Из ответа президента В. Вильсона на резолюцию Сената США об американских войсках в Сибири — 25 июля 1919 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1919.07.25
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 23-24.
Архив: 
Советско-американские отношения. 1919-1933: Сб. документов. М. 1934. Стр. 21-23.

Из ответа президента В. Вильсона на резолюцию Сената США об американских войсках в Сибири

25 июля 1919 г.

Это мероприятие было предпринято совместно с Японией и в общих целях, согласованных с остальными союзными державами[1], в первую очередь для того, чтобы спасти чехословацкие армии, которым угрожало уничтожение со стороны враждебных армий, видимо организованных и во многих случаях в большинстве своем составленных из неприятельских военнопленных. Второй целью, которую оно имело в виду, являлась поддержка всякой попытки русских, направленной к самозащите или установлению закона и порядка, в которой они согласились бы принять помощь[2]…

Население Сибири, средства которого почти истощились за долгие годы войны и вследствие существовавших в ней хаотических условий, может быть защищено от дальнейшего периода хаоса и анархии лишь путем восстановления и поддержания сообщения на Сибирской железной дороге.

Население Западной Сибири и силы адмирала Колчака находятся в полной зависимости от этих железных дорог.

Русским властям этой страны удалось отправить большие количества русских товаров в Сибирь, и военный министр в настоящее время заключает договоры с крупными кооперативными обществами, которые производят операции во всей европейской и азиатской России об отправке дальнейших партий для удовлетворения нужд гражданского населения. Правительство Колчака также пытается организовать закупку у Военного министерства медикаментов и других материалов Красного Креста, а американский Красный Крест сам пытается оказать ту помощь, для которой он предназначен.

Все элементы населения Сибири ждут помощи от Соединенных Штатов. Эта помощь не может быть оказана населению Сибири, а в конечном счете и России, если отказаться от питаемого в течение двух с половиной лет намерения восстановить железнодорожное движение. Присутствие американских войск является важным фактором осуществления этого усилия. Этим определяется работа г‑на Стивенса[3] и, что является чрезвычайно важным, план, предложенный Японией, особо предусматривает, что г‑н Стивенс и все иностранные железнодорожные эксперты будут отозваны, когда будут отозваны войска.

Из этих замечаний явствует, что цель оставления американских войск в Сибири заключается в том, чтобы с помощью великих союзных держав мы могли сохранить открытой нужную торговую артерию и оказать многочисленному населению Сибири экономическую помощь, существенную для него в мирное время и необходимую в условиях, возникших в результате продолжительного и изнурительного участия России в войне против центральных держав.

Последнее несомненно имело большое значение для дела союзников, и люди, которые понесли жертвы и пострадали ради этого дела, особенно достойны той помощи, которую мы можем оказать им в области промышленного и экономического восстановления.

Примечания:

[1] В декабре 1917 г. на специальной конференции представителей стран Антанты в Париже рассматривался вопрос защиты иностранных граждан на Дальнем Востоке, устранения опасности со стороны находившихся в Сибири и на Дальнем Востоке австро-германских военнопленных и необходимости оказания помощи в эвакуации Чехословацкого корпуса. На конференции были распределены “зоны действий”. США и Японии были предоставлены Сибирь и Дальний Восток. 6 июля 1918 г. правительство США приняло решение о введении своих войск на территорию Дальнего Востока. Был разработан план совместных действий союзных держав на территориях Сибири и Дальнего Востока. По американским данным, в 1919 г. на этих территориях находилось 9 тыс. американских и более 60 тыс. японских солдат и офицеров. В США была создана специальная комиссия по эксплуатации богатств Дальнего Востока (Гражданская война и военная интервенция в СССР. М. 1983. Стр. 229).

[2] Опущен текст о деятельности американского представителя при Временном правительстве Д. Стивенса в Сибири.

[3] Д. Стивенс — инженер, бывший директор Панамского канала, американский железнодорожный эксперт, приглашенный в Россию Временным правительством для решения вопроса о налаживании железнодорожного движения в Сибири. В 1917‑1918 гг. — глава американской железнодорожной миссии в России.

Советско-американские отношения. 1919-1933: Сб. документов. М. 1934. Стр. 21-23.