Из докладной записки информотдела ОГПУ о строительстве коллективных хозяйств по Сибкраю по материалам на 17 октября 1929 г. 26 октября 1929 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.10.26
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 976-982
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 677. Л. 53—62. Подлинник.

№ 359

Коллективизация сельского хозяйства по Сибкраю в настоящее время характеризуется столь быстрым темпом развития, что не оставляет сомнений в том, что контрольные планы по созданию в крае с/х объединений на 1929 г. будут выполнены более, чем на 100%. Таким образом, контрольные цифры нынешнего года при росте коллективных хозяйств оказались вполне реальными. Более того, по отдельным округам уже за 8 месяцев эти контрольные цифры будут выполнены с превышением, напр[имер], Барнаул — на 18%, Томск — на 20%, Барабинск — на 30% и т.д.

Темп развития колхозного строительства в настоящем году, по сравнению с истекшим 8-летним периодом, характеризуется нижеследующей таблицей:

Округ

Организовано с 1920 г. по 1928 г. включительно

Организовано в текущем 1929 г.

 

Коммуна

С/х артель

Т[оварищест]во

СОЗ

Простей

шее

объедине

ние

Коммуна

С/х артель

Т[оварищест]во

СОЗ

Простей

шее

объедине

ние

Барнаульский

40

23

39

369

48

19

32

134

Бийский

25

3

12

459

72

6

116

171

Барабинский*

сложных колхозов

154

их же организовано

88

Каменский

10

12

23

430

12

19

13

85

Томский*

сложных колхозов

65

их же организовано

115

Кузнецкий

20

33

49

383

9

12

49

9

Минусинский

10

20

71

5

27

Канский

12

26

158

228

22

41

Иркутский

31

38

51

396

39

26

39

[Всего]

148

155

622

2263

207

123

440

438

* Данные по Барабин[скому] и Томскому окр[угам] внесены по графе товариществ по СОЗ.

Приведенная таблица свидетельствует не только о количественном росте коллективных объединений, но и о значительных достижениях в области организации более сложных и экономически более крупных колхозных объединений из простейших их видов.

Отмечающийся значительный перелом в текущем хозяйственном году в развитии колхозного строительства по Сибкраю необходимо отнести за счет некоторого упорядочения руководства колхозами со стороны с/х кооперации, в результате реорганизации в истекшем году всей ее системы и организации самостоятельных окружных колхозсоюзов. Это дало возможность внести плановость в дело организации и укрепления социалистического сектора в сельском хозяйстве. Были составлены контрольные цифры по созданию новых с/х объединений, разработаны производственные планы существующих и создан специальный инструкторский аппарат.

В конечном итоге это привело к росту посевной площади в существующих колхозах, к улучшению обработки полей (с применением химических] удобрений и пр[очих] агрикультурных мероприятий) к урегулированию, по большинству районов, снабжения колхозов с/х машинами, к большему охвату кредитованием всех видов с/х коллективизаций и, наконец, к улучшению культурно-бытовых условий внутри колхозов.

Социальный состав колхозов и с/х объединений

По своему социальному] составу простейшие с/х объединения представляют собою в большинстве случаев коллективы середняцкие. Однако, местами они являются в значительной степени засоренными кулацкими элементами, рассматривающими свое вступление в такие коллективы как временный маневр для получения различных государственных льгот и укрытия в них (колхозах) от налогового пресса. Такие засоренные колхозы обычно оказывают серьезное сопротивление переходу простейших с/х объединений на более сложные уставы («Такой вид объединений нас больше устраивает»), В некоторых районах Кузнецкого округа т[оварищест]ва по СОЗ организовались кулаками и зажиточными с целью получения семенной ссуды, которая впоследствии была поделена между индивидуальниками. В Томском округе зажиточная часть крестьянства рассматривает колхозы как организацию, через которую можно использовать всевозможные государственные льготы, и поэтому довольно охотно идет в такие колхозы. В противовес простейшим объединениям, в более сложных с/х коллективах и коммунах основным ядром является беднота и батрачество, где они составляют не менее 60%, а середнячество — остальные 40%.

Недочеты в руководстве колхозстроительством

Приведенные выше положительные моменты в организации социалистического сектора сельского хозяйства Сибкрая не исключают, однако, наличия весьма значительных недочетов как в работе самих окружных колхозсоюзов, так и в деятельности коллективных хозяйств на местах.

В руководстве со стороны окрколхозсоюзов наблюдаются бюрократичность, замена циркулярами живого руководства путем, напр[имер], выезда агроперсонала на места и оказания ими практической помощи колхозам. В отдельных округах отсутствует даже бумажное руководство.

Так, старш[ий] агроном Иркутск[ого] окрколхозсоюза в течение целого года только один раз выезжал в ближайший колхоз «Красная звезда». В ряде мест более частые выезды агрономов на местах считаются нецелесообразными, между тем, в практическом руководстве опытных агрономов весьма нуждаются непосредственно обслуживающие колхозы молодые агроработники, в большинстве еще малоопытные именно в практической работе.

С другой стороны, острый недостаток в ряде мест квалифицированных агроработников является основной причиной слабости руководства колхозами. Недостаток агроперсонала в ряде округов чувствуется довольно остро. Например, в Каменском округе для обслуживания 603 колхозов имеется всего 8 агрономов, В этом же округе приходится до 60 коллективных объединений на одного инструктора, не имеющего к тому же специального агрономического образования.

Отрицательное влияние не только на руководство колхозами, но и на работу самого окрколхозсоюза оказывает и большая текучесть административного [и] агрономического персонала. Не всегда причиной этому является низкая оплата труда, особенно работников низовой сети, чаще — это неспособность агроработников справляться с растущими задачами и темпом развития колхозного движения, а иногда проявляется определенное желание уклониться от общественного сотрудничества с крестьянскими массами («Мы у вас в коммунах общественной работы вести не будем, нет интереса возиться с мужиками. Наша задача — вести лишь наблюдение за ходом работ»). Правильное осуществление руководства тормозится еще и организационными неувязками: так, связь групповых агрономов подчиненных колхозов с кредитными товариществами, к которым они прикреплены, часто минимальная. Поэтому т[оварищест]ва не только не увязывают свою работу с планами агрономов, но не получают от них и своевременной информации о работе. [...]

Следует отметить также, что со стороны районных и сельских партийных и советско-общественных организаций весьма слабо проводится внутри колхозов разъяснительная работа в связи с различными кампаниями. Нередко она и вовсе отсутствует.

Недочеты в деятельности самих колхозов

Руководящий состав с/х объединений Сибкрая, хотя и обновился в результате проведенной в ряде округов отчетно-перевыборной кампании (увеличив партийно-комсомольскую прослойку), тем не менее общие недочеты руководства внутри колхозов изживаются весьма медленно.

Ввиду того, что большинство районных организаций и колхозсоюзов не уделяли достаточного внимания работе производственных совещаний в колхозах, разрешение вопросов хозяйственно-производственного характера в последних проходит почти без участия и контроля широких масс колхозников. Отсюда коренной недостаток — общий всем коллективным хозяйствам — слабая производственная дисциплина, неудовлетворительная, неумелая организация труда, низкая производительность его и бесхозяйственность (социалистическое соревнование прививается слабо, ибо само руководство внутри колхозов не уяснило себе политической важности и значения социалистического соревнования. «Мы и без социалистического соревнования хорошо работаем».

Такие ненормальности во внутренней хозяйственной жизни колхозов весьма отрицательно отражаются не только на расходовании средств (бесконтрольность), на сбережении имущества и т.д., но нередко влекут за собой и искривление классовой линии, подрыв труд[овой] дисциплины, ставя под угрозу развала весь коллектив. [...]

В ряде коммун и колхозов немало недостатков и в культурно-бытовых условиях, главным образом, из-за отсутствия соответствующих помещений и средств. Обычно в таких случаях совершенно отсутствует клубная и воспитательная работа, нет культ[урно]-бытов[ых] учреждений, надлежащей медицинской помощи. Тяжелые жилищные условия, вследствие острого недостатка жилых помещений и невероятной уплотненности их, исключают всякую санитарию и гигиену. [...]

Все же в текущем 1929 г. при наличии крупных недостатков, в сравнении с прошлым, достигнуто значительное улучшение культурно-бытовых условий колхозников. Так, в Барнаульском округе в коммуне «Победим» Алейского района строятся 17 новых корпусов, в которых предполагают открыть амбулаторию, ясли, общественную столовую, баню, кухню, хлебопекарню, школу. Несколько корпусов предназначено специально для улучшения жилищных условий. Аналогичное и в ряде других коммун.

В некоторых коммунах наблюдается так называемые иждивенческие тенденции («Не коммуна для государства, а государство для коммуны»). Такие настроения создаются в результате закредитованности коммун. Так, машин[ное] т[оварищест]во в пос. Лебяжьем Панкрушихинского района имеет весьма крупную задолженность по ссудам, причем в сроки, установленные обязательством, еще ни разу не платило, испрашивая каждый раз отсрочку, однако, не столько из-за неплатежеспособности коллектива, сколько из-за иждивенческих тенденций членов товарищества, все ожидающих манифеста о сложении ссуд.

Имеются случаи использования рядом колхозов целевых кредитов не по назначению и даже на личные нужды. Так, колхоз «Завет Ильича» (Красноярского округа), получив на устройство скотного двора 1000 руб. в виде долгосрочной ссуды, израсходовал по назначению только 200 руб., остальные 800 руб. — на потребительские нужды своих членов. Когда же инструктор, узнав об этом, прекратил выдачу денег на расходы не по назначению, 10 чел. колхозников заявили: «Работать не будем до тех пор, пока не получим денег».

Взаимоотношения колхозов с окружающим населением

Всюду, где колхозы и коммуны проводят работу по осуществлению и закреплению производственной смычки с неорганизованным крестьянством окружающих селений по оказанию ему трудовой помощи, развертывая одновременно массовую разъяснительную работу, там со стороны населения отмечается здоровое, вполне благожелательное отношение к колхозам и коммунам.

В Ачинском округе коммуна «Коминтерн» обслуживала крестьян окружающих деревень в посевную кампанию, непосредственно протравливала и отсортировывала семена, вела разъяснительную кампанию о хлебозаготовках, контрактации и коллективизации. Крестьяне этих деревень покупают в коммуне племенной скот, пользуются мельницей и т.п. Присутствуют на общих собраниях и спектаклях в коммуне.

В Барнаульском округе Алейского района коммуну «Победим» окружает ряд мелких поселков, числом до 8. Коммунарами ведется в этих поселках работа по переводу целыми поселками в коммуну. Беднота большинства поселков с предложениями коммуны согласна. В настоящее время решаются вопросы о земельных наделах, постройках и, главным образом, о средствах для строительства.

Однако, многие колхозы необходимой работы с окружающим населением не ведут или ведут далеко недостаточно. В таких районах население относится к колхозам отрицательно, выражая недовольство, как предоставлением колхозам широких кредитов, так и отводом им лучших земельных участков.

Классовая борьба вокруг колхозов и внутри них

По мере роста коллективизации деревни возрастает антиколхозная активность кулачества и антисоветски настроенной верхушки деревни. Колхозное строительство и особенно землеустройство при частичной коллективизации проходят в обстановке крайнего обострения классовой борьбы. Здесь кулачеству в помощь себе иногда удается организовать и поднять крестьян против колхозов, т.к. нарезка земли колхозам нередко задевала интересы всех прослоек неорганизованного крестьянства. Случаи срывов собраний по вопросам коллективизации, когда кулаков поддерживают даже бедняки, не единичны.

Помимо обычных методов воздействия кулаков на бедноту, особенно часть ее, экономически зависимую от зажиточного слоя деревни, кулаки широко практикуют угрозы террором намеревающимся вступить в колхоз, распространяют провокационные слухи (о войне, близкой гибели Советской власти, «А тогда покажем вам коммуну» и т.д.), всячески дискредитируя колхозы в глазах крестьян, используя и раздувая недочеты и болезни в колхозном строительстве и в руководстве (бесхозяйственность, неумелая организация труда, низкая производительность и т.п.). В этом направлении антиколхозная агитация кулаков иногда имеет успех.

Не менее опасным, по своим конкретным результатам, методом борьбы кулаков и зажиточных против коллективизации является их тактика разложения колхозов изнутри. Пролезая, зачастую организованной группой и при помощи всевозможных ухищрений, в члены колхоза, сплачивая там вокруг себя недовольные элементы, создавая и раздувая склоки, углубляя трения между середняками и бедняками, кулачество быстро захватывает руководство и ведет линию на разложение колхоза. В результате обострения классовой борьбы, перенесенной кулаками вовнутрь колхоза, начинаются индивидуальные выходы (иногда и группами) бедноты и батраков, нередко и маломощных середняков.

Иногда проникновение кулаков и зажиточных в колхоз и др[угие] с/х объединения является лишь тактикой экономического маневрирования с их стороны, желанием сохранить за собой лучшую, наиболее ценную часть своего имущества, укрыться от налога и др[угих] повинностей, воспользоваться кредитами, с/х машинами и т.п. Закрепляя, благодаря захвату руководства, резкое имущественное неравенство внутри колхоза, зажиточные и кулачество беззастенчиво эксплуатируют и обирают бедноту, превращая ее в своих батраков («Раз ничего не принесли с собою, то должны работать, а не будете, так уходите из колхоза»), обнаруживая тенденции постепенно выжить ее из колхоза и превратить его в настоящее кулацкое гнездо, в так назыв[аемый] «лжеколхоз», куда бедноту уже не принимают. [...]

Террористические акты кулачества и зажиточных против колхозного строительства и активных колхозников характеризуются следующими цифрам:

Всего с 1 января по 15 октября с.г. по Сибкраю зарегистрировано 26 терактов, из них: убийств — 1; покушений на убийство — 4; избиений — 7; поджогов — 14; имущественного вредительства — 1.

Наиболее характерные факты:

Бийский округ. В с. Сростках кулаком соседнего села убит член коммуны «Путь ленинизма». Убийство совершено на почве ссоры по вопросу организации колхозов.

Канский округ. Устьвенск[ий] район, дер. Юнатьевка. Жены местных кулаков в числе 3 чел., вооруженные поленьями, ворвались в помещение кочегарки мельницы колхоза «Красная звезда» и набросились на кочегара — активиста, препятствующего вступлению кулаков в коллектив. Нападавшие пытались сбросить кочегара в печь и только вмешательство бывших в то время на мельнице крестьян предотвратило совершение теракта.

Славгородский округ. В с. Степной Кучук в ночь на 7 сентября была обстреляна коммуна, в результате убит сторож. Преступники захватили с собой его винтовку.

Пос. Херсонка Знаменского района. Пожаром уничтожено сено, солома и 2 дома членов коммуны им. Демьяна Бедного. Убытку понесено 5—6000 руб. Пожар произошел от поджога, совершенного 2 членами той же коммуны по науськиванию кулаков.

Омский округ. Тюкалинск[ий] район. В дер. Ст. Михайловка совершен поджог хлеба колхоза «Красная заря». Пожаром уничтожено 938 пуд. хлеба.

Барнаульский округ. Павловский район. В с. Черемново кулаками сожжен на гумне весь хлеб членов полеводческого т[оварищест]ва, молотилка этого т[оварищест]ва и 20 копен сена.

Барабинский округ. Муромцевск[ий] район. В дер. Ушково сгорела от поджога кулаками водяная мельница колхоза «Красная звезда». Убытку 2000 руб.

Чернокурьинский район. В с. Лотошном зажиточным было сожжено 50 бричек хлеба, принадлежащего колхозу.

Рубцовский округ. Покровский район. В с. Эстония от поджога сгорели скотные дворы с крупным племенным скотом, принадлежащие СОЗу.

Сидельниковск[ий] район. В дер. Эстонке у бедняка — быв. партизана, активно участвовавшего в организации колхоза, зарезана лошадь. Подозревают зажиточного той же деревни, который пригрозил упомянутому бедняку: «Я тебе покажу, как организовывать коллектив».