Сообщение ИНФО ОГПУ о массовых волнениях крестьян в Петелинском и Тумском районах Рязанского округа. Не ранее 3 марта 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.03.03
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 3. Кн. 1. стр. 232-234
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 40. Л. 97—99. Копия.

№ 72

В результате деятельности к/p кулацкой верхушки деревни, направленной против проводимой политики коллективизации и раскулачивания, имело место массовое выступление, охватившее ряд селений и районов. Успеху кулацкой деятельности способствовали допущенные местными организациями административные перегибы и искривления классовой линии при раскулачивании и коллективизации. Так, при сборе семфонда сельсовет с активом делал раскладку по хозяйствам без обсуждения на общих собраниях. Срок выполнения раскладки давался 24 часа. Не выполнивших в срок штрафовали, обыскивали, ломали замки у амбаров и выгребали все дочиста. Обобществление скота проводилось без достаточной подготовки, о корме для скота не заботились. Кооперацией было дано распоряжение снять снабжение дефицитными товарами кр[естья]н, не вступающих в колхоз. При раскулачивании задето значительное количество середняков, семей кр[асноармей]цев и служащих, у которых отобрано буквально все, вплоть до продуктов питания и нижнего белья. По неполным сведениям, раскулачено в районе до 400 хозяйств, при 156 индивидуально обложенных.

Первоначальный очаг выступления — с. Веряево (600 дворов), 22 февраля с.г. толпа кр[естья]н, руководимая раскулаченными кулаками, разобрала по дворам обобществленный скот. Представители местной власти и уполномоченные по посевкампании под напором толпы были вынуждены бежать. За бежавшими была организована погоня по направлению к соседнему с. Гридино, где по удару в набат собралась толпа, избившая уполномоченного по коллективизации.

Утром 23 февраля в дер. Веряево прибыли представители РИКа и 5 милиционеров. Будучи окружены толпой, со стороны которой раздавались угрозы, милиционеры дали 5 выстрелов, из которых одним был убит крестьянин. Под напором толпы районные работники и милиционеры бежали в дер. Гридино. На набатный звон в дер. Веряево стали стекаться кр[естья]не из соседних деревень, толпа бросилась в погоню за бежавшими. В дер. Гридино к вечеру 23 февраля из окружающих деревень собралось несколько тысяч кр[естья]н, вооруженных дубинами. Толпа пыталась задержать бежавших из дер. Веряево районных работников и милиционеров, которым удалось прорваться к районному центру. Выехавшей опергруппе окротдела ОГПУ, работникам окружкома ВКП(б) и рабочим-партийцам удалось подчинить толпу своему влиянию и остановить дальнейшее ее продвижение. Вечером и ночью крестьяне патрулировали вокруг Гридино из соседних селений. Из Гридино никого не выпускали.

Ночью 23 февраля в с. Веряево на заборе была обнаружена рукописная листовка антиколхозного содержания. Также происходило патрулирование крестьян, которые обыскивали каждого вновь явившегося в селение и отбирали документы. Поп с. Веряево принимал активное участие в деревне. По сведениями, он выступал с паперти с призывом «постоять за веру православную».

Утром 24 февраля при приближении в с. Гридино группы партийцев, присланных окружкомом для ведения массовой работы, раздался набат, вскоре же прекращенный, как только кр[естья]не узнали о целях приезда группы. 24 февраля в с. Веряево из толпы крестьян были выкрики: «Да здравствует соввласть без колхозов, семфондов и местных коммунистов!» При проведении в этот же день общего собрания крестьян председателем окрисполкома т. Штролах некоторые крестьяне явились с кольями и предъявили требование о выдаче им трех местных работников: председателя и зампред[седателя] РИКа и председателя колхоза. На собрании была создана комиссия из 15 чел. для расследования действий местных работников.

24 февраля тот же пленум сельсовета в с. Веряево совместно с активом (присутствовало 100 чел.) вынес решение о возврате им отобранного в качестве семфонда (хлеб, рожь, мука, пшено). Было принято также решение переизбрать сельсовет, которому решено поручить разрешение вопроса о возвращении обобществленного семфонда. Утром кр[естья]нами была разграблена квартира председателя колхоза т. Косырева. В с. Гридино 25 февраля с.г. ночью от поджога сгорел дом и двор со скотом активиста-колхозника. Во время тушения пожара неизвестно кем был произведен выстрел.

Движением также был охвачен ряд других селений района. В ряде крупных селений района Хохловка-Гридино, Высокое, Веряево и других с 1918 г. было по 3 восстания. Отмечены факты установления связи между отдельными селениями путем посылки ходоков, главным образом, из очагов поражения (Веряево и Гридино) с требованием присоединиться и поддержать выступление. Из с. Веряево в с. Пат приходило 20 кр[естья]н для установки связи и прощупывания настроений. Ходоки из дер. Веряево и Гридино появились также в дер[евнях] Хохловка, Высокое и Ундор, где ходоки просили поддержки. Из с. Лубное приходило несколько человек в дер. Веряево с предложением своей помощи.

Следствием установлено, что восстаниями по селам Веряево, Гридино, Павловка, Высокое, Русаловка и Нестерово руководили кулацкие к/р группировки, связавшиеся между собой в момент выступлений. Кулацкие группировки почти везде провели подготовительную работу к выступлениям, созвав накануне нелегальные собрания кулаков. В с. Высоком участники кулацкой группировки, организаторы восстания, созвали нелегальное собрание, на котором призывали на разгром сельсовета, к разбору семфондов и выставили требования восстановить кулаков в избирательных правах. Возглавившие движение кулацкие организаторы своими призывами к избиению местных и прибывших советских и партийных работников и выдвинутыми ими политическими лозунгами: «Долой колхозы и советы!», «Даешь свободную торговлю!», «Долой соввласть, да здравствует царь!», старались придать движению ярко выраженный к/p характер.

В ходе операции по изъятию верхушки антисоветского элемента имел место ряд попыток оказать сопротивление оперативным группам, что вынуждало последних применять в отношении толпы оружие.

Тумский район. Кулацкий и к/p элемент и здесь использовал для борьбы с колхозным строительством отдельные факты головотяпства, допущенные местными работниками. Так, в с. Тума председатель РИКа самочинно закрыл церковь, отобрал в 2 часа ночи 23 февраля у причта ключи. Закрытие церкви кулацкий элемент использовал для организации выступления в этом селении 23 и 24 февраля (участвовало 150 и 500 чел.). В с. Бетчанах рабочей бригадой во время богослужения в церкви был арестован поп. Во время закрытия церквей по району некоторые комиссии вели себя грубо, оскорбляя религиозные чувства верующих и т.п.

При раскулачивании был задет ряд середняков, у которых так же, как и у кулаков, отбиралось буквально все. Некоторые бригадники пьянствовали, угрожали населению и т.д.

Движение, вдохновляемое кулацкой агитацией, носило религиозный и антиколхозный характер: в пяти селениях были требования открытия церквей и в четырех селениях лозунги «Долой колхозы!» Кулацко-антисоветские элементы, возглавившие движение, пытались придать ему политический характер под лозунгами: «Долой коммунистов и возврата взятого у кулака имущества!»

Движением были охвачены селения: Тума, Тверино, Извеково, Ветчаны и Спирино. В последнем 28 февраля на заместителя секретаря райкома ВКП(б) т. Брусилова было произведено покушение (сделан выстрел из револьвера).

3 марта с.г. в 10 часов утра из с[ел] Антохино, Коробово, Камерино, Оськино, Ильино и Муноч собрались женщины до 700 чел. около церкви в с. Антохино и кричали: «Возвратить попа с лесозаготовок!», «Возвратите ему дом, долой колхозы!»

Подготовка к выступлению проводилась кулаками дер. Крутово, которые объезжали деревни, призывали к выступлению (арестовано 4 кулака-зачинщика).