Спецсообщение ПП ОГПУ по Московской области о результатах проведенного расследования по факту самоубийства колхозника д. Чашниково Миронова Е.С. 21 февраля 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.02.21
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 2. стр. 526-527
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 535. Л. 83—85. Подлинник.

№ 186

В 14 часов 14 февраля 1934 г. колхозник колхоза им. Калинина Коммунистического района Миронов Егор Степанович покончил [жизнь] самоубийством через повешение. (Наше спецсообщение от 16 февраля 1934 г.)

Произведенным расследованием причин самоубийства Миронова Е.С. установлено: колхозник Миронов Е.С., 42 лет, в колхоз вступил в период организации последнего в 1930 г., считался одним из лучших колхозников. В 1933 г. вместе с женой выработал 433 трудодня и, имея большую семью в 9 чел., из коих 7 чел. нетрудоспособных, находился последнее время в тяжелых материальных условиях. В семье Миронова Е.С. имеется сын в ОДВКА и дочь — учительница.

Находясь, как указано выше, в тяжелом материальном положении, Миронов Е.С. еще в январе 1934 г. неоднократно обращался в правление колхоза с просьбой разрешить ему уход на заработки, но согласие не получил и продолжал работать в колхозе. В конце января с.г. его, как лучшего колхозника, председатель правления колхоза Сергеев, член ВКП(б), рекомендовал назначить бригадиром колхоза. От исполнения обязанностей бригадира Миронов отказался, мотивируя неспособностью и малограмотностью, просил разрешить уход на заработки.

В силу отказа Миронова Е.С. подчиниться решению правления колхоза быть бригадиром, по настоянию секретаря ячейки ВКП(б) Денисова, пред[седателя] колхоза Сергеева и других, Миронова Е.С. решением правления колхоза от 30 января 1934 г. было постановлено исключить из членов колхоза, это решение было утверждено 31 января 1934 г. общим собранием колхозников, причем Миронов Е.С., как отказавшийся от бригадирства, был охарактеризован на собрании Денисовым и Сергеевым как враг соввласти и т.д. Решение колхоза было утверждено пленумом сельсовета и Миронову, как единоличнику, были немедленно исчислены планы сева, заготовок и платежи. Созданное вокруг Миронова Е.С. неправильное общественное мнение и нечуткий подход местных коммунистов, руководителей на селе, и являются причинами самоубийства Миронова Е.С.

Будучи допрошенным, председатель колхоза Сергеев, член ВКП(б), характеризуя Миронова как одного из лучших колхозников, по этому делу показал: «Быть бригадиром Миронов категорически отказался, объясняя это, что не может грубить колхозникам, т.е. считал себя слабохарактерным и просил несколько раз меня лично отпустить его на производство, мотивируя этого плохим материальным положением. Правление колхоза в январе 1934 г. вынесло решение об отпуске Миронова на производство до 1 мая 1934 г., только после того, как будет окончен раздел колхоза д. Носово, но среди членов правления, и, главным образом, со стороны секретаря ячейки ВКП(б) Денисова стали иметь место разговоры об изменении решения в части отпуска на производство Миронова, и мне Денисов неоднократно говорил, что я должен принять какие-либо меры к Миронову и Грибкову за отказ от бригадирства, на что я согласился, и по данному вопросу было созвано правление колхоза 30 января 1934 г., где постановили исключить из членов колхоза за отказ от бригадирства Миронова и Грибкова. На общем собрании, как я, так и секретарь ячейки Денисов в своих выступлениях говорили, давая понять и другим колхозникам, что люди, нарушающие труддисциплину в колхозе, исключаются из такового и считаются врагами соввласти, что на них нужно сразу довести все виды налогов и т.д.

Это постановление общего собрания было утверждено на пленуме сельсовета только в отношении исключения Миронова, а Грибков в колхозе был восстановлен. В настоящее время я осознал и считаю, что это перегиб, который послужил к самоубийству Миронова, что этот случай с Мироновым играет на руку кулаку. Миронов был хороший колхозник, не имеющий ни одного взыскания и исключение его из колхоза, объявление классовым врагом, а также доведение всех видов налога как единоличнику, толкнуло Миронова к самоубийству».

Допрошенный по делу секретарь ячейки ВКП(б) Денисов Гр[игорий] Михайлович] по вопросу причин самоубийства показал: «Какие причины способствовали самоубийству Миронова, я не знаю, но полагаю, что исключение его из колхоза на него подействовало, так как до этого Миронов никаким взысканиям в колхозе не подвергался».

По вопросу использования стенпечати, где Миронов охарактеризован как саботажник, играющий на руку кулаку, Денисов показал: «В части дооформления плаката и довнесения в него текста и карикатуры на Миронова я лично предложил колхознику Квасову сделать это дооформление, рассчитывая, что плакат сыграет положительную роль в укреплении труддисциплины».

Исходя из достаточного наличия данных, устанавливающих действительные причины в самоубийстве Миронова, это допущенный Денисовым и Сергеевым явный перегиб и нечуткое отношение к колхознику Миронову, считаем желательным дело по обвинению Денисова и Сергеева поставить на рассмотрение нарсуда в показательном процессе.

Решением бюро РК ВКП(б) от 14 февраля 1934 г. Денисов Гр[игорий] Михайлович] и Сергеев из рядов ВКП(б) исключены.

Пом[ощник] ПП ОГПУ Московской области Радзивиловский