Инструктивное письмо Постоянной комиссии СТО по иммиграции и реэмиграции в Центральное бюро общества техпомощи СССР об организации переселенческих товариществ для заселения специального земфонда в Поволжье и на Северном Кавказе — 31 января 1925 г.
№ 57. Инструктивное письмо Постоянной комиссии СТО по сельскохозяйственной и промышленной иммиграции и реэмиграции в Центральное бюро общества технической помощи СССР об организации переселенческих товариществ для заселения специального земельного фонда в Поволжье и на Северном Кавказе
31 января 1925 г.
В дополнение к нашему № 2734 от 18 сентября 1924 г.[1] об отводе специального земельного фонда в губерниях Поволжья и в округах Северо-Кавказского края для сельскохозяйственных иммигрантов и реэмигрантов из Северной Америки Постоянная комиссия СТО по иммиграции, по соглашению с Наркомземом РСФСР, настоящим инструктивным письмом (препровождая при нем соглашение Комсто и Наркомзема РСФСР об отводе специального земфонда в 150 тыс. десятин. (см. прил. I[2] и другие необходимые материалы, указанные в дальнейшем) считает необходимым пояснить следующее:
1. Указанный в п. 1 соглашения земельный фонд в 150 тыс. дес. назначается (и отчасти уже назначен) для использования его трудовыми сельскохозяйственными иммигрантами и реэмигрантами и может принять всего до 23,5 тыс. душ переселенцев, из коих в пределах Самарской губ. — 5 тыс. душ, Саратовской — 3,5 тыс. душ, Царицынской — 2,5 тыс. душ и в Северо-Кавказском крае — 12,5 тыс. душ. По Саратовской губ. участки этого земфонда уже назначены (см. прил. II “Саратовская губерния”[3]). По мере назначения участков в других губерниях и округах мы сообщим Вам сведения об этих участках по форме прилагаемых сведений по Саратовской губ.
2. Отвод земельных участков, как указано в п. 2 соглашения, производится по тем нормам земельного обеспечения, какими обладает местное население. Норма земельного надела на хозяйство по отдельным подрайонам указана в прил. III: “Данные по районам, предназначенным для иммиграции” (в графе “Урожайность и условия ведения хозяйства”), и она колеблется от 15 до 50 десятин на каждое отдельное хозяйство.
3. Естественно-экономическое описание районов и подрайонов Вы найдете в прил. III, к которому прилагаются специальные нормы Поволжья и Северного Кавказа (прил. IV).
4. а) Помимо общего требования, которое предъявлялось нами к организуемым Вами коммунам (то есть организации культурно-показательных хозяйств), иммигранты и реэмигранты, переселяющиеся на этот земельный фонд, непременно должны быть знакомы с приемами ведения сельского хозяйства в подобных Поволжью и Северному Кавказу местностях с ограниченным количеством осадков. Задачей земледельца в таких местностях является уменье сохранить в почве влагу, накопленную ею в течение осени и весны, и целесообразно эту влагу использовать.
Кроме того, иммигранты должны быть знакомы с приемами рационального животноводства, так как эта отрасль сельского хозяйства имеет большое значение в условиях Поволжья и Северного Кавказа.
Весьма важно подобрать контингенты иммигрантов и реэмигрантов из таких районов Соединенных Штатов и Канады, которые по своим естественным условиям близки к нашим Поволжью и Северному Кавказу. По нашему мнению, подходящими являются следующие районы Северной Америки: штаты Северная Дакота — для Самарской губ., Южная Дакота и Монтана — для Саратовской и Царицынской губ., Небраска и Канзас — для Северного Кавказа. Из провинций Канады подходящими представляются Саскачевань — для Самарской губ., и Манитоба — для Царицынской и Саратовской губ.
При подборе и организации групп Вам надлежит ознакомить их с прилагаемыми описаниями Поволжья и Северного Кавказа (прил. III), обратить внимание переселенцев на типы и системы хозяйств по отдельным районам, нормы земельного обеспечения и естественные и экономические условия района. Следует при этом им разъяснить всю ложность представления о Поволжье и Северном Кавказе, как о районах, где периодические неурожаи ведут к полному развалу хозяйства.
Мы думаем, что по ознакомлении групп переселенцев с соответствующей литературой по этому вопросу, они, несомненно, должны убедиться, что путем применения рациональных методов не только опытные станции, но и образцово поставленные хозяйства достигают в Поволжье устойчивых урожаев и снимают в среднем до 100 пуд. с десятины пшеницы и тому подобных злаков.
Соответствующую литературу мы Вам высылаем.
б) Средства, которыми переселенцы должны располагать в виде денег и хозяйственного оборудования (живого и мертвого инвентаря, инструментов и орудий труда), исчисляются в размере 50 руб. на каждую десятину отводимой земли при коллективной обработке и 60 руб. при индивидуальной. В эти нормы не входят средства, необходимые на переселение в СССР, а также не могут быть зачислены предметы личного и домашнего обихода переселенцев. Указанный размер средств необходим исключительно для освоения земельного участка и организации на нем хозяйства.
в) Организацию переселенческих групп следует вести на основе устава сельскохозяйственного кооперативного переселенческого товарищества (см. прил. V Устав).
Из этого устава Вы усмотрите, что иммигрантская группа по своем прибытии в СССР на место водворения и по получении земельного участка вправе организовать на нем по своему желанию либо коллективное хозяйство, либо распределить землю между своими членами в единоличное пользование. Ведение коллективного хозяйства, таким образом, не является обязательным требованием к переселенцам на участки этого земфонда.
Таким образом, Комиссия СТО, с одной стороны, идя навстречу широкому стремлению российских выходцев в Северной Америке на обратное возвращение в СССР и желая это возвращение направить в организованное русло, а с другой, — желая привлечь некоторое количество американских трудовых земледельцев, знакомых с ведением сельского хозяйства в засушливых районах, делает значительное отступление от существующего до сих пор порядка допуска в СССР иммигрантских групп только при условии коллективного ведения хозяйства (коммунами).
5. На переселенцев в Поволжье и Северном Кавказе распространяются все льготы, предоставляемые организованным иммигрантам существующим законодательством, которые Вам уже известны. Помимо этих льгот, на это переселение никакие особые льготы не предоставляются.
Но следует указать, что некоторые облегчения и содействие могут быть оказаны переселенцам в эти районы, например отпуск древесины по льготным ценам на первоначальное обзаведение. Кроме того, следует иметь в виду, что переселившиеся в СССР коллективы имеют право пользоваться семенной ссудой, кредитом на землеустройство и сельскохозяйственным кредитом, входя в соответствующие товарищества по сельскохозяйственному кредиту. Проведение в иммигрантском хозяйстве агрикультурных мероприятий дает возможность применять к ним дополнительные льготы по сельскохозяйственному налогу.
6. Группы, намеревающиеся переселиться в СССР, предварительно посылают через Центральное бюро своих уполномоченных (ходоков) для осмотра и выбора земельного участка и для заключения договора на его пользование. Ходоки должны иметь с собой: а) удостоверение Центрального бюро о том, что они действительно являются представителями данной иммигрантской группы и что группе известны все условия и требования на такое переселение и она согласна их исполнять; б) формально засвидетельствованное Вами полномочие от своих доверителей на право выбора земельного участка и заключения от их имени договора на пользование земельным участком; в) точные и исчерпывающие сведения о количественном, социальном и профессиональном составе группы и о материальном обеспечении, согласно при сем прилагаемой анкеты, которую следует заверить Центральному бюро; г) устав данной группы (переселенческого товарищества), подписанный членами группы.
7. Со времени подписания договора соответствующий участок будет считаться закрепленным за группой до прибытия ее в СССР, причем срок прибытия устанавливается в арендном договоре по соглашению с ходоками группы. Земельные участки предоставляются иммигрантам и реэмигрантам в арендное пользование. Срок аренды устанавливается в 12 лет. Основным условием передачи участка в аренду является постановка иммигрантами на арендуемом участке образцового хозяйства, причем за пользование советскими хозяйствами и доходными статьями устанавливается для иммигрантов денежная арендная плата на льготных началах, с постепенным повышением до нормальной арендной платы в данном районе. Участки же из свободного земельного запаса предоставляются на условиях безденежной аренды. Выполнение всех условий договора дает также преимущественное право на аренду этого же участка на следующий срок. Кроме того, если группа состоит из реэмигрантов и принятых в гражданстве СССР иммигрантов, то при соблюдении ею всех условий договора может быть поставлен на очередь вопрос о передаче ей участка уже не в аренду на второй срок, а в постоянное трудовое пользование.
8. Просим обо всем изложенном широко оповестить российских выходцев в Северной Америке, а также тех местных трудовых земледельцев, которые работают в указанных выше районах Соединенных Штатов и Канады и которые желали бы переселиться в СССР. Нас интересует вопрос, возможно ли вообще привлечение из Америки местных земледельцев, знакомых с ведением сельского хозяйства в засушливых районах, и если да — то на каких условиях; согласятся ли они на поставленные нами условия или необходимо им предоставить какие-либо дополнительные льготы и какие. Сообщите также нам, как будут реагировать на это предложение российские выходцы. Если интерес к такому переселению будет постоянно сильно пробужден, что Вам представится возможным вести уже организацию определенных групп, то эту организацию желательно провести с таким расчетом, чтобы ходоки групп могли прибыть в Москву нынешней весной.
Председатель Постоянной комиссии СТО по иммиграции Смольянинов
Секретарь Берг
Примечания:
[1] Письмо не обнаружено. Выписку из него см.: РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2140. Л. 49.
[2] Не публикуется.
[3] Это и следующие приложения не публикуются. см.: РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2140. Л. 3-4, 5-6, 9, 9 об.
РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2140. Л. 18-20. Подлинник.