Сообщение УНКВД по Азово-Черноморскому краю о выселении к.-р. элемента. 21 августа 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.08.21
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 131-132
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 999. Л. 255-257. Заверенная копия.

№ 41

Зам. нач. секр.-политического отдела ГУГБ т. Люшкову

На № 86838 от 22 июля 1935 г. В процессе оперативной работы по селу-станице мы установили, что по очень большому числу вскрываемых к.-р. антиколхозных группировок в качестве активных участников проходят должностные лица колхозов из числа социально-враждебного нам кулацкого и белогвардейского элемента.

В соответствии с этим мы провели по краю сплошную проверку руководящего состава колхозов (директива районам № 122203 от 11 марта с.г.). На основе полученных материалов по 74 районам края нач. УНКВД т. Рудь докладывал в крайкоме о большой засоренности руководящих колхозных кадров. Одновременно нами в адрес наркома т. Ягода, его заместителей тт. Агранова и Прокофьева и нач. СПО т. Молчанова была послана докладная записка о засоренности руководящих кадров колхозов по 74 районам края (№ 136440 от 22 мая с.г.)18.

По нашим материалам крайком поставил перед ЦК вопрос о необходимости очистки края от кулацкого элемента, осевшего в колхозах, совхозах, МТС и оставшегося среди единоличников. В результате постановки вопроса крайкомом ЦК вынес решение о выселении за пределы края 1500 кулацких хозяйств19.

Операция по выселению кулаков была проведена в соответствии с директивой наркома т. Ягода в период 12-22 июля с.г. Всего за пределы края выселено 1486 хозяйств, в том числе укрывшихся в колхозах, совхозах и МТС 865 хозяйств (см. нашу сводку об итогах выселения от 9 августа с.г. № 126151).

В процессе дальнейшей повседневной оперативной работы в районах производится выявление и отстранение от руководящей работы в колхозах социально чуждых лиц. Решением крайкома ВКП(б) от 23 июня с.г. в районах созданы специальные комиссии с участием нач. РО НКВД для проведения негласной проверки руководящих кадров колхозов. В целях подготовки необходимых материалов для работы этих комиссий нами дано периферии соответствующее задание (см. директиву № 125634 от 14 июля 1935 г.).

Проведенной работой по выявлению кулацких хозяйств в районах обнаружено большое количество кулаков, белогвардейцев и прочего к.-р. элемента, который не подпал под выселение. Т.к. эти элементы являются наиболее реакционными и безусловными организаторами и участниками всякого рода к.-р, террористических, хищнических, вредительских и пр. к.-р. формирований и действий, нами дано указание весь этот элемент взять на строгий оперативный учет с целью своевременного предупреждения, вскрытия и пресечения его к.-р. деятельности (наша директива № 125352 от 4 июля с.г.).

В процессе выявления кулаков и белогвардейцев нами обнаружено большое количество этого элемента, проникшего на различные предприятия городов. В частности, установлено проживающими в г. Москве 53 чел. (сообщено Вам № 125469 от 9 июля с.г. и 126352 от 16 августа с.г.) и свыше 100 чел, осевших на различных предприятиях г. Ростова. В отношении последних принимаем меры к лишению их паспортов и выдворению из города.

О результатах дальнейшей работы по очистке колхозов от кулацкого к.-р. элемента сообщу дополнительно. Прилагаю копии директив20:

а)    о выявлении кулацкого элемента в колхозах № 122203 от 11 марта 1935 г.;

б)    о подготовке и проведении выселения кулаков № 125042 от 16 июня 1935 г.

Врид. нач. УНКВД АЧК Ершов

18    См. документ № 28.

19    Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и приказу наркома внутренних дел из Азово-Черноморского края подлежали выселению: «1) В первую очередь кулаки, пролезшие в колхозы, где, маскируясь под лояльных Советской власти лиц, на самом деле ведут работу против колхозов, всячески разрушают трудовую дисциплину, вредят, воруют и т.д. 2) Кулаки, осевшие в совхозах и аппарате МТС. 3) Кулаки, ведущие паразитический образ жизни. Кулаки, вернувшиеся из ссылки, мест заключения, лагерей и т.д., занятые общественно полезным трудом, за исключением каналоармейцев и вообще всех досрочно освобожденных из лагерей за ударную работу в них. Обязательное условие выселения — наличие в каждой кулацкой семье трудоспособного мужчины». Не подлежали выселению семьи, в составе которых были члены семьи, служащие в РККА, в прошлом — красные партизаны, работающие врачи и учителя. В районах края создавались комиссии в составе секретаря райкома, председателя РИКа и начальника райотдела НКВД, которые утверждали списки кулацких хозяйств, намеченных к выселению. После утверждения районных списков краевой комиссией проводились общеколхозные и совхозные собрания, на которых разъяснялось значение выселения и путем обсуждения списков проверялась «правильность включения в выселение каждого хозяйства». Директивно предписывалось, чтобы все изъятые главы семей подвергались «тщательному допросу, в процессе которого должны быть зафиксированы признаки принадлежности их в прошлом к кулацкому элементу». На каждую выселяемую семью оформлялось личное дело, которое включало: решение райкомиссии, выписку из решения краевой комиссии, выписки из решения общего собрания, справку сельсовета о принадлежности к кулацкому хозяйству, протокол допроса главы семьи, краткую справку о его антиколхозной деятельности и подписки членов семьи. Каждая семья должна была приготовить к выселению имущество (не более 30 пудов на семью), а также продовольствие из расчета на 2 месяца и по 2 пуда муки на едока. Все недвижимое имущество и сельхозинвентарь выселяемых подлежали отчуждению в пользу государства.

20    Приложение не публикуется.