Письмо заместителя председателя Амторга М. Г. Гуревича наркому внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояну о подготовке президентских выборов в США и положении Амторга — 28 мая 1928 г.
№ 112. Письмо заместителя председателя Амторга М. Г. Гуревича наркому внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояну о подготовке президентских выборов в США и положении Амторга
28 мая 1928 г.
Уважаемый Анастасий Иванович,
Вся политическая жизнь сейчас, как и следовало ожидать, вращается вокруг вопросов о предстоящих съездах республиканской и демократической партий и намечания кандидатов в президенты. Часть Уолл-стрит ведет большую кампанию против Гувера, шансы которого на избрание сейчас сильно пали. Предполагается во время республиканской конвенции, которая соберется в Канзас Сити, устроить внушительную демонстрацию фермеров против Гувера. Все больше начинают поговаривать о том, что в последний момент опять выдвинут Кулиджа, но все это пока комбинации, — действительные намерения истинных хозяев положения до сих пор еще не определились. Демократы, вероятно, своим кандидатом проведут Смита.
21 мая имело место заседание Американско-русской торговой палаты, в котором принял участие также Allen Wardwell. Последний — бывший компаньон товарища министра финансов Миллса, с именем которого связано запрещение принятия нашего золота. На заседании обсуждался вопрос относительно пробной посылки небольшой партии золота. Президиум Палаты в общем и целом высказался против этого, считая, что в случае нового отказа мы поставим себя в очень тяжелое положение. Единственный, кто защищал это мероприятие, был Леблан. На заседании очень энергично выступал полковник Купер, который заявил, что, по его сведениям, если вопрос о разрешении ввоза золота не будет урегулирован, то заказы для Днепростроя на сумму в 7 млн. долларов не будут размещены в САСШ. Откуда он взял эту цифру — мне неизвестно. Я, однако, не стал опровергать его заявление.
На заседании также, обсуждали, какие шаги предпринять в связи с отказом Гувера принять делегацию. Общее настроение таково, что до окончания конвенций обоих партий никаких новых шагов по вопросу о золоте предпринять не следует, так как сейчас никто из членов кабинета этим вопросом заниматься не будет.
Адвокаты “Чейза” и “Эквитреста” подали в суд тот проект ответа на иск адвокатов Банка Франции, который был переслан в Москву.
Наша брошюра о золоте встретила очень живой отклик во всей американской печати. Большей частью газеты ограничиваются передачей содержания нашей брошюры. Тон для нас благожелательный. Наш информационный отдел посылает Вам соответствующие вырезки. Я вначале побаивался, что односторонний подбор газетных статей в нашей брошюре может вызвать протест Вашингтона. До сих пор, однако, ничего об этом не слышно.
Я Вам уже телеграфировал, что здесь очень сильно занимаются вопросом о нашем будущем урожае. На днях на тикере появилось следующее:
“Russia. Condition of crops moderation in south and southeast. It will be necessary to import next season[1]”.
Само собой разумеется, что вся эта шумиха поднята хлебной биржей, которая усиленно занята вопросом поднятия павших цен на пшеницу. Поскольку эта кампания поддерживается корреспонденцией Дюранти из Москвы, она нам, несомненно, наносит очень серьезный вред. Тут деловые круги уверены, что нас ожидает в этом году недород. Это, само собой разумеется, отразится на нашей кредитоспособности. Я очень просил бы, чтобы мне по телеграфу передавали оценку экспертного совещания, дабы я мог своевременно парализовать эту кампанию.
Большую шумиху здесь подняли также в связи с якобы имевшим место заседанием в Касселе. Несмотря на грубоподложный характер этого сообщения, оно все же несколько дней держалось на страницах прессы и всячески муссировалось. Некоторое успокоение внесло опровержение в нашей печати, переданное по телеграфу Дюранти.
Все, с кем мне пришлось говорить за последнее время, в том числе Шляй, полковник Купер, Хоард, утверждают, что в Вашингтоне имеются какие-то документы, свидетельствующие о том, что Коминтерн усилил пропаганду в САСШ. Полковник Купер даже утверждал, что ему такие документы были показаны. Я не сомневаюсь в том, что это является, с одной стороны, обычным предвыборным маневром, а с другой стороны, предназначено для нейтрализации активности наших друзей в связи с вопросом о золоте.
Группа Тачера, которая собиралась этим летом поехать в СССР, поездку отложила. Однако, судя по всему, мы в этом году будем иметь большой наплыв американцев. На это нужно с самого начала обратить серьезное внимание, особенно в смысле условий гостинец, переездов и проч. Я очень боюсь, что Совторгфлот не справится с туристской кампанией. Надо иметь в виду, что провал этой первой попытки вызовет большое разочарование и повредит нам не только материально, но и политически.
Дела в Амторге сейчас значительно тише; май месяц явится рекордным в смысле падения количества заказов. Я думаю, что мы выдадим не больше 1 млн. долларов заказов. Это объясняется резким уменьшением портфеля наших заказов. Мы сейчас на руках имеем только один большой заказ на крекинговые установки и на бумажную машину для Центробумтреста. Что касается первого заказа, то я думаю, что нам удастся получить более или менее удовлетворительные кредитные условия; по второму заказу мы пока что потерпели полное фиаско, так как фирмы в финансовом отношении не сильны и без помощи черной биржи этого дела продвинуть не могут. Мы же резко поставили вопрос о том, что заказа не выдадим без полной уверенности в том, что наши векселя не будут учтены без оборота. Нужно знать, каковы наши перспективы на ближайший месяц в смысле заказов.
С аппаратом дело обстоит из рук вон плохо. Я очень надеюсь, что Саулу Григорьевичу[2] удастся в ближайшие дни направить сюда партии новых работников. Я думаю, даже не дожидаясь прибытия новых работников, начать намеченные увольнения. Это, само собой разумеется, вызовет перебой в работе, но дальше терпеть нельзя.
P. S. Возвращаюсь к вопросу о золоте. Сегодня я имел беседу со Шляем. Последний подтвердил свой разговор с Келлогом (содержание я Вам переслал в виде меморандума Гомбарга при моем письме от 15 мая[3]). Келлог против попытки послать небольшую пробную партию золота. Я думаю, что в настоящих условиях от такого шага нужно абсолютно воздержаться, так как это может нам, несомненно, повредить.
Вся кампания против нас в этом вопросе ведется через товарища министра финансов Миллса, который является одним из наиболее непримиримых наших врагов. Миллс — человек Гувера. Если последний будет выбран съездом республиканской партии кандидатом в президенты, Миллс, вероятно, будет министром финансов. Если же Гувер будет провален (шансы на это увеличиваются с каждым днем; в этом отношении чрезвычайно характерна позиция Кулиджа в вопросе о фермерском билле; осведомленные круги утверждают, что Кулидж специально наложил вето на этот билль, чтобы насолить Гуверу; весьма характерны в этом смысле прения в сенате, которые всем своим острием были направлены не против Кулиджа, а против Гувера), то карьера Миллса кончена.
В настоящей запутанной обстановке поэтому не следует предпринимать никаких шагов, которые в той или иной степени были бы направлены к выяснению нашего положения.
С товарищеским приветом М. Г. Гуревич
Примечания:
[1] Россия. Состояние урожая на юге и на юго-востоке умеренное. В следующем сезоне нужно будет ввозить, (пер. с англ.).
[2] С. Г. Брону.
[3] Письмо не обнаружено.
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 241 Л. 93-98. Подлинник.