Письмо А.М. Ланько М.И. Ульяновой. 7 апреля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.04.07
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 336-338
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 42. Л. 26—27. Подлинник.

№ 107

Товарищ Ульянова.

Извините меня за нескромное обращение к Вам, но я не могу не обратиться к Вам. Я помню слова моей покойной сестры, Агафьи Михайловны Запорожец. Я помню ее разговор о Вашей чуткости и прямодушии. И вот в настоящее время я нахожусь в таком обидном положении, невыносимо трудном, о котором я и хочу сообщить Вам. Я нахожусь в настоящее время со своим единственным малолетним ребенком в ссылке, в самых глухих и самых диких и голодных местах — таких местах, где люди почти не понимают русского языка и настолько страдают в продовольственном отношении, что нигде ни за какие деньги нельзя купить куска черного хлеба либо картошки, а что касается ребенка, которому необходимо стакан молока или кусок белого хлеба, об этом здесь и думать не приходится. И моя бедная восьмилетняя девочка, кроме сухого черного хлеба и воды, ничего не получает.

Меня выгнали с хаты в два часа ночи, один час дали времени собрать мои нищенские пожитки и одеть ребенка. Из дома я смогла взять немного хлеба для себя и своей девочки, и этот хлеб у меня отняли, якобы, в багаж, но потом нам его не возвратили, оставили нас без куска хлеба и без денег гибнуть в северных снегах. Я не стану описывать, как нас везли, как с нами обращались в дороге, потому что этому, не видавши своими глазами, трудно поверить, подумайте Марья Ильинична, по отношению кого приняты такие меры, кого ссылают на голодную смерть?

С самых малых лет пошла служить бесплатно до шестнадцати лет, потом служила, работала за ученье в портнихи четыре года и только после всех этих мытарств, без копейки, мне удалось поступить в магазин проводника и где и служила безвыходно восемь лет за деньги. Что же касается моего замужества, то вышла замуж за хлебороба, который имел 6,5 дес. земли, одну лошадь и одну корову, и вот такое хозяйство сочли за кулацкое, отняли все и загнали на дикий и голодный север, т.е. Уральская область, Коми-Пермяцкий округ, Косинский район, Парошевский сельсовет, д. Исаево — это адрес моего настоящего местожительства, т.е. куда я сослана.

Мария Ильинична. Прошу Вас, как честного и старого партийца, партийца, который предан своему делу, т.е. интересу бедного народа, прошу Вас, если можно помогите мне, помогите мне спасти моего ребенка от голодной смерти. Дайте мне разрешение завезти моего ребенка на родину и отдать ее моим родственникам на воспитание, т.к. мое здоровье слабо, и я больше воспитывать при этой обстановке не могу. Мария Ильинична, если у Вас является сомнение в строках моего письма, то будьте добры проверить через граждан нашей деревни, где я жила и где знают, как меня, так и моего мужа с самого детства и до настоящего времени. Прошу Вас сделать самое точное расследование, но без участия наших местных властей, которые, конечно, постараются, чтобы все опровергнуть и сделать себя правыми. Адрес прежнего местожительства: БССР, г. Мстиславль, Оршанского округа, Старосельского сельсовета, дер. Яновщина.

Родная сестра Вашего сотрудника по партработе Агафьи Михайловны Запорожец — A.M. Ланько

Мария Ильинична, не оставьте моей горячей просьбы, помогите спасти от голодной смерти мою бедную девочку, ведь она-то является совершенно невиновным существом. Если удастся мне устроить ее на родине, то я, молясь за Вас, спокойно приму смертный приговор, т.е. умру на чужой стороне, хотя это по отношению меня будет очень и очень несправедливо. Много и много раз извиняюсь за мою нескромную просьбу к Вам. Надеюсь, что Вы не оставите моей просьбы и откликнитесь на мою просьбу, чем будет возможно. Уважающая Вас А.М. Ланько.

Адрес моего жительства: Уральская область, Коми-Пермяцкий округ, Косинский район, Парошевский сельсовет, дер. Исаева.

А.М. Ланько