Таблица проверки Е.А. Тучковым решений Архангельской городской подкомиссии по 477 заявлениям высланных кулаков, предварительно отнесенных ПП ОГПУ к неправильно высланным. 29 апреля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.04.29
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 336
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 20. Л. 265. Копия.

№ 105

Всего

проверено

заявлений

Правильно

раскулаченных

%%

Неправильно

раскулаченных

% %

Сомнительных

%%

477

261

54,8

169

35,4

47

9,8

Председатель комиссии79 ЦК ВКП(б) Бергавинов 

79    Комиссия Бергавинова. 4 апреля 1930 г. М.И. Калинин в письме к И.В. Сталину предложил создать комиссию ЦК ВКП(б) для исправления ошибок в отношении середняков и бедняков, высланных на Север, под председательством В.Н. Толмачева. Однако по предложению Сталина, председателем вместо «либерального» Толмачева был назначен С.А. Бергавинов. В состав Комиссии вошли: В.Н. Толмачев (НКВД), Г.Г. Ягода, Д.З. Лебедь, Е.А. Тучков (ОГПУ), И.Г. Еремин (Наркомюст). Первое заседание комиссии ЦК ВКП(б) состоялось 13 апреля 1930 г. На нем были рассмотрены организационные вопросы и определены принципы работы комиссии: личное рассмотрение членами комиссии заявлений сосланных крестьян, проверка жалоб на месте поселения и т.п., а также создание подкомиссий в округах и специальных «троек» в бараках спецпоселков, «Тройки» должны были рассматривать все жалобы и давать свое заключение окружным подкомиссиям, а те в свою очередь — докладывать ЦК. Наряду с этим, члены комиссии ЦК должны были лично рассмотреть от 3 до 5 тыс. заявлений о неправильной высылке середняков и бедняков и дать свои предложения для ЦК ВКП(б).

В основу проверки неправильно высланных предлагалось положить следующие признаки: а) старики, высланные без трудоспособных (если же они высланы с трудоспособными членами своих семей, то они остаются на месте ссылки); б) дети до 16 лет, высланные без взрослых родствеников; в) случайно высланные одиночки, на которых не имеется с места высылки никаких сведений об их выселении или раскулачивании; г) учителя, врачи, агрономы и т.д., не занимающиеся сельским хозяйством или имеющие бедняцкое и середняцкое хозяйство; д) семьи красноармейцев, служащие в Красной армии; е) бывшие красноармейцы, красные партизаны и их семьи; ж) семьи бедняков и середняков.

При определении имущественного положения высланных в Северный край середняков и бедняков необходимо было всесторонне ознакомиться с имевшимися у них документами, а также опросить их самих и высланных с ними односельчан. Подкомиссиям и «тройкам» предлагалось выяснить имущественное положение высланных до революции и до высылки (наличие земли, скота, размер налога, лишение избирательных прав и т.д.); о службе в Красной и белой армиях (чин, должность); имелись ли мельница, крупорушка и другие предприятия; был ли судим при советской власти и за что; имел ли родственников — бывших помещиков, кулаков, торговцев, а также имел ли наемную рабочую силу, арендовал ли землю и т.п.

В ходе работы выявились резкие разногласия среди членов комиссии по вопросу о количестве неправильно раскулаченных. В постановлении Политбюро от 10 мая 1930 г. за основу были взяты оценки, предложенные С.А. Бергавиновым; предложения В.Н. Толмачева были отклонены. Для разбора оставшихся заявлений и окончательной проверки возвращаемых домой при Севкрайисполкоме была создана постоянная комиссия под председательством Комиссарова (см.: Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 836; Ивницкий Н.Л. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). С. 139—144; Линн Виола. ОГПУ, раскулачивание и спецпереселенцы // Крестьяноведение. Теория. История. Современность: Ученые записки. 1999. Вып. 3. М., 1999. С. 151—152).