Тезисы Амторга к докладу наркома внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояна секретарю ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановичу — 16 мая 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.05.16
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 330-332.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 1517. Л. 85-89. Подлинник.

№ 141. Тезисы Амторга к докладу наркома внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояна секретарю ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановичу

16 мая 1930 г.

1. Финансовый рынок Америки должен будет пойти навстречу нашим предложениям. К этому приведет все расширяющийся экономический кризис в Соединенных Штатах и заманчивые перспективы получить прибыли на расширении производительных сил СССР.

2. Отношение американских банков к нам в настоящий момент определяется рядом причин, но главным образом следующим: во время биржевого краха в октябре и ноябре прошлого года Вашингтон фактически провел мораториум для расчета банков между собой и с федеральной системой. Только такое вмешательство Вашингтона спасло многие американские банки от формального банкротства. В благодарность за такую своевременную помощь банки в гораздо большей степени, чем промышленные предприятия, стараются не только выполнять волю Вашингтона, но и предугадать эту волю.

Вот почему американские банки больше, чем промышленные предприятия, отражают все колебания Стейт Департамента в отношении к нам.

3. Отношение к нам американских банков можно разделить на три категории:

1 категория — “Нэшионал сити банк” — активно враждебен к нам и там, где это не приносит ущерб другим его крупным клиентам, банк старается максимально вредить нам;

2 категория — “Эквитабл трест компани”, в правлении которого были представлены настолько различные влияния, что банк все время сомневался, что ему выгоднее — вредить или помогать нам. Объективно он делал и то и другое, то есть то вредил (внезапные закрытия кредитов или внезапные изменения основных условий кредитования), то “помогал” (открытие от времени до времени обеспеченных кредитов);

3 категория — “Чейз нэшионал банк” — продолжает работу с нами в так называемом “дружеском” направлении. Банк этот семь лет тому назад начал свою экспансию в Европе с того, что организовал специальный аппарат для работы с Советским Союзом. Полученные с тех пор прибыли на наших делах обеспечивают тот риск, который представляют для него необеспеченные кредиты нам.

4. Заканчивающееся сейчас слияние “Чейз банка” с “Эквитабл трест компани” и “Интерстэйт трест компани” является большим ударом для нас.

5. Среди неблагоприятных факторов влиявших и, до известной степени, имеющих влияние еще и теперь на нашу работу с американскими банками, надо отметить:

а) Частую смену руководителей финансового аппарата в Амторге. За три года, на глазах у пишущего эти строки, сменились шесть заведующих финансовым аппаратом Амторга. Это ослабляло наши позиции в отношениях с банками в Америке, которые со своей стороны держатся другой линии. Семь лет тому назад “Чейз банк” выделил специальный аппарат для работы с СССР (Шлай, Равенский и Питерсон), а “Эквитрест” поручил эту работу Лебланку и Мак-Клейну. Несмотря на постоянные слияния и изменения, которые банки пережили за эти годы, был только один случай, когда “Эквитрест” вместо Лебланка недавно назначил на работу с нами Стерна.

Банки тренируют специальных работников для работы с нами. Аппарат этот накапливает специальный опыт. Мы делали противоположное.

б) Абсолютно ложна политика Государственного банка в 1927 и 1928 гг., против которой боролись отдельные наши работники в Америке и Англии и которая состояла в том, что Госбанк взял на себя проведение всех операций с иностранными банками, отстранив от этой работы в известной степени советские банки и советские организации за границей.

С большим трудом были сохранены только в известной степени непосредственные сношения с американскими банками Текстильного синдиката и Амторга в Америке.

Новое правление Госбанка отказалось от этой политики, но нельзя сразу отучить американские банки от развратившей их идеи.

6. Внешним отражением указанных выше неблагоприятных факторов явилось соглашение Госбанка с “Чейзом”, покрывающее кредиты Госбанка, Амторга и Текстильного синдиката, заключенное 1 марта 1929 г. Сущность соглашения[1].

7. К концу 1929 г. в результате упорных усилий и главным образом благодаря новой политике в Госбанке, развязавшей руки советским организациям за границей в их попытках получить кредиты, были достигнуты некоторые улучшения существовавших кредитов. В декабре 1929 г., в дополнение к уже имевшимся кредитам без увеличения наших обязательств Амторг получил необеспеченный кредит в 400 тыс. долларов, а Текстильный синдикат и Госбанк получили каждый по 500 тыс. долларов нового необеспеченного кредита.

8. С начала этого года начались перебои в сроках получения нами валюты из Москвы. С каждым месяцем перебои стали принимать все более острую форму. В результате Амторг вынужден был задерживать хронически платежи фирмам, а Текстильный синдикат стал нарушать соглашение с “Чейз банком”.

Результаты: понижение престижа, сокращение кредитов и угроза дальнейшего понижения кредитов.

9. Черная биржа. Изменения в ставках учета наших векселей. Чем питается черная биржа?

10. Выводы: необходимо немедленно оздоровить создавшееся крайне болезненное положение. Надо вернуться к той четкости в выполнении наших обязательств перед фирмами и банками, какой мы отличались до последнего времени.

После этого необходимо оздоровить учетные ставки на наши векселя на черной бирже.

Так называемая “финансовая интервенция” и политика цен.

Белицкий

Примечание:

[1] Так в документе.

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 1517. Л. 85-89. Подлинник.