Спецсообщение УНКВД по Северо-Кавказскому краю о фактах засоренности руководящих кадров колхозов. 20 декабря 1934 г.
№ 260
Специальной выборочной проверкой 544 колхозов и ТОЗов 50 МТС выявлен ряд фактов организующей роли членов правлений, бригадиров, учетчиков во вредительско-подрывной и хищнической деятельности в колхозах. Проверялись следующие контингенты: председатели и члены правлений колхозов, председатели ревизионных комиссий, бригадиры, полеводы, счетоводы и учетчики.
Серьезного внимания заслуживает засоренность колхозов классово-враждебными и антиобщественными элементами. За 10 месяцев 1934 г. в колхозах СКК было изъято 1190 чел. и вычищено 2559 чел. классовочуждых элементов. В обследованных колхозах дополнительно выявлено 1040 кулаков, 647 быв. белых, бандитов, участников к/p восстаний, 103 активных церковников, сектантов, 717 чел. ранее судимых, растратчиков и прочих чуждых элементов.
Проверкой выявлены факты, кода почти все решающие командные должности в ряде колхозов находятся в руках кулаков (особенно в казачьих станицах, немецких колхозах и в ряде нацобластей). В колхозе «Красный казак» Бекешевской МТС из 21 руководящего работника — 12 кулаков и быв. белых. В немецком колхозе им. Карла Маркса Гнаденбургской МТС из 15 руководящих работников — 8 быв. крупные кулаки и церковные авторитеты.
По всем обследованным колхозам наиболее засоренными оказались кадры бригадиров, полеводов, учетчиков и колхозных счетоводов. Среди председателей колхозов, зампредов, председателей ревизионных комиссий (по 400 колхозам) выявлено 57 быв. кулаков и торговцев, 74 сына кулаков и торговцев, 36 близких родственников кулаков, 73 быв. белых, бандитов и участников восстаний, 105 чел., подвергавшихся различным репрессиям. Больше всего этот контингент засорен в национальных областях (Дагестан, Чечня, Карачай).
По большинству обследованных колхозов фиксируется значительная текучесть и частая сменяемость руководящих и технических работников колхозов. Показательны в этом отношении данные по Лад-Балковской МТС, где по 10 колхозам за время с декабря 1933 г. по 1 ноября 1934 г. сменилось 38 председателей колхозов, из них 12 осуждены, 38 полеводов — 8 осуждены, 38 секретарей первичных партийных организаций и парторгов, 22 завхоза, из них 6 осуждены, 124 бригадира — 24 осуждены. Еще большая текучесть отмечается среди учетчиков. Аналогичная картина и по другим МТС. По трем колхозам Шалинской МТС за 1933— 1934 г. сменилось 140 работников, в том числе 19 председателей колхозов, 20 членов правлений, 15 парторгов, 126 бригадиров, 20 счетоводов. По 5 колхозам Осетинской МТС за это же время сменилось 120 председателей колхозов, парторгов, бригадиров, кладовщиков и учетчиков.
Среди руководящего состава колхозов имеется довольно значительный процент людей, не справляющихся с работой, проявляющих преступную халатность и разложившихся. Так, по 100 колхозам Карачая, Черкесии и Кабарды среди руководящего состава имеется 67 чел., не справляющихся с работой и проявляющих преступную халатность, 58 чел. антисоветски настроенных, 42 чел., имеющих связь с чуждым элементом и 45 чел. разложившихся. По Лад-Балковской МТС, несмотря на неоднократное обновление кадров, в настоящее время не менее половины работников с работой не справляются и требуют замены. Такое же положение и в других местах.
Ниже приводятся наиболее характерные из ликвидированных к/р внутриколхозных группировок.
В колхозе «Красный боец» Ставропольской МТС вскрыта к/p вредительская саботажническая группировка в 6 чел., (в том числе 3 бригадира), руководимая бригадиром Паньковым — быв. белым офицером. Деятельность группы в основном была направлена на срыв хлебопоставок (несмотря на хороший урожай, еще не сдано государству 800 ц хлеба), срыв осеннего сева (план не выполнен), вредительство по пахоте и севу (в частности, сев по невспаханному полю). Члены группы всячески компрометировали работу МТС, срывали работу тракторных бригад. В результате их деятельности колхоз является одним из самых отсталых в районе.
В колхозе им. Гикало (аул Катыр-Юрт, Урус-Мартановского района Чечни) ликвидирована кулацко-хищническая группа, в состав которой входили: председатель колхоза — кулак, судился за растрату и два члена правления (кулаки). Эти лица открыто расхищали хлеб и колхозное имущество, запутали в этих целях учет, вели а/с агитацию. Член правления Исаев ссыпал в свой амбар и присвоил 100 пуд. пшеницы. Председатель колхоза говорил: «Не сегодня, так завтра будет переворот, соввласть погибнет, и я уеду в Турцию». Учетчик 1-й бригады колхоза им. Калинина Ставропольского района Савенко (кулак) вел среди колхозников систематическую агитацию о том, что «зажиточной жизни не будет». Савенко однажды собрал группу женщин и агитировал их за то, чтобы они требовали 8-часового рабочего дня.
В колхозе им. Карла Маркса Гнаденбургской МТС обобществлены только лошади и часть инвентаря. Большая же часть продуктового скота, часть сложного инвентаря и виноградники находятся в единоличном пользовании. Почти все колхозники (за исключением пятерых) имеют батраков, которые работают как в индивидуальных хозяйствах, так и на колхозных работах (вместо колхозников). Неколхозные доходы в десятки раз превышают доходы, получаемые от участия в колхозном труде. Колхоз руководится кулаками.
В с/х артели им. Фрунзе (Ачикулакский район Дагестана) вскрыта хищническая кулацкая группа, в которую входило все руководство артели. Следствием установлено, что артель была организована кулаками по подложным документам (зарегистрировалась как «партизанская артель» на том основании, что в списках учредителей было два партизана) и фактически являлась убежищем для кулацко-белогвардейского элемента. В ауле Карчах (Дагестан) ликвидирована кулацкая группировка, захватившая руководство в свои руки. Члены группировки организовали убийство присланного на должность председателя молодого коммуниста Саидова, активно разоблачавшего вредительскую и хищническую деятельность кулаков.
Приняты меры к очистке колхозов от кулацко-антисоветских элементов. № 9632/2.
Дагин