Спецсообщение УНКВД по Саратовскому краю о работе уполномоченных земельных обществ. 10 декабря 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.12.10
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 678-679
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. З. Оп. 1. Д. 762. Л. 204—207. Подлинник.

№ 258

Выборочным обследованием отдельных сельсоветов в Сердобском, Романовском, Вязовском и М.-Сердобинском районах Саратовского края установлено, что земельные уполномоченные, обслуживающие единоличный сектор, в ряде случаев являются инициаторами саботажа хозяйственнополитических кампаний и проводниками кулацкой линии в деревне.

Зем[ельный] уполномоченный Ст.-Студеновского сельсовета (Сердобский район) Болотников, являясь в то же время чл[еном] сельсовета, бездействовал и сам отказался от выполнения гособязательств, за что был привлечен к ответственности по ст. 61 УК. В сельсовете имеется более 100 единоличных хозяйств, которые разбиты на 4 участка с прикреплением к ним участковых уполномоченных, которыми являются: Зименов М. — единоличник, за невыполнение хлебопоставок и других государственных обязательств осужден по ст. 61 УК. Ефимов среди группы единоличников говорил: «Какая мне нужда брать с вас сборы, все ведь пойдет на хамов. Я сельсовету говорю, что день и ночь работаю, дела идут плохо. Вы на меня не обращайте внимания, когда я требую — это для отвода глаз». Боболин И.Я. — единоличник, за невыполнение хлебопоставок оштрафован на 450 руб., но продолжает быть земуполномоченным, эту работу саботирует; Новичков П.Д. — единоличник, за саботаж работы и невыполнение гособязательств отдан под суд.

Аналогичное положение в М.-Сердобинском и Романовском районах, где уполномоченные зем[ельных] обществ открыто выступают против коллективизации, за отказ от выполнения государственных обязательств и т.п. Земуполномоченный Б.-Карайского сельсовета (Самойловский район) Гладков, единоличник (за неуплату гособязательств у него изъята корова), на общих собраниях колхозников и единоличников в августе с.г. говорил: «Советская власть грабит единоличников, так пусть берет все, что у нас есть, но в колхоз мы не пойдем» и т.п.

Земуполномоченный М.-Карайского сельсовета (того же района) Корнев Я.З. используется сельсоветом на хозполиткампаниях как «активист», на заседаниях сельсовета дает обещания выполнить по единоличному сектору все обязательства, но когда уходит в село, начинает саботировать эту работу, занимается взяточничеством и пьянством с единоличниками и спекуляцией хлебом. Среди группы колхозников Корнев говорил: «Все колхозники работают в колхозе задаром. Даже хлеб — и тот вы едите с примесью суррогата. Единоличникам жить лучше» и т.п.

Земуполномоченный Озерского сельсовета (Вязовский район) Мокроусов (судим за невыполнение гособязательств) при каждом удобном случае ведет агитацию среди единоличников за отказ от вступления в колхоз: «Зачем нам идти в колхоз, когда единоличниками мы проживаем лучше». В М.-Сердобинском сельсовете (того же района) после снятия с работы земуполномоченного Журлова (ярый церковник) в колхоз подано 11 заявлений от единоличников о вступлении в колхоз.

В ряде сельсоветов выделяемые земуполномоченные категорически отказываются от этой работы, боясь испортить взаимоотношения с остальными единоличниками, и самовольно уезжают из села. По Н. Студеновке (Сердобский район) неоднократно намечались земуполномоченными единоличники, которые на другой же день уезжали совсем из села. Уполномоченный Вязовского сельсовета (того же района) Землянский А.И. укрывал от обложения сверхплановые посевы единоличников, среди которых старается доказать преимущества единоличного хозяйства перед колхозным.

Некоторые руководители сельсоветов не оказывают соответствующей помощи земуполномоченным, которые, натолкнувшись на ряд трудностей, опускают руки и теряются. Земуполномоченный Салтыковского земобщества (Сердобский район) Чернов, единоличник, чл[ен] сельсовета, аккуратно платит все обязательства, придя в сельсовет, заявил: «Какой я вам помощник: я — единоличник и мне прямо говорят, что ты, дурак, ходишь, ты должен защищать нас, а не трепать. Я, выходит, совершенно безавторитетный».

В Свинухинском сельсовете (Романовский район) земуполномоченный Томин П.К., единоличник, не член сельсовета, свою работу проводит в соответствии с указаниями местного священника Тубернаумова и проживающего у последнего быв. священника Докторова, с которыми имеет тесную связь. Среди единоличников Томин имеет авторитет и открыто заявляет им: «Единоличникам жить лучше, чем колхозникам. Единоличники дают государству пользы больше и живут лучше колхозников».

О всех фактах на местах информированы РК ВКП(б) и нач[альники] политотделов для проверки состава земуполномоченных и устранения из их среды соц[иально]-чуждых и разложившихся элементов.

Зам. нач. УНКВД по Сар[атовскому] краю Якубовский

Нач. СПО УГБ Лисицын