Спецсообщение СПО ОГПУ о продзатруднениях в Бродокалмакском районе Уральской области. 8 марта 1932 г.
№ 8
За последнее время продзатруднения в Бродокалмакском районе еще более обострились и охватывают за небольшим исключением (1—2 сельсовета) весь район. На почве голода и недоедания, а также употребления в пищу соломы, мякины и других суррогатов, зарегистрирован целый ряд случаев желудочных заболеваний, опухоли и т.д. В Потаповском колхозе уже 3 недели как нет хлеба. Зарегистрированы случаи опухоли на почве голода.
В колхозе с. Кирды колхозники питались овсяным хлебом, отчего появилось массовое заболевание и опухоли. К настоящему времени кончился запас и овсяного хлеба, в связи с чем колхозники, в том числе и школьники, сидят голодные. Отмечаются факты, когда колхозники со слезами приходят в правление и просят хотя [бы] фунт хлеба.
В колхозе с. Ачикулово (нацменовский) нет даже картофеля, среди колхозников появились массовые случаи опухоли и заболеваний. Алабугский колхоз сейчас сидит исключительно на мякине, этим же хлебом снабжаются дет[ские] ясли и площадки. В Кодкульском колхозе колхозникам в течение 7 суток не выдавали хлеба, на 8-й день выдали на 400 чел. 3 пуд., а затем выдача опять прекратилась. Аналогичные случаи отмечены и в ряде других колхозов, а также и среди единоличников. В с. Ачикулово семья бедняка Фарсалеева в составе 3 чел. опухла от голода. На почве продзатруднений в селах района появилось много нищих, особенно из тех хозяйств, в которых в скотозаготовки взяты последние коровы. В с. Ачикулово в 370 хозяйствах из имеющихся 150 коров план по скотозаготовкам был дан на 100 коров.
Острый недостаток хлеба в районе вызывает массовое бегство колхозников, упадок труддисциплины и хозяйственной деятельности колхозов, что ставит под угрозу срыва весенний сев. В Н.-Петропавловском колхозе размололи 10 ц хлеба из семенного фонда. В Ачикуловском колхозе колхозники отказались от работы и хозяйство колхоза держат только 3 чел.
Меры по смягчению продзатруднений, принятые райорганизациями (отправка колхозников на производство, заключение договоров с хозорганами на производство работ, с частичной оплатой хлебом, перемолот соломы, сокращение пайка до минимума и т.д.), заметного перелома не дают, район нуждается в более реальной помощи. Аналогичные факты отмечаются и по рабочему снабжению. Наряды из области ни в какой мере не удовлетворяют контингент снабжаемых (учительство, рабочих, служащих и т.д.).
Из расчета на 2,7 тыс. чел. вместо 26 т, на январь—февраль выдано 14 т. В этот расчет не вошли 9180 чел. детей школьного и дошкольного возраста, снабжающихся по 4 категории, в выдаче хлеба совершенно отказано. В связи с этим среди советских, кооперативных и других работников наблюдаются случаи бегства из района. На 17 февраля с.г. из района сбежало 25 учителей, 15 чел. служащих и агрономов, а из 136 чел. трактористов осталось только 2 чел.
На почве продзатруднений отмечается целый ряд отрицательных настроений, направленных против работников местного аппарата и колхозов. В отдельных случаях высказывается мысль о том, что «чуждый элемент, пробравшийся в органы соввласти, перед маньчжурскими событиями сознательно создает недовольство населения».
«Я думаю, что соввласть начала стройку не для того, чтобы морить колхозников с голоду. По-моему, у нас в центре сидят чуждые люди и вредят, делая разрыв между крестьянами и рабочими. И делают это как раз в момент серьезных событий на востоке».
«Нет, партия Ленина не так говорила, это головотяпы издеваются над нами. Надо бросать работу и уходить куда глаза глядят».
Нач. СПО ОГПУ Г. Молчанов
Пом. нач. СПО Коркин