Записка по прямому проводу Управления НКВД по Азово-Черноморскому краю о положении переселенческих красноармейских хозяйств. 20 ноября 1934 г.
№ 255
Благодаря принятым крайкомом ВКП(б) и крайисполкомом мерам по усилению лечебной помощи красноармейцам-переселенцам, улучшению их материально-бытового положения, возвращенчество в октябре—ноябре снизилось. В начале октября крайздрав направил на места для борьбы с малярией 60 врачей, 100 студентов старшего курса медтехникума сроком до 1 декабря, достаточное количество хинина, рыбьего жира, мышьяка и других медикаментов. В связи с этим и похолоданием заболевания малярией резко снизились. В ноябре крайкомом отпущено 3 тыс. пуд. хлеба в виде продпомощи нуждающимся переселенцам и 5 тыс. м мануфактуры.
Ряд руководителей районов, сельсоветов и колхозов не выполняет сентябрьские решения крайкома и крайисполкома в отношении переселенцев. Так, Кореновский райком ВКП(б) и РИК до обследования из края (16 октября) ничего не сделали по борьбе с малярией, ремонту красноармейских квартир, реализации продовольственных и товарных красноармейских фондов.
Председатели ряда колхозов Ново-Мышастовской, Платинировской, Стеблиевской и Красноармейской МТС тормозят ремонт красноармейских домов. В ст. Темижбекской Кропоткинского района некоторые переселенцы живут в домах без дверей, с выбитыми стеклами. Виновные в задержке ремонта привлекаются к ответственности. В колхозе им. Кагановича Красноармейской МТС переселенец Игнатьев, имеющий 400 трудодней, жил в коридоре, т.к. председатель Аршинов отказывал ему в квартире. Аршинов привлечен к ответственности.
Вновь выявлены случаи небрежного лечения переселенцев, непредоставления колхозами подвод больным для дальних поездок в амбулатории. 25 октября беременная переселенка Петракова из колхоза им. Фрунзе Красноармейской МТС, больная малярией, явилась в амбулаторию, откуда ее направили пешком за 16 км в больницу. Там Петракову не приняли, и на обратном пути у нее произошли преждевременные роды.
Кореновский райздрав до вмешательства крайпереселенкома (в середине октября) не улучшал лечебную помощь переселенцам. В Березанской больнице из-за отсутствия врача больных принимала акушерка и конюх, ранее работавший санитаром. Последний выдавал малярикам за один раз по 40 порошков хинина, по 1 г каждый. В Медведовской МТС санврач Талалаев за лечение вымогал взятки у переселенцев. Талалаев привлечен к ответственности.
В отдельных переселенческих колхозах Староминского, Ейского, Брюховецкого районов, Штейнгартовской, частично Павловской, Крыловской и Ново-Мышастовской МТС семьи переселенцев ощущают недостаток хлеба, ряд переселенческих семей питается овощами в связи с низкой оплатой трудодня (0,5—1 кг) и малым количеством выработанных трудодней вследствие болезни. В этих колхозах запасов продовольствия нет. Промтоварами переселенцы снабжаются недостаточно, особенно мануфактурой, обувью и теплой одеждой.
Кулацко-белогвардейский элемент разжигает антагонизм между местным населением и красноармейцами. В результате кулацкой агитации некоторые колхозницы Красноармейской МТС отказались участвовать в ремонте квартир переселенцев. В колхозе «Правда» Ново-Мышастовской МТС председатель Басенко, парторг Сергиенко побуждали к выезду переселенцев Расторгуева и Филиппова, намереваясь занять их квартиры. Виновные привлекаются к ответственности.
В Тимошевской и Платинировской МТС возвратившиеся репрессированные кулаки угрожают переселенцам расправой, некоторые самовольно занимают свои бывшие дома, отведенные переселенцам. Кулаки привлечены к ответственности.
В связи с похолоданием, неустроенностью жилищ, низкой оплатой трудодней за последние дни вновь поступают данные об усилении среди переселенцев возвращенческих настроений (С[таро]минский, Ейский, Каневский, Краснодарский, Кореновский, Славянский, Тихорецкий и другие районы).
Ершов