Спецсообщение УНКВД по Сталинградскому краю № 155412 о ходе хлебосдачи колхозами. 20 августа 1934 г.
№ 232
Антикомбайновые настроения в отдельных колхозах и МТС до сего времени не сломлены, в результате чего большая часть комбайнов или совсем не используется, или используется всего на 20—50%. Одновременно зарегистрированы факты вредительского ремонта молотилок и массового выбытия их в связи с этим из строя с первых же дней работы. (Глазуновская, Нехаевская МТС). В ряде колхозов продолжают отмечаться факты прямого саботажа хлебосдачи путем обмолота в первую очередь сгребок, вывоза на ссыпные пункты хлеба низкого качества и сильно засоренного, засыпки в амбары хлеба нового урожая под видом влажного и т.д.
Ряд руководящих работников колхозов Кураевской МТС встали на путь прямого саботажа хлебосдачи. Так, председатель колхоза им. Киквидзе Долгов, член ВКП(б), дал распоряжение бригаде № 4 производить обмолот в первую очередь сгребок, «а потом будем молотить хороший хлеб, нам надо сначала очистить площадь для пахоты зяби». Скребки молотили двое суток, за это время было намолочено только 30 ц. Государству не сдано ни одного килограмма.
Пред[седатель] колхоза «Красный пахарь» Лысенко, канд[идат] ВКП(б), распорядился отправить на ссыппункт Брышки 100 ц засоренного хлеба. Хлеб не был принят. Тогда Лысенко распорядился этот хлеб направить на Алексиковский ссыппункт, где его также не приняли. Хлеб этот в течение 5 дней направлялся на разные ссыппункты.
Председатель колхоза им. Калинина Битов, член ВКП(б), распорядился вывозить хлеб прямо из-под молотилки в колхозные амбары (хлеб вывозился под видом влажного), в то время как проверкой установлено, что зерно было вполне пригодно для сдачи государству. Августовский план хлебосдачи в этом колхозе выполнен только на 6%. Лысенко снят с работы, исключен из рядов ВКП(б) и отдается под суд. Долгову объявлен строгий выговор. О действиях Витова поставлен вопрос перед ПО о привлечении его к ответственности. Принятыми мерами организована вывозка хлеба.
В Березовской МТС темпы хлебосдачи в первой пятидневке августа резко пали. В среднем колхозы ежедневно вывозят по 200—300 ц хлеба вместо 1,2 тыс. ц по плану. В ряде колхозов хлебосдача явно саботируется. Так, колхозы «Путь к социализму» и «2-я пятилетка» в августе сдали только 150 ц. Эти колхозы совершенно прекратили обмолот и скирдование, занимаясь исключительно косовицей. В отдельных колхозах осело на токах более 3 тыс. ц намолоченного хлеба. Хлеб не вывозится из-за отсутствия транспорта.
По ряду колхозов Дубовской МТС в связи с прошедшими дождями появились настроения завозить намолоченный хлеб в амбары под видом влажного. Председатель колхоза «Маяк» Каргин, член ВКП(б), 6 августа ночью распорядился вывезти оставшийся на току хлеб в размере 175 ц в колхозные амбары, причем отправка производилась без веса, с чистым хлебом смешивались озадки и земля. Ведется расследование.
6 августа в колхозе «Знамя революции» Преображенского района Барышников Н.И., единоличник, быв. урядник, три раза судим за разные преступления, избил колхозника-ударника, быв. бедняка Меринова. Дело следствием закончено и передано прокурору. В колхозе «Заря социализма» этого же района 7 августа в поле во время сбора колосьев колхозник Топольсков, 16 лет, отец его в 1933 г. осужден за хищение хлеба, избил пионерку Якушеву и ее брата.
В колхозе «Тракторострой» Кумылженского района пред[седатель] колхоза Никитин, председатель сельсовета Родин и другие работники, окружив себя кулаками, окончательно разложились, систематически пьянствуют, издеваются над колхозниками. С колхозниками до сих пор не произведен денежный расчет за 1933 г. Председатель сельсовета Родин избивал колхозников. Кроме того, эта группа организовала гонение на селькора Никулина (быв. батрак, канд[идат] ВКП(б)) за разоблачение творящихся в колхозе безобразий. Никулина исключили из членов сельсовета и из правления колхоза, отобрали у него ранее проданный ему дом и продали его кулаку Фастунову. Родин, Никитин, Фастунов, завхоз Павлов и другие кулаки привлекаются к ответственности.
Бызов