Справка ИНФО ОГПУ «о недочетах и искривлениях» в ходе мясозаготовок по Центральной Черноземной области, Северо-Кавказскому краю и Западно-Сибирскому краю по материалам на 12 сентября 1930 г. 15 сентября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.09.15
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 457-463
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 133. Л. 46—38. Подлинник, экз. № 12.

№ 149

Центральная Черноземная обл.

Мясозаготовки и снятие законтрактованного скота в ЦЧО, по-прежнему, сопровождаются многочисленными перегибами и выполняются неудовлетворительно. Августовский план далеко недовыполнен. Так, по крупному рогатому скоту план выполнен на 52,9%, по свинье — на 48,8% и лишь по овце — на 86,5%. В основном, причинами недовыполнения плана явились бездеятельность низового советского аппарата, отсутствие массово-разъяснительной работы, антисоветская деятельность кулачества, ведущего усиленную агитацию за убой скота и несдачу его государству. Благодаря этой агитации, убой скота и продажи его на рынке приняли большие размеры. Убой и распродажу скота производят и отдельные партийцы. В некоторых случаях убой скота коммунистами служил сигналом для массового убоя скота единоличниками.

В с. Поркино Сосновского района (быв. Козловского округа), член ВКП(б) Саяпин, услышав о мясозаготовках, зарезал молодого борова. Узнав об этом, население с 16 по 27 августа побило до 30 голов молодняка и крупного рогатого скота. На уговоры члена сельсовета о незаконности этого граждане отвечали: «Коммунисту Саяпину можно, почему же нам нельзя?»

Убивая скот, крестьяне в большинстве случаев сбывают мясо на базарах, вследствие этого на мясных рынках области последнее время заметно снизились цены. В пос. Мценск (быв. Орловского округа) на мясном рынке наблюдается резкое снижение цен на мясо, цены на баранину снизились до 50%. Массовый убой и распродажа скота в известной мере были обусловлены допущенными перегибами в практике заготовок и искривлениями при проведении контрактации.

По области зафиксирован целый ряд случаев, когда при съемке скота обходились кулацкие и зажиточные хозяйства, не затрагивались середняки, имеющие двух и несколько голов скота, зато нередко забирались у середняков и даже отдельных бедняков законтрактованные последние коровы.

В с. Песковатке Избердеевского района (быв. Козловского округа) по плану сельсоветов намечено снять единственных коров у 3 середняков, а у других середняков, имеющих по 2 коровы, к снятию не намечено ни одной. Аналогичные перегибы имели место иве. Долгуши Касторенского района, в с. Хомутовке того же района и др.

В дер. Дружное Дмитриевского района (быв. Льговского округа) у середняка Колосова взяты корова и 2 овцы, взятая корова приходится на долю красноармейца. Быковский сельсовет Дмитриевского района забрал последнюю корову у бедняка, не затронул кулака, имеющего, кроме коровы, излишний другой скот. Комиссия, производившая раскладку мясозаготовок по Н.-Оскольскому району (быв. Старо-Оскольского округа), совершенно упустила из виду лесников, имеющих большое количество скота.

Настроение крестьян в связи с мясозаготовками

Отсутствие массово-разъяснительной работы, антисоветская агитация кулачества и перегибы обусловили в ряде районов ухудшение настроения лояльной части крестьян. Среди середняков отмечены разговоры о необходимости оказания организованного противодействия изъятию скота. «Нам, женщинам, надо организоваться и скотину ни в коем случае не давать. Мужикам этого нельзя делать, их посадят, а нас не тронут» (с. Сторожевое Данковского района); «Берут последних коров, нужно организоваться, а то мы не организованы, отпор дать не можем и последнее отдаем» (середняк с. Грязи Сосновского района).

Нередки случаи, когда работники низового соваппарата не только не содействуют представителям мясозаготовительных органов, но сами способствуют срыву мясозаготовок. Имеется немало фактов, когда члены сельсоветов чуть ли не всем составом отказываются от обсуждения вопроса мясозаготовок.

На заседании Владимирского сельсовета района1* (быв. Белгородского округа) по вопросу мясозаготовок выступил середняк Мордов, который сказал: «Не додадим мяса и хлеба государству и план не примем». Его поддерживали члены сельсовета в количестве 7 чел. План мясозаготовок сельсоветом не был утвержден. Отклонение сельсоветами планов мясозаготовок зарегистрировано также по ряду сел быв. Курского и Льговского округов.

Деятельность кулачества и антисоветского элемента

Пользуясь преступным бездействием низового советского аппарата и общественных организаций, кулачество и другие антисоветские элементы ведут усиленную агитацию против сдачи скота государству, распространяя различного рода провокационные слухи, призывают крестьян к уничтожению и сбыту скота. «Теперь добираются с мясозаготовкой до последней нашей скотины, надо резать ее на мясо, солить и есть самим, чтобы не доставалось дармоедам» (быв. торговка с. Сосновка быв. Козловского округа); «Нужно порезать всех овец и коров, а то все равно заберут. Сейчас без мяса все рабочие разругаются, а на следующий год разбегутся Сталин с Рыковым» (быв. псаломщик с. Васильевского Конышевского района); «Надо весь скот уничтожить, меньше будут спрашивать...2*»; «Мы коров не дадим, и к нашим хатам не подходите, иначе будет плохо...»; «Кто возьмет корову, тот живым от нее не отойдет...», — грозят кулаки сел быв. Острогожского и Старо-Оскольского округов.

Были случаи, когда заготовители, боясь расправы, не трогали кулацкого скота, нажимая на «более податливых» середняков и бедняков.

Северо-Кавказский край

Темп мясозаготовок по сравнению с июлем еще более упал в августе. В настоящее время мясозаготовки производятся в ничтожных размерах в сравнении с плановым заданием.

Основные причины столь неудовлетворительного положения с мясозаготовками объясняются недопустимо небрежным и бездеятельным отношением работников низового соваппарата и общественных совпарторганизаций и самого мясозаготовительного аппарата по многим районам. План скотозаготовок до сел и колхозов не спущен, нигде не обсуждался. Созданные тройки к работе еще не приступали (Моздокский район).

В с. Горькая Балка председатель колхоза и председатель сельсовета вместо 1,5 тыс. овец показал только 800, скрыв остальное от контрактации. В с. Старо-Дубровском секретарь партячейки заявил, что им не до мясозаготовок, так как крестьяне сами голодают (В.-Александровский район). В Заветинском районе загпункт Союзмяса94 и правление райживотноводсоюза не законтрактовало и не заготовило ни одной головы скота, несмотря на то, что этот район один из наиболее богатых скотоводческих районов. То же наблюдается в Азовском, Дубовском, Сальском, Новочеркасском районах. На Тереке же низовые органы власти не только не оказали содействия заготаппарату, но и противодействовали ему (Георгиевский район).

Немалую роль в снижении темпа заготовок играет значительная разница лимитных цен краевого заготовительного рынка и рынка соседних областей, а также большой разрыв между ценами государственного и частного рынков и, наконец, конкуренция и ажиотаж между основными госзаготовителями.

Западно-коневодч[еские] районы

Снятие скота с долгосрочной контрактации проходит безобразно, каждый из заготовителей старается больше заготовить за счет другой контрактовавшей организации. Кроме того, практикуется подворная заготовка по ценам, выше лимитных. За голову овцы платят 35 руб. и дороже.

В Морозовском районе обнаружено много случаев обсчета крестьян-контрактантов. В Заветинском, Обливском, Морозовском районах сильную дезорганизацию краевого заготовительного рынка вносит разрыв лимитных цен между Северным Кавказом и соседними областями. Крестьяне предпочитают продавать свой скот на Донбасском и Сталинградском рынках, где цены несравненно выше.

Мясозаготовители и контрактация скота по целому ряду районов сопровождаются искривлениями и перегибами и многими злоупотреблениями (скот контрактовался заочно, без ведома и согласия владельца скота, от его имени заключались и подписывались договоры, контракты заключались путем обмана контрактантов и т.п.).

По районам быв. Терского округа цифры законтрактованного скота оказались значительно преувеличенными. То же наблюдается по другим местам.

В Мин[ерал]водском районе уполномоченный по контрактации скота в с. Николаевском, убеждая крестьян, говорил, что скот контрактуется только для того, чтобы снизить цены, а главным образом, для учета, крестьяне же, законтрактовавшие свой скот, могут его сдать государству, когда сами пожелают.

В Азовском районе в с. Полтавском закупщик райПО обещал выдавать сдатчикам скота в счет платы 40% мануфактуры. Когда скот был пригнан на пункт, то никому обещанная мануфактура выдана не была. В результате крестьяне свой скот угнали обратно. В с[елах] Советском, Полтавском, Авиловском у бедняков, вышедших из колхоза, забирали единственных коров лишь потому, что коровы в момент контрактации находились в колхозах, с которыми и был заключен контракт.

Значительно дезорганизует мясной рынок усиливающаяся деятельность перекупщика-шабая, по вздутым ценам скупающего скот. Судебноследственные органы почти никакой борьбы со спекуляцией не ведут.

В Ремонтнинском районе во время базара скопилась масса различных госзаготовителей, но работа их была безуспешна, т.к. население отказалось сдавать свой скот через весовую систему. Основная масса вывезенного на рынок скота была снята частником, принимавшим его без веса и платившим дороже на 100—300% против цен госзаготовителей.

В Морозовском районе, где частник проявляет наибольшую активность, не проведено ни одного судебного процесса над шабаями и злостными нарушителями обязательств по контрактации, хотя РАО послал свыше 50 актов об этом.

Мечетинскому нарсуду передано до 400 дел на злостных несдатчиков законтрактованного скота. Нарсудья вынес общее решение для всех, обязывающее крестьян вернуть кооперации ранее полученные задатки. Подобное же наблюдается и в районах Краснодарском, Тихорецком, Мясниковском и др.

В хут. Королево быв. Сальского округа из быв[шего] в уборочную кампанию наличия 58 пар волов, осталось 5 пар, остальные хищнически истреблены под влиянием шабая и при попустительстве к уклоняющимся от выполнения договора контрактантам.

Настроение населения вокруг скотозаготовок

Население, подстрекаемое кулаками и АСЭ, в том числе и колхозники, пассивно противодействует мясозаготовкам. Требования повышения цен и отоваривания известного процента скота — предъявляются почти повсеместно (последнее в известной степени объясняется прежними обещаниями выдавать за скот различные дефицитные товары).

В ряде районов (Геленджикский, Морозовский) имели место срывы собраний по обсуждению вопросов снятия законтрактованного скота. Повсеместно фиксируются выступления, сводящиеся к тому, что «скот не дадим», «мы скот не контрактовали, нас насильно заставили», «нас обманули, обещали мануфактуру, а теперь не дают» и т.д. Минералводский район: «Берите сами скот, если имеете на это право».

Западно-Сибирский край

Мясозаготовка и снятие законтрактованного скота по Зап[адно]-Сиб[ирскому] краю проходят весьма неудовлетворительно и сопровождаются безобразнейшими искривлениями и перегибами. Задание о выполнении к 1 сентября всего плана мясозаготовок выполнено лишь в размере 41,8% по кр[упному] рог[атому] скоту, 30,7% — по свинье и 10,2% — по овце.

Столь неудовлетворительное состояние мясозаготовок, в основном, объясняется почти полным отсутствием какой бы то ни было массово-разъяснительной работы и преступно-халатным бездействием низового соваппарата. Во многих селах сельсоветы даже противодействовали работе заготовителей. Следует отметить, что бездействие и сопротивление мясозаготовкам отмечается и со стороны РИКов и отдельных деревенских коммунистов. Не чувствуется руководства и контроля. В результате подобных настроений работников соваппарата руководители колхозов и комиссии по съемке скота бездействуют, а крестьяне пытаются провести отказ организованным путем.

В Чистюньском районе член сельсовета Клопцов говорит среди крестьян: «Из мужика и так высосали все, что он имел, а тут еще лезут с обманом, с контрактацией». «Дураки — крестьяне: сдают последний скот, я на их месте никогда бы не сдал» (член ВКП(б), ленинградец, Колыванский район).

В Называевском районе в дер. Жерновке крестьяне отказались от сдачи скота, написав сельсовету подписку, «что они добровольно отказываются от сдачи скота». Сельсовет, заверив подписи, отослал подписку в РИК и на этом успокоился.

Не чувствуя руководства и контроля над своей работой, комиссии содействия мясозаготовкам и руководители колхозов бездействуют, а иногда и сами противодействуют работе заготовителей. Агенты Союзмяса, засоренные в своем составе чуждыми и разложившимися элементами, нередко потворствуют кулакам и совершают уголовные преступления, занимаются взяточничеством, пьянством, бесконтрольно расходуют средства, разбазаривают скот.

Кузнецкий район. Агент Союзмясо систематически пьянствует. Деньги на вино достает путем перепродажи лошадей. За счет Союзмяса содержит для себя двух дойных коров. В пьяном виде не разрешает забой скота по наряду Тальменского ЦРК, в то же время как сам убивает скот ночью без разрешения фельдшера. Мер к оборудованию бойни не принимает.

Называевский район. Уполномоченный Союзмяса Абрамов полм[есяца] пьянствовал с кулаками дер. Муравьевка, на гулянках спаивал крестьянок. Пастухом нанят кулак, бежавший из ссылки. В том же районе комиссия, отобрав скот в дер. Черемновке, предложила крестьянам гнать его в дер. Богодаровку, пообещав надбавку. Пригнав скот, крестьяне не застали там комиссию и угнали скот обратно. Затем сельсовет заставил вторично туда гнать скот. При расчете крестьяне никакой надбавки не получили, что окончилось большим скандалом. То же случилось и в дер. Леске, где работала та же комиссия.

Пользуясь отсутствием работы по борьбе с хищническим убоем скота, крестьяне уничтожают его и продают на частном рынке по спекулятивным ценам.

Колыванский район. Сельсоветы довольно широко выдают разрешения на право убоя молочного скота. Председатель РИКа говорит: «Пока не будет разъяснения СКИК, что вообще скот нельзя убивать, до тех пор никаких мер принимать не буду».

На Барнаульском рынке отмечается большой подвоз мяса. За 3 дня продано мяса 222 туши, из них: баранов — 205 т[уш] и 17 — крупного рогатого скота.

Перегибы

Перегибы, совершенные в свое время при контрактации скота, когда без всяких обязательств от контрактантов контрактовались подчас целые села и колхозы (через правления их), являются теперь одной из основных причин, препятствующих съемке законтрактованного скота.

В Сухобузинском районе (быв. Красноярского округа) в результате контрактации всем селам (при установке на сплошную коллективизацию) по договору значится, что подлежит съемке 6116 голов кр[упного] рогатого скота, тогда, как всего в районе на 6150 хозяйств имеется 8,6 тыс. голов крупного рогатого скота.

В Окуневском сельсовете Тонкинского района (быв. Кузнецкий округ) снято законтрактованного скота 8 голов, которые были сданы без возражений, т.к. на них имелись обязательства. На требование уполномоченного Союзмяса сдать остальные 125 голов, числящихся у него, население заявило, что контрактация их проведена фиктивно, без ведома и согласия населения и поэтому съемке не подлежит. Подобное отмечено в целом ряде других мест.

Бедняк, член ВКП(б) из дер. Поповка Седельниковского района в беседе о контрактации говорил: «Уполномоченный РИКа Гончаров, член ВКП(б), говорил крестьянам: давайте контрактовать коллективно, и вот этой-то контрактацией делов наделал. Бедняк последнюю корову сдал, а это потому, что мы считаем, что беднота должна пример показывать середняку, но со своим примером мы остались без коров, а середняк и зажиточные над нами смеются, говоря: «Так и нужно, чтобы вы свой нос не совали, куда не нужно». Уполномоченный же, законтрактовав только бедняцкий скот, на этом и успокоился».

«Наши — суронежские — алтайцы, особенно беднота, очень недовольны контрактацией, дешево забрали скот. Обещали разрешить летом пользоваться молоком, а забрали весной, лишив последнего питания. Хлеба не дают. При сдаче коров некоторые плакали, т.к. сдавали последнюю корову, а председатель сельсовета, бедняк, снят с работы за мотивировку, что он сдаст свою корову согласно договора осенью» (член ВКП(б), беднячка, алтайка Суронежского сельсовета, Ойратия).

Настроение середняков и бедноты

Отношение середнячества и бедноты во многих районах, где производится и производилась досрочная съемка законтрактованного скота, отрицательное. Это обуславливается многочисленными перегибами в деятельности мясозаготовителей и широкой агитацией кулачества против сдачи скота. При отсутствии массово-разъяснительной работы отказы от сдачи скота выливаются местами в организованное сопротивление.

Суждения середняка (в значительной степени разделяемые и беднотой) в основном сводятся к тому, что соввласть снова обманула крестьян, воспользовавшись моментом сплошной коллективизации, законтрактовали весь скот, а потом, даже не спросив хозяина, не взяв с него обязательства, не уплатив аванса, отбирают скот за пол цены: «При контрактации говорили, что скот останется у хозяина, контрактуется только для того, чтобы не убивали скот, а теперь отбирают. Дефицитных товаров, как обещали, не дают, приобрести их трудно, скот берут по такой цене, что ничего не купишь...».

В с. Завьялово Берского района (быв. Новосибирский округ) середняк заявил, что корову сдавать не будет: «Довольно обманывают крестьян, обдирали 12 лет — и довольно». Там же другой середняк заявил: «Корову сдавать не буду, эта хамская соввласть мучает 12 лет крестьян; довольно этого, мы теперь поняли все».

«Я не контрактовал свой скот, а теперь дают деньги и угоняют корову. Это ведь грабеж и насилие со стороны соввласти над нами, неграмотными крестьянами. Нет, я не хочу сдавать свой скот за полцены» (середняк Гурьяновского сельсовета, Ойратия).

«Если бы я сам быка зарезал, ел бы мясо и кожи на обувь хватило бы всей семье. Кто-то должен пользоваться мясом и кожей, а крестьянин должен ходить голый и босый, в лавке за целого быка не получишь пары сапог» (середняк дер. Юрьевка Мариинского района).

Нач. Информотдела ОГПУ Запорожец

Врид нач. 1 отделения Иванов

1* Название района не указано.

2* Здесь и далее отточия документа.

94    Союзмясо — Всесоюзное объединение мясной промышленности Наркомснаба СССР. Создано было в 1930 г. в качестве профильного учреждения Наркомата внешней и внутренней торговли СССР (СЗ СССР. 1930. №17. Cm. 181). В 1930—1933 гг. Союзмясо являлось структурным подразделением Наркомснаба СССР.