Сообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю о ликвидированной к.-р. группе молодежи в с. Черный Лес Прикумского района. 19 мая 1935 г.
№ 24
ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Кагановичу
СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)
Сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) т. Яковлеву
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Жданову
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Ежову
В с. Черный Лес Прикумского района ликвидирована группа к.-р. молодежи в составе 8 чел. Группа называла себя «Центральным Комитетом», каждому члену группы было присвоено имя одного из руководителей партии или членов правительства. Группа возникла весной 1934 г. на базе нездоровых политических настроений в селе, в связи с серьезными продовольственными затруднениями того периода. Группа организовала молодежь села под лозунгом: «Все равно пропадаем, сдохнем с голоду в колхозах, и потому надо взять от жизни все».
Под влияние «Центрального Комитета» подпала почти вся Чернолесенская молодежь. Устраивались вечеринки с попойками, картежной игрой и развратом (ежедневно вечеринки устраивались в 10 домах, в некоторые дни вечеринки бывали в 20 домах). На вечеринках пели а/с частушки, рассказывали к.-р. анекдоты, хулиганили — дрались, насиловали женщин, ходили голыми по улице, били стекла, врывались в дома колхозников «добывать девиц».
В результате деятельности группы явилось политическое и моральное разложение сельской молодежи, массовые невыходы на работу (до 70 %), прогулы, вредительское отношение к колхозному имуществу и труду.
Руководители группы показывают: «Признаю себя виновным в том, что входил в состав а/с хулиганской группы в с. Черный Лес, именовавшей себя “Центральным Комитетом”, причем носил прозвище “Литвинов” и принимал участие в хулиганских и а/с действиях группы. Группа наша оформилась в апреле 1934 г. ... Ставилась цель — организованно развлекаться. Действия нашей группы сводились к тому, что мы вместе собирались, распивали водку и организованно ходили по вечеринкам, или, как у нас их прозвали на селе, “комсодам”, где мы устраивали гульбище, причем всю молодежь на селе пытались взять под свое влияние. ... Участники группы носили прозвища — имена вождей партии и правительства. На вечеринках — “комсодах” распевались а/с частушки. Богданов пел а/с песню “Челюскинцы”, лично я тоже сочинял частушки». (Из показаний учителя Бобровского.) «Решили называться “Центральным Комитетом” и начать действовать в отношении организации молодежи, в так называемые “комсоды”. После этого “комсоды” были организованы почти в каждой бригаде. Их по нашему селу было до 20. Местом для сборищ “комсодов” служили специальные дома. Наша работа особенно широко развернулась в 1934 г., чему помогали нездоровые настроения молодежи в связи с продзатруднениями. Молодежь, не понимая положения, не видела перспективы, выражала недовольство: “Работать заставляют, а ничего не дают, налогами же облагают, откуда брать,... будет война — все погибнем”, — настраивалась поэтому упаднически и стремилась спешить жить. Молодежь быстро увлекалась развратом и в итоге вся была вовлечена в “комсоды”, включая и комсомольцев.... По существу мы вершили к.-р. дела: имена вождей партии и правительства служили у нас посмешищем, превратились в уличные прозвища. Молодежь была оторвана от общественно-политической жизни и производственной работы в колхозах. Трудовая дисциплина расшатывалась, молодежь, проводя бессонные ночи с девушками, систематически делала прогулы». (Из показаний Сергеева Федора.) Были попытки использовать «опыт» Чернолесенских «комсодов» (так назывались вечеринки) в других селах — через допризывников сел Преображенского и Тамузловки, специально с этой целью приглашавшихся на «заседания комсодов». В Черном Лесе существовало до 20 «комсодов».
Организаторами к.-р. группы являются: Богданов — 1912 г. рождения, сын рабочего, школьный учитель. Скрылся из села в начале марта т.г. Разыскивается. Носил имя «Бубнов». Бобровский — 1913 г. рождения, сын кузнеца колхоза им. Молотова. Учитель начальной школы. Арестован. Носил имя «Литвинов». Сергеев — 1914 г. рождения, сын кулака, служащий МТС. Арестован. Носил имя «Каганович». Рясанский — 1914 г. рождения, инспектор УНХУ. Арестован. Носил имя «Ворошилов». Васильев — 1912 г. рождения, сын колхозника, сейчас призван в армию. Арестован. Носил имя «Молотов». Казмин — 1909 г. рождения, быв. батрак, колхозник. Носил имя «Буденный». Симонов — 1913 г. рождения, был учеником шофера МТС, учился на курсах шоферов. Арестован. Носил имя «Постышев». Мазенцова — 45 лет, колхозница, вдова, содержательница «Центрального комсода». Сводница. Арестована.
Идейное и организующее влияние на к.-р. группу оказывали местные учителя Ласточкин и Маркеров, в марте тек. года осужденные на 5 лет лишения свободы за изнасилование малолетних школьниц. Одной из причин столь значительного влияния к.-р. группы на чернолесенскую молодежь является полное отсутствие политической культурно-просветительной работы среди молодежи. Народный дом в течение всего 1934 г. был закрыт. Комсомольская организация, численностью около 200 чел., бездействовала. Многие комсомольцы были участниками «комсодов». Краевым комитетом ВКП(б) приняты меры к оздоровлению обстановки в селе.
Начальник Прикумского районного отдела НКВД Гилов и быв. зам. нач. политотдела Чернолесовской МТС по работе НКВД Андросов за несвоевременное вскрытие к.-р. группы привлечены к ответственности. № 4/2156/3.
Лаврушин