Письмо протоиерея Владимира Александрова митрополиту Евдокиму Мещерскому с предложением рекомендовать его в качестве представителя СССР в США — 15 октября 1924 г.
№ 52. Письмо протоиерея Владимира Александрова митрополиту Евдокиму Мещерскому с предложением рекомендовать его в качестве представителя СССР в США
15 октября 1924 г.
Высокопреосвященному митрополиту Евдокиму Мещерскому.
Ваше Высокопреосвященство.
Давно я собирался написать Вам деловое письмо, но, не зная Вашего точного адреса, откладывал. Получивши же обратные карточки от почтовой конторы в Москве, на которых значится расписка протоиерея Красотина в том, что мои письма, касающиеся церковных дел, получены для вручения Вам, я теперь чувствую себя более уверенным в том, что письма в России правильно получаются.
Я очень слежу в американской прессе за ходом дел между Россией и другими странами, радуясь налаживающимся отношениям между Россией и некоторыми европейскими странами и печалясь о том, что отношения между Россией и Америкой плохо налаживаются.
Хотелось бы в этом последнем отношении принесть пользу моей родной стране к скорейшему началу торговых дел с Америкой, а также, если есть возможность в России, заручиться приобретением некоторых концессий на Кавказе и в Сибири для американских предпринимателей.
Вашему Высокопреосвященству хорошо известны мои широкие знакомства и связи в Северо-Американских Штатах и Канаде, где я доживаю вот уже третий десяток лет. Равно как Вам известно, что я был весьма деятельным в работе сближения России и Америки в прошлом, особенно стараясь внести в Россию разные улучшения в агрикультуру, горное, рыбное и лесное дело.
Я очень близко знаком с очень многими американцами-предпринимателями с огромными средствами, которые готовы пойти для предприятий вышеозначенного характера, а также для торговли в России, если со стороны советского правительства будут гарантированы условия для успеха предприятий, в которые предприниматели вложат материальные средства и знания и таким образом послужат для развития международной торговли и индустрии в России.
Мне довольно хорошо известно, что нужно России из Америки, а также известно и то, чем интересуются американцы в России в торговом и других деловых взаимоотношениях, а потому я уверен, что мог бы быть в высшей степени полезным, если со стороны России мне будут предоставлены благоприятные условия для этой работы.
Совершенно исключая какую-либо политическую деятельность, так как я полноправный американский гражданин и мой политический статус, таким образом, уже совершенно обусловлен, я тем не менее готов и уверен в том, что могу принести большую пользу для России чисто со стороны деловых и экономических взаимоотношений.
Посему, если Вашему Высокопреосвященству, как деловому человеку, угодно и возможно, Вы можете войти с заявлением к лидерам российского советского правительства о моем заявлении быть, как выше сказано, полезным, хотя бы для начала в роли коммерческого представителя в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Относительно ведущихся за границей переговоров советского правительства о денежных займах, дающихся очень неохотно, я, как русский человек, желающий своей родине всякого добра и довольно хорошо осведомленный о ее натуральных богатствах, часто задаюсь вопросом: почему советское правительство давно не создало горнопромышленного синдиката с участием американского капитала и инженеров, при помощи американских усовершенствованных машин, для добычи золота хотя бы в Нерчинском и других (бывших кабинетских) золотоносных округах, местонахождения коих мне хорошо известны из моей прежней деятельности в этом направлении, каковая организация, должным образом поставленная (как это делается в Америке), наверное в короткий период времени дала бы правительственному казначейству предостаточное количество золота. Это я говорю серьезно и осведомленно.
В бытность Вашего Высокопреосвященства в Америке в 1916 г., Вы видели и знаете, какую огромную и богатейшую организацию для разработки горных богатств, владений бывшего Дворцового и Кабинетного ведомства, я создал в Америке для России, когда я познакомил приезжавшего тогда для ознакомления цели главного инженера Двора профессора Н. П. Мельникова, с кем следует в этой стране, с каковою целью означенная организация, с неограниченным капиталом, и отправилась в Россию вместе со мною, но начавшаяся революция не дала возможности показать, чего можно было достигнуть. Здесь я должен оговориться, что я работал не для режима политического, а для страны и для народа, что и теперь готов желать, если к этому представится возможность.
Из интересующих меня и моих американских ассосиатов[1] предприятий в России и Сибири я назову пока только некоторых:
1. Желательно получить длинносрочную концессию для ведения торговли по берегу Тихого океана, начиная с северной оконечности Чукотского полуострова вдоль на юг, включая Камчатку и Охотское море, снабжая насельников всеми необходимыми продуктами в обмен на меха и другие сырые материалы той страны. В эту концессию можно включить или отдельно взять по особому соглашению с правительством в долгосрочную аренду Корыгинский и Командорские острова, находящиеся у Восточного берега Камчатки, с обязательством снабжать аборигенов ежегодно необходимыми продуктами для жизни.
2. Права на лов рыбы и морских зверей по вышеозначенному побережью.
3. Права на разработку горных богатств по вышеозначенному побережью, включая нефтеносные местонахождения и угольные копи, если таковые окажутся.
4. Права на устройство лесопильных заводов и эксплуатацию лесов по вышеозначенному побережью, включая выработку побочных продуктов из древесных остатков, как-то: древесного алкоголя, скипидара и других...[2]
5. Получение монополии на закуп всех мехов от Внешторга, собираемые в России, если возможно на десять лет.
6. Есть желающие предпринять устройство перевальной железной дороги через Кавказский горный хребет — от Грозного к юго-западу по уже существующему проекту, выработанному еще до революцию Проект инженера И. Л. Просинского — линия Беслан — Копитнари ...[3] инженера В. К. Фельдта, Тифлис, 9 сентября 1922 г.
Параллельно с линией железной дороги — также прокладку трубной магистрали для передачи нефти из Грозного к Черноморскому порту. Этот проект предусматривает отдачу предпринимателям в долгосрочное пользование и эксплуатацию прилегающей земли по обе стороны железной дороги на несколько верст в ширину. Это огромное предприятие, которое выполнить могут только американцы и которое бы послужило бы к быстрому развитию и обогащению всего Кавказа, а таким образом — доходности для правительства.
Если наладятся хоть некоторые из вышеозначенных предприятий, то они повлекут за собою и другие. С своей стороны я прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить мне, — быть может, Вы сами знаете о делах в России, требующих внимания американских предпринимателей[4].
Свидетельствую Вашему Высокопреосвященству мое неизменное почтение, остаюсь Ваш покорнейший слуга
Протоиерей Владимир Александров
Примечания:
[1] Значение слова установить не удалось.
[2] Отточие документа.
[3] Далее одно слово неразборчиво.
[4] Получив письмо протоиерея Владимира Александрова, митрополит Евдоким Мещерский в ноябре 1924 г. обратился к наркому внешней торговли Л. Б. Красину с письмом, где отметил, что протоиерей Александров лично известен ему как “выдающийся коммерческий посредник, за 29 лет прекрасно изучивший всю промышленность страны”, который “много способствовал в деле снабжения нашей страны различными машинами, в особенности сельскохозяйственными”. По мнению митрополита Евдокима, протоиерей Александров мог бы принести “великую пользу СССР во многих отношениях...”, “если бы был использован надлежащим образом”. В ответ на письмо митрополита Евдокима был получен ответ из Управления делами НКВТ, где говорилось, что “предложения частных лиц выступить в качестве торговых посредников между СССР и другими странами НКВТ не интересуют, так как внешняя торговля Союза ведется во всех странах через посредство торгпредств. Кроме того, сферы деятельности, где протоиерей Александров предлагает свое посредничество, а именно: монопольный вывоз пушнины, интереса для СССР не представляют” (РГАЭ. Ф 413. Оп 2. Д. 1258. Л. 3‑4).
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 2. Д. 1258. Л. 5-5 об. Заверенная копия.