Справка Амторга о меморандуме В. Зайда о перспективах конкуренции СССР и США на европейском нефтяном рынке — 30 ноября 1927 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1927.11.30
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 235-237.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 238. Л. 18-20. Копия.

№ 98. Справка Амторга о меморандуме В. Зайда о перспективах конкуренции СССР и США на европейском нефтяном рынке[1]

30 ноября 1927 г.

Реферировано с английского.

В представленном В. Зайдом меморандуме указывается, что русская нефть рассматривается в настоящее время в Европе, как оружие в руках европейских политических деятелей и амбиционных деловых людей. При этом политические деятели боятся, что действительное соглашение может быть достигнуто между Шеллем и “Стандарт ойл” в Нью-Джерси, причем нефтяная политика будет вестись фактически только двумя людьми — Детердингом[2] и Тиглем — политика, недопустимая с точки зрения национальной защиты различных европейских стран.

Меморандум далее указывает, что различные европейские страны, испытывающие недостаток в валюте, пытаются закупать вместо обработанных продуктов сырую нефть. Франция установила нефтяную монополию также главным образом по причинам политического характера, и если она в настоящее время не проведена, то это только потому, что Пуанкаре хочет получить гарантии получения им источника снабжения сырой нефтью по благоприятным ценам и условиям. Зайд полагает, что, когда советское правительство закончит постройку своих двух нефтепроводов (и будет иметь возможность держать во Франции от 3 до 4 т сырой нефти), Пуанкаре будет первым поддерживать монополию и будет первым настаивать на предоставлении займа советскому правительству.

Шелль и “Стандарт ойл” в Нью-Джерси терпят в настоящее время убытки в связи с происходящей в отношении цен войной. Наоборот, прибыль англо-персидской компании составляла в 1925 г. 2 млн. фунтов, или 8 шиллингов с тонны. Прибыль “Стандарт ойл и К°” составляла 108 млн. долларов. Капитал компании “Стандарт ойл” в Нью-Йорке составляет 100 млн. долларов, причем находящаяся в ее владении собственность оценивается свыше 200 млн. долларов.

Зайд полагает, что русская нефть может легко конкурировать с американской нефтью в Европе, в связи с разницей во фрахте, которая оценивается от 4 до 8 шиллингов на тонну. Зайд указывает также, что “либеральные члены” стандартовской группы полагают, что, если СССР будет финансироваться на основании обычных банковских условий, он получит по крайней мере 50% всего европейского потребления. Эти члены стандартовской группы указывают, что лучше заключить соглашение с нефтяными трестами СССР и предоставить в их распоряжение 15% европейского потребления, чем бороться с ними.

Зайд указывает, что в настоящее время ведутся серьезные споры между крупными акционерами всех стандартовских компаний по вопросу о пути и мерах восстановления мира между нью-джерсейской — нью-йоркской “Стандарт ойл К°“ и “Вакуум ойл”. Тигль указал акционерам, что европейское общественное мнение не верит тому, что Детердинг борется только за справедливость и что совместная политика нью-джерсейской и шеллевской компаний в Европе может спровоцировать подозрения в отношении деятельности этих двух компаний, причем европейские правительства раньше или позже будут вынуждены оказывать всякую помощь русской нефти. М‑р Зайд указывает, что результаты этого совещания в настоящее время неясны.

В настоящее время “Стандарт ойл К°” в Нью-Йорке согласилась на войну в Англии в отношении цен, что будет означать убыток в размере 10 млн. долларов в год. По мнению м‑ра Зайда, “Нью-Йорк Стандарт ойл К°” несомненно прежде всего увеличит сделки с Нефтесиндикатом и, по всей вероятности, начнет продавать русский газолин в Индии.

Компания “Вакуум ойл” боится, что Детердинг понизит цены на австралийском, египетском и других рынках, и поэтому решила начать продажу газолина и керосина в Европе. Обе компании открывают новые распределительные организации, и, ввиду той войны в отношении цен, которая практически ведется во всей Европе, они вынуждены будут искать самые дешевые источники снабжения.

Вашингтон, по мнению м‑ра Зайда, будет давать все льготы американским компаниям для того, чтобы они покупали и продуцировали[3] нефть, где только возможно, с тем, чтобы оставить американскую нефть в резерве.

В связи с этим, по мнению м‑ра Зайда, не будет политических затруднений, если обе компании решат войти в деловые отношения с Нефтесиндикатом.

В настоящее время Тигль уже предупредил, что нью-йоркский “Стандарт” и “Вакуум ойл” будут вынуждены окончательно отколоться от нью-джерсейской компании.

Реферировано с английского Р. Аркус.

Примечания:

[1] Во второй половине 20‑х годов перед крупнейшими английскими и американскими нефтяными компаниями стояла задача стабилизации цен на рынке. Появление там советской нефти создавало непредвиденные проблемы. Английские нефтяные компании считали необходимым ведение организованной борьбы с советским нефтеэкспортом. Американские нефтяные компании склонялись к частичному сотрудничеству. Но в целом появление советской нефти на мировом рынке расценивалось как негативное явление. В Oil and Gas Journal по этому поводу в 1928 г. была опубликована статья, где говорилось, что «настало наконец время зажать экспансию советской нефти». «Легко достижимое между двумя господствующими группами капитала и несколько более трудное между тремя соглашение об ограничении добычи становится невозможным между четырьмя. Тем более что четвертая сторона — советская нефть — своими выступлениями на рынке сводит на нет соглашение остальных трех групп» (Нефтяное хозяйство. 1929. № 3. Стр. 265).

[2] Детердинг, сэр Генри Вильгельм Август (1866‑1939) — голландский бизнесмен, ставший магнатом в мире нефтяной индустрии. Родился в Амстердаме 19 апреля 1866 г., в семье капитана торгового судна. Начал работать в 16 лет, сначала банковским клерком, а затем в Нидерландском торговом обществе в голландской Восточной Индии. В 1896 г. он поступил в Royal Dutch Petroleum С° , бывшую в то время небольшим новым концерном. В 1900 г. Детердинг становится управляющим директором концерна и начинает проводить политику объединения с конкурентами в целях координации производства и сбыта. В 1903 г. фирма возглавила группу тесно взаимодействующих компаний, включавших британскую Shell Transport and Trading С°. Детердинг стал генеральным директором Royal Dutch Shell group, которая со временем включала в себя около 200 компаний. Он умер в Швейцарии 4 февраля 1939 г. (The Encyclopedia Americana. N‑Y, 1973 Vol. 9 Р. 57.)

[3] Так в документе.

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 238. Л. 18-20. Копия