Докладная записка Переселенческого комитета при СНК СССР № 229/1с о возвращении переселенцев. 15 сентября 1934 г.
№ 243
Тов. Сталину, Кагановичу, Жданову, Молотову
По неполным данным на 1 сентября 1934 г., из 45,5 тыс. колхозных хозяйств, переселенных на Украину, возвратилось 10 282 хозяйства, или 23,5%, в том числе из Одесской области — 4084, или 34% выселенных, Днепропетровской — 3198, или 24%, Донецкой — 1677, или 21%, и Харьковской — 1323, или 12,3%.
До апреля 1934 г. среди подавляющего большинства переселенцев было настроение бодрое и работали хорошо. К этому времени обратников насчитывалось не свыше 500 хозяйств. Только в мае—июне началось массовое обратничество, сократившееся перед началом уборочной кампании. Обратничеством были охвачены, главным образом, хозяйственно слабые и неблагополучные по урожаю колхозы. Это видно на примере Одесской области, где обратничество имеет особо большой размер. Из 736 колхозов выселения в 271 колхозах, благополучных по урожайности, обратничества нет или оно выражается в незначительном проценте. Это подтверждается и выборочным исследованием отдельных колхозов. Так, в колхозах Врадиевского района Одесской области, в колхозе «Перемога», где на трудодень причитается 1,4 кг, имеется обратников 90% к количеству выселенных; в колхозе им. Венгра — 1,5 кг, возвратников — 53%; в колхозе им. Сталина — 1,7 кг, возвратников — 47%. В неблагополучных по урожайности районах: Ровнянском — возвратничество составляет 70% к выселенным, в Б.-Александровском — 58% и т.д.
В то же время в других колхозах, где выдача на трудодень более высокая, обратничество имеет незначительные размеры. Так, в колхозе им. Дзержинского Врадиевского района при выдаче на трудодень (после выполнения всех обязательств) до 10 кг возвратников нет; в колхозе «Червонный хлебороб» при выдаче на трудодень 3 кг возвратников только 3 хозяйства (выехали в марте). Аналогичные факты имеются и по другим районам и областям.
Необходимо подчеркнуть, что переселенцы расселялись в наиболее слабые колхозы, которые и в этом году находятся в тяжелых условиях, усугубляемых большой финансовой задолженностью их за прошлые годы.
Массовому обратничеству содействовало также и совершенно недопустимое отношение, проявленное со стороны местных организаций к переселенцам, которые не обеспечили их хозяйственное устройство. Еще и теперь большое количество переселенцев не обеспечено отдельными домами и особенно надворными постройками. Во многих случаях средства и стройматериалы, отпущенные колхозам для ремонта домов переселенцам, были использованы не по назначению. Продпомощь, предназначенная для плановых переселенцев, во многих районах распределялась также и между неплановыми. Переселенцы терроризируются массовыми кражами при совершенно слабой борьбе с этим судебных органов, милиции и УГРО.
Кулацкие и а/с элементы развернули большую агитацию за обратничество, запугивая переселенцев голодом, и терроризируют их: избивают, разжигают национальную рознь, имея своей целью воспользоваться оставляемыми переселенцами домами и имуществом.
Партийные организации и политотделы не вели систематической и серьезной борьбы с кулацкими вылазками и не принимали должных мер к закреплению переселенцев. Нередки случаи подмены массовой работы грубым администрированием. В колхозе «Хвыля» Врадиевского района 11 хозяйств переселенцев в течение 20 дней открыто готовились к выезду, не работали в бригадах, продавали спекулянтам скот и имущество и ходили по колхозам, агитируя за организованный отъезд. В момент отъезда председатели сельсовета и колхоза воспретили переселенцам выезд, одновременно не допустив их в свои дома. Переселенцы ночью тайком выехали из села. Переселенцев остановили в степи и в течение двух суток держали под охраной. Среди детей начались заболевания, и переселенцы готовы были с топором прорывать «блокаду» и только вмешательство инспектора Всесоюзного переселенческого комитета разрядило создавшуюся обстановку. В ряде мест колхозы не препятствовали выезду переселенцев, но под видом возмездия понесенных расходов по переселению требовали уплатить от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Все это в совокупности толкало переселенцев к обратничеству, принявшему во многих колхозах массовый характер, причем уезжали в большом количестве хорошие колхозники-производственники: ударники, бригадиры и колхозный актив. Следует указать, что среди обратников имеется также и некоторое количество классово-чуждых, спекулятивных элементов и лодырей, явившихся организаторами обратничества. Но парторганизации не разоблачали их и не привлекали к ответственности. Несмотря на частичное сокращение обратников, по поступающим материалам видно, что если не будут приняты срочные меры, — следует ожидать новую вспышку его.
Всесоюзный переселенческий комитет считает, что основными мероприятиями по борьбе с обратничеством должны явиться: усиление работ по организационно-хозяйственному закреплению колхозов выселения, широкое применение отходничества, оказание переселенцам некоторой продовольственной и производственной помощи. Для переселенцев недородных колхозов необходимо организовать в колхозе подсобные работы (рыболовецкий, охотничий промыслы).
Выборочное обследование колхозов Одесской и Днепропетровской областей показало наличие больших возможностей использования переселенцев на каменоломнях, по копке свеклы, на сахарных заводах, строительстве МТС и т.п. и организации подсобных отраслей: рыболовство, охотничество, птицеводство и т.д., что при правильной и своевременной организации этого дела и оказании некоторой помощи средствами и стройматериалами может дать серьезные результаты в хозяйственном укреплении колхозов и закреплений переселенцев.
Исходя их этого, Всесоюзный переселенческий комитет вносит следующие предложения (проект прилагается).
Председатель Всесоюзного переселенческого комитета при СНК СССР А. Муралов
Приложение: № 1 и № 21*.
1* Приложения не публикуются.