Отчет заместителя председателя правления Днепростроя профессора И. Г. Александрова о командировке в США с 23 июня по 14 октября 1927 г. — Не ранее 14 октября 1927 г.
№ 96. Отчет заместителя председателя правления Днепростроя профессора И. Г. Александрова о командировке в США с 23 июня по 14 октября 1927 г.
Не ранее 14 октября 1927 г.[1]
Целью командировки моей в Америку было ускорение американских заказов для Днепростроя и ознакомление с производством работ на гидротехнических сооружениях в Америке.
Я выехал из Москвы 23 июня 1927 г. и 25 июня был в Берлине, где пришлось задержаться на несколько дней для получения денег и виз (американской и французской). Попутно я познакомился с организацией заказов наших в Берлине и в целях урегулирования равномерности наших валютных платежей просил выслать мне в Нью-Йорк данные о ходе заказов в Германии, чтобы при кредитовании в Америке сообразоваться с платежами по Германии. Мне это было обещано, но исполнено не было.
Пароход “Raris” отходил из Гавра 7 июля, так что я имел возможность проехать во Францию через Страсбург и попутно осмотреть недавно законченную плотину для гидроэлектрической станции и самую станцию в Шварценбаде, постройка которых выполнена консультирующей у нас фирмой “Сименс Бауунион”. Третьего июля я был в Париже, где имел деловые переговоры с фирмой “S-te des Usines de la Chaléassière”, конкурирующей на поставку турбин для Днепростроя.
Седьмого утром я выехал в Гавр и в тот же день вышел в море. Тринадцатого я был уже в Нью-Йорке. Начиная с четырнадцатого я начал знакомиться с представителями наших американских поставщиков и других фирм по рекомендации Русско-американской торговой палаты, а также и с положением наших заказов в Амторге. Когда я приехал, то все полученные до моего приезда заказы были уже размещены, пришлось лишь выяснить фирмы, где был произведен заказ, сроки платежей и сдачи товара, а также условия транспорта. Никаких новых лицензий для того списка оборудования, который мне был передан в Москве, получено не было до начала августа. Это время мною было использовано на то, чтобы получить от американских правительственных органов в Вашингтоне ряд изданий по утилизации водной энергии и ирригации, а также получить разрешения на посещения правительственных построек. Кроме того, в этот же период я ознакомился с работами по постройке крупной гидроэлектрической станции близ г. Балтимора на р. Соквегане у с. Коновинго. Мощность этой станции 378 тыс. л. с. при напоре в 27,2 мтр[2]. Турбины заводов “I. Р. Morris” и “Allis Chalmers” с выходным диаметром в 5,4 метра и напорными трубами диаметром 8,2 метра. Стоимость станции 53 млн. долларов, что даст на установленную силу 141,3 долл. Эта цена для Америки очень высокая, но она объясняется большими затратами на отчуждение и перенос железнодорожной линии, проходившей по берегу, кверху на 30 м, что и вызвало расход около 22 млн. долларов суммарно. Самый проект нельзя признать удачным, особенно по выбору мощности агрегатов. Они взяты слишком большими и технологически вызвали большие затруднения при изготовлении, так что турбины как заводом “Allis Chalmers” (4 агрегата), так и заводом “I. Р. Morris” выполнены сблоченными из 3 кусков. Слишком велик получился и генератор, так что здание гидростанции пришлось взять 25×25 м на каждый агрегат. Не вполне удачна и конструкция плотины. Бетон для плотины взят литой с содержанием воды по отношению к цементу 0,9, что надо признать слишком большим. К достоинствам следует отнести необычайно быстрый темп постройки (все закончено было в 1 год 10 месяцев). Кроме этого за этот период поездками в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси и в Бостон удалось ознакомиться с работой на месте экскаваторов, пневматических перфораторов, компрессоров, камнедробильных заводов, кранов-дериков, паровозных кранов и проч. благодаря любезному содействию американских фирм.
В этот же период было мной выяснено, что по старым лицензиям имеется остаток около 40 тыс. долларов и что кредит на Америку в сумме 1 млн. руб., разрешенный по общей лицензии для Днепростроя, уже использован, ввиду чего мной послан был запрос в Москву о разрешении использовать остаток и получить новые кредиты на Америку, но первое не было разрешено, а второе разрешилось получением трех лицензий № 43227, 43558 и 43659 на танк-локомотивы, дерики и моторы к ним, легкие и тяжелые перфораторы, сталь для бурения камня, бадьи для бетона, стальной шпунт и мотоциклеты, всего на сумму 526,9 тыс. руб. Но это все было получено лишь в конце августа и в сентябре. Заказы удалось разместить быстро, так как, не дожидаясь лицензии и зная список оборудования, я подготовил переговоры с фирмами. Около 7 августа был получен проект камнедробильного завода с просьбой из Москвы к 1 сентября дать предложения американских фирм. Однако этот проект представлял лишь общую схему завода, которую надо было разработать прежде, чем запрашивать фирмы. Эта работа и была выполнена в течение месяца нашей консультативной фирмой “X. Л. Купер и К°” и фирмой “Аллис Чалмерс” в Милуоки[3]. Фирмой “Купер” были представлены при этом соображения о невыгодности получения песка из гранита, причем он ссылался на свои изучения этого вопроса в Швеции и Норвегии, а также опыт дробления песка на строящейся гидростанции на р. Теннесси фирмой “Alluminium С° — of America”. В конце переговоров по настоянию главного инженера заказ был сформулирован на поставку двух заводов для правого и левого берега Днепра с производительностью 250 метрических тонн в час, однако первичные дробилки были взяты в 360 т в час, что позволяло грузить большие камни и без труда развить завод на усиленную производительность, если бы это понадобилось. Заводы снабжались при этом мельницами по размолу камня в песок, всеми электромоторами и транспортерами. Цена каждого завода определялась в 2×184 тыс. долл. = 368 тыс. долл., а с учетом скидки на однотипность — приблизительно в 360 тыс. долл.
Первичные камнедробилки при этом ставились вращательные. Заказ этот в конце концов был выдан фирме “Крупп” в Германии, что я считаю ошибкой строительства, так как заказ выполнялся в Америке на 2,5 месяца скорее (от 1,5 до 3 месяцев), качественно был выше, производительность имел большую и был в сущности дешевле германского предложения. Крупп дал цену двух заводов в 350 280 долларов с первичными камнедробилками в 250 т и без электромоторов. Заказы по лицензиям, упомянутым выше, были распределены после сравнения цен и рассмотрения на местах и на заводах работы следующим образом: 1. Локомотивы — “American Locomotive С°”. 2. Дерик-краны — “Clid Iron Works”. 3. Моторы к деррикам — “General Electric С°”. 4. Легкие перфораторы — “Ingersoll Rand С°”. 5. Кузницы для сверл перфораторов — “Ingersoll Rand С°”. Лицензия № 43227: 6. Тяжелые перфораторы — “Chicago Pneumatic Tool С°”. 7. Сталь для тяжелых перфораторов — “Chicago Pneumatic Tool С°”. 8. Сталь буровую для легких перфораторов — “Ingersoll Rand С°”. 9. Бадьи для бетона и захваты — “Hayward С°”. Лицензия № 43558: 10. Стальной шпунт — “Bethlehem Steel С°”. Лицензия № 43659: 11. Мотоциклеты 10 шт. — ...[4]
Стоимость заказа по лицензии № 43227 составила 195,8 тыс. долларов, стоимость заказа по лицензии № 43558 составила 45 187,50 долл., стоимость заказа по лицензии № 43659 составила 5 тыс. долл. Всего: 245 987,50 долл.
Кроме этого, от фирмы “Аллис Чалмерс” поступило ко мне предложение на поставку турбин для Днепростроя по цене за каждую 150 тыс. долларов с возможной скидкой в дальнейшем.
Этот завод является одним из лучших по изготовлению турбин, его турбины стоят на всех крупнейших станциях Америки. Турбины могут быть изготовлены с ротором из одного куска стали в кратчайший срок, так как этим заводом было поставлено 12 турбин для станции “Isle Maligne” в Канаде при напоре в 36,7 метра, мощности 50 тыс. л. с. и числе оборотов 112,5. Эти турбины совершенно пригодны для нас, так как наш расчетный напор 36,5‑37,0 м, мощность агрегата — 50 тыс. л. с., число оборотов может быть взято 111,1, учитывая нормальное число периодов тока для СССР в 50, в то время как Америка имеет везде (за исключением Калифорнии) ток в 60 периодов или 25 периодов (станция “Isle Maligne” имеет 60 периодов). Турбины подобраны по числу оборотов для 60 периодов и потому дают 112,5 оборотов в минуту и определяют 64 полюса в генераторе. Для Днепростроя легко их отрегулировать на 111,1 оборота, что даст у генератора при 50 периодах 54 полюса. Изменение коэффициента полезного действия при этом не может быть сколько-нибудь заметным. На этом заводе выгодно для нас было бы заказать во всяком случае первые три агрегата, для которых срок при хорошем качестве играет решающую роль, а никакой завод, конечно, не сможет изготовить так быстро машины, как тот, который имеет все чертежи и модели для данной машины и опыт ее изготовления в количестве 12 шт. Завод “Аллис Чалмерс” осмотрен был мною в 1926 г., и я имел возможность осмотреть его и в этом году, причем при мне были на заводе уже почти готовые турбины для ст. Коновинго по 54 тыс. л. с. и турбины для строящейся станции на р. Огайо в г. Луизвиле (Кентукки) пропеллерного типа.
Имея в виду кроме заводов осмотреть ряд строящихся гидростанций, заводов и плотин, я выехал из Нью-Йорка в Питсбург 14 августа, где подробно осматривал завод Вестингауза и в 90 километрах от Питсбурга гидростанцию “Cheat Haven”, семнадцатого я выехал в Чикаго, а оттуда девятнадцатого в Милуоки, где и был на заводе “Аллис Чалмерс”. 22 августа я приехал в Луизвил и смотрел там производящиеся работы по постройке гидроэлектрической станции на р. Огайо мощностью в 100 тыс. л. с. Эта станция имеет сравнительно незначительный (около 10 м) и довольно резко изменяющийся напор. Плотина имеет очень большую длину и состоит из глухой части, плотины Шануана с автоматическими затворами, плотины Пуаре и плотины типа Бер-грап близ самой гидростанции...[5]
Отсюда я выехал в Dallas (Техас) для переговоров с группой предпринимателей, предполагавших поехать в Союз ССР с деловыми целями, о чем мной сделан особый доклад правительству Союза. 7 сентября я возвратился в Нью-Йорк для дальнейшей работы по закупке оборудования Днепростроя. К этому времени были получены лицензии из Москвы и можно было уже реально заканчивать переговоры с фирмами. За период до отъезда мне, однако, удалось познакомиться с заводом “Ingersoll Rand С°” в штате New Jersey и осмотреть ряд плотин близ Нью-Йорка, которые были выстроены от 4 до 12 лет назад. Это были “Cross river dam”, “Olive Bridge”, “Rifton Dam”. Эти плотины были осмотрены мной вместе с нашим консультантом X. Л. Купером и директором Federal Power Commission[6] mr. Mezille. Все эти плотины имеют уже значительную дезинтеграцию бетона, в особенности “Rifton Dam”, построенная из литого бетона с избытком воды. Разрушения на этой плотине поражающие, хотя она выстроена всего 4 года назад. Дальнейших лицензий в конце сентября уже не поступало из Москвы, присланные были все размещены, ввиду чего я 1 октября выехал из Нью-Йорка и четырнадцатого был уже в Москве, остановившись лишь на 3 дня в Париже для получения железнодорожного билета и передачи нашему посольству дипломатической почты из Соединенных Штатов от Амторга для дальнейшей пересылки ее в Москву уже нормальным способом. Вся литература, фотографии и чертежи, приобретенные во время командировки, переданы правлению Днепростроя.
И. Александров
Примечания:
[1] Датируется по времени пребывания в США.
[2] Сокращение расшифровать не удалось.
[3] В документе здесь и далее — Мильвоки.
[4] Название фирмы в тексте отсутствует.
[5] Опущен текст об ирригационных сооружениях в штате Аризона.
[6] Федеральная комиссия по энергетике (с англ.).
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 9. Д. 25. Л. 21-27. Подлинник.