Спецсообщение УНКВД по Западно-Сибирскому краю о выселении 46 единоличных хозяйств с. Плешково Бийского района. 29 мая 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.05.29
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 96-97
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 929. Л. 112-115. Заверенная копия.

№ 26

ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)

Секретарю ЦК ВКП б) т. Кагановичу

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Жданову 

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Ежову 

Совнарком СССР т. Могильному (для т. Молотова)

Зав. сельхозотделом ЦК ВКП(б) т. Яковлеву

Нач. СПО ГУГБ т. Молчанову

В с. Плешково Бийского района произведено выселение 46 кулацко-зажиточных хозяйств, в прошлом раскулаченных хозяйств. Эти хозяйства, прикрываясь религиозносектантскими убеждениями17, на протяжении последних 6 лет систематически отказывались от выполнения гособязательств, организованно саботировали мероприятия соввласти и не подчинялись распоряжениям сельсовета и РИКа.

Выселение вызвано необходимостью пресечь саботаж в единоличном секторе, принявший в Плешковском сельсовете широкие размеры. План сева единоличному сектору был дан 1932 га. Необходимо отметить, что этот план вполне реален и обеспечен достаточным количеством живого и мертвого инвентаря и семенами. Между тем, если по колхозному сектору на 14 мая план был выполнен на 72,4 %, то единоличным сектором лишь на 25,3 %.

Подвергшиеся выселению вели среди единоличников агитацию за отказ от получения заданий по севу и от выполнения обязательств по хлебопоставкам. Особенно большое значение имел личный пример этих хозяйств, категорически отказавшихся от сева. 14 мая выселяемые были погружены в г. Бийске на баржу и направлены в трудпоселки Нарымского округа. При выселении эксцессов не было. Однако зафиксировано много случаев, когда выселяемые отказывались собирать свои вещи и грузиться. Семейство Ходырева Кондратия, имеющее 3 трудоспособных, не собирало и [не] грузило свои вещи на автомашины. Их вещи грузились оперативными работниками и милиционерами. Вещи они выкидывали обратно из машин, заявляя: «Нам ничего не надо, берите и остальное себе, нас уже пять лет обирают и совсем разорили».

Семейство Ходырева Сергея, имеющее 3 трудоспособных, также категорически отказалось собираться и грузить багаж на подводы. Вещи были собраны и погружены сотрудниками райНКВД и подводчиками. Ходырев Сергей, недавно освобожденный из концлагеря, где отбывал 3 года лишения свободы за антисоветскую деятельность, заявил: «Разорили меня окончательно. Государство с меня дерет налог за налогом, хотя я у государства ничего не брал и ему не должен. Раз меня насильно увозят куда-то, то пусть там, куда выселяют, дадут все, а отсюда брать ничего не буду». Семейство Иванова Тихона также отказалось собирать вещи. Собранные сотрудниками НКВД одежду и др[угие] вещи домашнего обихода из ящиков и мешков выкидывали, разбрасывая их по полу.

Выселяемые в знак протеста отказались выгружать привезенное на пристань обобществленное имущество. Оно было выгружено милицией и оперработниками НКВД. Впоследствии, при перекличке и сверке выселяемых со списками, выселяемые отказались называть свои фамилии. 13 мая при раздаче хлеба также отказались называть фамилии. На вопрос, как фамилия, отвечают: «Вам известно». «Почему не хотите выгружать вещи и инвентарь? — Ответ: «Это не мое, выгружать не буду». «Почему не хочешь работать?» — «Так нахожу нужным».

После ареста зачинщика этого пассивного сопротивления выселяемых наступил перелом. Стали отвечать на вопросы, перенесли груз, подоили коров, предназначенных для детей переселяемых. Выселенные обеспечены лошадьми, с/х орудиями, телегами, сбруей. Недостает семенного зерна для озимого сева. Из числа выселенных 163 чел. только 6 чел. — главы семей, остальные главы ранее осуждены и отбывают наказание. Из 163 чел. трудоспособных мужчин — 23, женщин — 52. Трудоспособные мужчины (в возрасте от 16 до 55 лет) имеются только в 19 семьях. Считаем необходимым поставить вопрос о направлении к выселяемым из с. Плешково глав семей, осужденных на сроки не свыше 5 лет.

После выселения 46 хозяйств среди крестьян Плешковского сельсовета Бийским районным комитетом ВКП(б) была развернута массово-разъяснительная работа. Большинство колхозников и значительная часть единоличников к выселению саботажников сева отнеслись положительно. Отрицательные настроения отмечены среди некоторых единоличников, особенно из числа родственников выселенных. Однако перелом в настроении единоличников еще недостаточен. Темпы сева в единоличном секторе после выселения 46 хозяйств еще неудовлетворительны и не обеспечивают окончания сева в намеченный срок. Сообщено в краевой комитет ВКП(б).

Волков

17 Проживавшие в с. Плешково Бийского района Западно-Сибирского края баптисты и их руководители систематически подвергались репрессиям с конца 1920-х гг. за отказ от выполнения государственных обязательств. В 1929-1930 гг. были арестованы «главари» группы. В 1932-1933 гг. осуждению по суду подверглись 50 чел., в т.ч. и православные верующие, около половины которых были приговорены к 10 годам лишения свободы. Весной 1935 г. в период борьбы с «единоличниками — саботажниками сева» власти применили к баптистам весь спектр карательных действий. Еще до решения Политбюро от 23 апреля 1935 г. о наказании «саботажников» группа жителей села (6 чел.) 4 апреля уже подверглась аресту.