квалификации медфельдшеры и акушерки.
Куйбышевский район. Обследованием врачебно-фельдшерского пункта Миллеровского сельсовета выявлено следующее. Помещение фельдшерского пункта не побелено, медикаменты запылены и грязны, вата под прилавком в ящике ничем не прикрыта. На полах отбросы и грязь, помещение убирается редко. Таз, употребляемый для отбросов после перевязок, не моется. Помещение наполнено мухами.
Николаевский район. Обследованием медпунктов в районе установлено: пункты плохо оборудованы, ощущается большой недостаток в медикаментах, обслуживание населения медпомощью организовано плохо, не удовлетворяет запросы населения. Фельдшер Мариинского медпункта Горбачев занимается хищением медикаментов, расходует спирт, отпускаемый райздравом для лечения населения, на пьянство.
Ильинский район. Имеющиеся в районе две больницы (Ильинская и Успенская) ощущают большой недостаток белья, постельных принадлежностей. Питание больных производится с перебоями. Санврача в районе нет, санитарная работа совершенно отсутствует.
Тимашевский район. В Тимашевской районной больнице санитарная обработка при приеме больных отсутствует. Никто не контролирует работу обслуживающего персонала. У больных большая вшивость. Помещение больницы грязное. Инструменты не всегда дезинфицируются, медикаментов не хватает. В результате низкой квалификации медработников, их халатности и бездействия, недостатка медикаментов и квалифицированных врачей в ряде обследованных районов выявлено массовое распространение эпидемических заболеваний (трахома, чесотка и др.).
Песчанокопский район. В момент обследования в районе не было ни одного врача. Имеющиеся 4 медфельдшера, из них один глухой 68-легний старик, совершенно не обеспечивают запросов населения. В районе на сегодняшний день имеется 6649 маляриков, 156 больных трахомой, 80 сифилитиков и 56 больных гонореей. Всем этим больным помощь почти не оказывается. По селам Песчанокопского района имеются целые кварталы больных трахомой, совершенно не получающих медпомощи. Особенно сильно распространена трахома в школах среди детей. Несмотря на то что райздравотделом послано в крайздравотдел 10 докладных записок о катастрофическом положении в районе, крайздрав мер не принимает.
Цимлянский район. Население района медпомощью обслуживается неудовлетворительно из-за плохого оборудования лечебных учреждений, недостатка медикаментов и низкого уровня квалификации медперсонала. Вместо врачей в районе работают фельдшера. В больницах ощущается недостаток в марле, бинтах, йоде и т.п. В районе массовое заражение населения чесоткой, мер к ликвидации ее не принимается из-за отсутствия мази и недостатка медработников. Районная больница находится в необорудованном здании, принадлежащем Садвинтресту. По вине районного руководства отпущенные 50 тыс. руб. на достройку больницы не были использованы и отосланы обратно. Вскрыты многочисленные факты грубого, бездушного и невнимательного отношения медработников к больным. Лечение зачастую производится неправильно. В этом отношении из имеющихся многочисленных фактов характерны следующие.
Мартыновский район. В Мартыновской больнице ст[арший] врач Беликов — сын кулака, к своим обязанностям относится халатно, с больными обращается грубо. 14 сентября с.г. колхозник Куценко привез малолетнюю дочь и поместил в больницу. Несмотря на то что девочка была серьезно больна, Беликов не принял никаких мер к оказанию ей помощи, больная умерла. Больному агротехнику Шульдаису Беликов по невнимательности разрешил ставить компрессы изо льда. Сам не проверил и не наблюдал за больным. В результате после непродолжительного лечения больной умер.
Песчанокопский район. Медфельдшер с. Жуковского Внуков — кулак, к работе относится халатно, часто отказывается вообще оказывать больным помощь. В сентябре т.г. колхозница Яценко обратилась за помощью в Внукову, т.к. у нее обварился ребенок. Внуков отказался выехать к больному ребенку, заявив, что у него выходной день. Ребенок, оставаясь без медпомощи в течение суток, умер. В июле по вине Внукова учительница Шумакова пролежала 3 суток без помощи и умерла. Произведенным расследованием эти факты подтвердились. Дело передано прокурору.
Как наиболее ярко характеризующую состояние медпомощи следует отметить работу Лондуковской больницы в Гиагинском районе. Больница вместо оказания медицинской помощи населению превратилась в полном смысле слова в сельхозартель с трудоднями, большим полеводческим и животноводческим хозяйством, садами, огородами и т.д. Врачи и техперсонал вместо оказания помощи колхозникам зарабатывают себе трудодни в степи, занимаясь исключительно хозяйством.
Зав. больницей Веселовский (сын попа), он же зав. амбулаторией, получает 2 ставки, но помощи населению не оказывает, занимаясь пригородным хозяйством. Фельдшерица-акушерка Кутьева числится зав. дет[ской] консультацией, дежурной сестрой и акушеркой, получает 2 ставки и почти все рабочее время тратит на работу в пригородном хозяйстве.
Проверкой вскрыты также многочисленные факты разнообразных преступлений и злоупотреблений медицинского персонала. Преступления служебного и хозяйственного порядка: растраты и хищения государственных средств и имущества, воровство медикаментов и спекуляция ими. Особенно распространено хищение спирта, присылаемого для изготовления лекарств и используемого медперсоналом в качестве спиртного напитка.
Литвиновский район. Медфельдшер Годовского медпункта Крюков — дворянин, занимается спекуляцией хинина. Когда к Крюкову обратилась за медпомощью колхозница Алексеенко, Крюков, не оказав медпомощи, заявил, что лекарства на медпункте нет. Колхознику Нефедову Крюковым была оказана медпомощь и дано лекарство. За это Нефедов дал Крюкову мясо, масло и продал по дешевой цене хромовые сапоги. Ведется следствие.
Роговский район. Врач Роговского медучастка Петров — быв. белогвардеец и быв. священник и Прокопец — лекпом этого участка, быв. кулак и белогвардеец, растратили 10 тыс. руб., отпущенных на питание больных и приобретение медикаментов. Ведется следствие. Имеющиеся в распоряжении НКВД материалы, полученные в процессе проверки работы медучреждений, сигнализируют о явном неблагополучии с качеством и своевременностью принимаемых многими врачами и фельдшерами мер борьбы с болезнями. Установлено свыше 15 случаев, когда в результате халатности, преступной невнимательности и прямого отказа от лечения больных они умирали. Многочисленны факты осложнений и удлинения периода болезней в результате неправильного лечения больных.
Александровский район. Зав. районной больницей Мужиков, сын кулака-лишенца, с 1931 г. работая врачом, преступно халатно относится к своим обязанностям. В июле с.г. в больницу поступила больная колхозница Сидоренко с кровотечением и с высокой температурой. Ей и больной Сащенко Вере в течение 4-х дней не оказывалось никакой медпомощи. Больному Лудко с раной на голове Мужиков не вспрыснул противостолбнячной сыворотки, а в истории болезни записал, что сыворотка вспрыснута. Ведется следствие. Вскрыты также многочисленные факты прямого вымогательства врачей, явно злоупотребляющих своим положением, оказывающих медпомощь на дому гораздо быстрее и с более благоприятными результатами лечения, чем в больнице, помещение в больницу больных только после получения от них различного рода «подарков» и т.д.
Тимашевский район. Ст. врач больницы Смирнов, сын попа, имеющий с ним постоянную связь, категорически отказался положить больного в больницу якобы из-за отсутствия мест, но когда этот же больной пошел на дом к Смирному, заплатив ему за визит, то немедленно был принят в больницу.
Ванновский район. Зав. райбольницей Шеболев — быв. белый офицер, с гражданки Гончаровой получил 30 руб. за то, чтобы положить ее сына на операцию. Шеболев получил от парторга зерносовхоза Балаева за лечение ребенка отрез шелка стоимостью в 100 руб., после чего оказал ему необходимую помощь. За изготовление лекарств на дому Шеболев получил с Шевлякова 100 руб., с Ребцова — 30 руб., Козлова — 50 руб. и т.д. Шеболев понуждает к половой связи подчиненных ему служащих больницы. По Роговскому и Пластуновскому районам вскрыты факты преступного отношения к лечению больных переселенцев-красноармсйцев. Яковенко Георгий Ефимович служил добровольно в белой армии и учился в юнкерской школе. Яковенко работает при Роговской больнице врачом-хирургом, настроен антисоветски. К своим обязанностям относится халатно. По адресу красноармейцев-переселенцев заявляет: «Пусть их черт берет, мы разве их просили к нам приезжать, их как дураков обманывают, а они едут, ну и пусть дохнут, чем хуже, тем лучше, больше подохнут, тогда меньше будут ехать и нам станет лучше, т.к. они едут на наши шеи. Основных хозяев поморили голодом да повысылали, ну а эта шантрапа вам настроит социализм».
Особенно многочисленны факты преступного лечения и производства операций по женским болезням. Установлены, например, случаи, когда врач разрешал делать аборты сиделкам (Пластуповский район), аборты производились беременным на 4-м месяце. Операции во многих случаях производятся крайне небрежно, в антисанитарных условиях, что ведет зачастую к заражению крови, различным повреждениям организма женщин и смерти.
По Темрюкскому и Николаевскому районам установлены случаи незаконной выдачи справок врачами и фельдшерами лодырям и симулянтам-колхозникам на освобождение от работы. Сообщено в краевые партсоворганы.
Гатов