Сводка № 28 информотдела ОГПУ о ходе весенней хлебозаготовительной кампании по Сибкраю. Не позднее 5 июня 1928 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.06.05
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 749-754
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 599. Л. 381—387. Заверенная копия.

№ 316

Ход хлебозаготовок

Неуклонное снижение хлебозаготовок в апреле (4445 декатонн против 19169 декатонн, заготовленных за март) продолжается и в первой половине мая. Медленный рост заготовок наступает только со второй декады мая, давшей 459 декатонн против 155 декатонн за первую декаду. Заготовки третьей декады мая выражаются в 1288 декатоннах. Таким образом, план хлебозаготовок по Сибири на 1-ое июня выполнен в среднем на 89,6%. Первая пятидневка июня поддерживает установившийся темп и дает 733 декатонны. В ходе заготовок наблюдается ряд причин, отрицательно влияющих на темп заготовок.

Основной причиной неуспешности хлебозаготовок являются «демобилизационные» настроения среди работников не только заготовительных организаций, но и почти всего низового, а, частично, и окружного соваппарата. В ряде округов в связи с проведением посевкампании происходило усиленное бронирование заготовленного хлеба для семян и удовлетворения продовольственных нужд на местах, вследствие чего отдельные районы совершенно прекратили сдачу заготовленного хлеба, что также отрицательно влияло на ход заготовок. Так, например, по Кузнецкому округу сель- и потребсоюзами израсходовано до 60 тыс. пуд. хлеба на местные нужды без всякого согласования с соответствующими окружными организациями. Отрицательно влияет также на темп заготовок задержка заготовленного хлеба в глубинных пунктах, благодаря полному отсутствию активности райсоюзов. На 20-ое мая в северных районах скопилось свыше 85 тыс. пуд. заготовленного хлеба, в южных — до 30 тыс., в восточных — до 12 тыс., всего свыше 140 тыс. пуд. В одном Бийском округе заготовленного зерна в глубинных пунктах имеется свыше 82 тыс. пуд. Все это количество хлеба лежит мертвым капиталом, а райсоюзы не могут выполнить срочные наряды в Среднюю Азию и другие места (план отгрузок на 20-ое мая выполнен только на 28%).

Обращают на себя внимание также факты недостаточного внимания к сохранению заготовленного хлеба и предохранению его от порчи. Так, во дворе Рождественского общества потребителей Казачинского района (Красноярский окр[уг]) хлеб лежит в кулях, сложенных на террасе, ничем не предохраненных от дождя и хищений. В Енисейском союзе на товарном дворе пакгаузы загружены влажным хлебом, который сильно нагревается и начинает портиться. Имеющаяся у Енсоюза сушилка может пропустить только до 4000 пуд. в то время, как наличие хлеба достигает свыше 50 000 пуд. Наблюдаются также факты неиспользования подвижного состава для отгрузки и отправки хлеба, благодаря халатности заготовительного аппарата. Куйтунское кредитное т[оварищест]во (Тулун[овский] окр[уг]) задерживает подвижной состав только из-за того, что окрселькосоюз не высылает наряда. Благодаря этой задержке, тормозится просушка остального хлеба.

Ненормальности в работе низового соваппарата

К серьезным недочетам, обуславливающим неуспешность хлебозаготовок, приходится отнести ряд ненормальностей в работе низового соваппарата, наблюдающихся по всем округам и проявившихся, главным образом, в «демобилизационных» и крестьянских настроениях работников последнего. Успокоившись на достигнутых успехах в феврале—марте, уделяя внимание проведению других кампаний, на селе (посевкампании), истолковывая отмену применения 107-ой статьи на время посевкампании как полное прекращение хлебозаготовок, некоторые заготовительные организации прекратили совершенно заготовки. Насколько заготовительные органы поражены демобилизационными настроениями, говорит отношение Енисейск[ого] союза (Красноярский округ), разосланное всем сельпо, в котором указывается: «Ввиду окончания хлебозаготовительной кампании»... и т.д. Результатом таких настроений явилось то, что отдельные округа совершенно прекратили заготовку. Так, в Каменском округе первая декада мая не дала ни фунта заготовки; в Барабинском округе за первую декаду заготовлено лишь 2 декатонны хлеба, за вторую декаду — 3 декатонны; в Рубцовском округе в первую декаду заготовлено 2 декатонны. Аналогичное наблюдалось и по другим округам.

Новый нажим на хлебозаготовительный аппарат вызвал среди работников последнего упадочные и крестьянские настроения, а в ряде случаев отказы от продолжения заготовок и прямое противодействие мероприятиям по возобновлению заготовок. Так, например:

Председатель Черемховской сельхозкооперации Сосновского РИКа Омского округа, чл. ВКП(б), получив распоряжение о возобновлении хлебозаготовок, передавая директиву предсельсовета, указал: «Положи эту бумажку в стол и отпиши РИКу, что хлеба у нас нет».

Председатель Рубцовского кредитного т[оварищест]ва Рубцовского округа, выступая на общем собрании в пос. Ново-Александровском, заявил: «Излишков хлеба у крестьян больше нет и поэтому хебозаготовки продолжать не следует».

Председатель правления Кежемского ПО Тулуновского округа беспробудно пьянствует и о хлебозаготовках не думает: «Какие там хлебозаготовки — дальше определенного места не перепрыгнешь; этот заем и хлебозаготовки нам всю шею переели, вот почему я за последнее время перестал читать бумажки РИКа».

Со стороны работников низового соваппарата отношение к возобновлению нажима по хлебозаготовкам характеризуется следующими заявлениями: «Хлеба в нашем селе (или районе) нет, наши старания все будут напрасны... Неужели главки не войдут в положение крестьян и не понимают того, что сейчас деревня сама сидит без хлеба?». «Разве можно последний фунт отбирать у крестьян? У крепких мужиков хлеб весь поотбирали, а бедноте ничего не дали». В результате этих настроений должных мер к оживлению хлебозаготовок не принималось.

Настроение кулаков и зажиточных

Возобновление хлебозаготовок вызвало повсеместно резкое недовольство и враждебное отношение кулацко-зажиточной верхушки деревни. Новый нажим сопровождается отказами от сдачи хлеба, агитацией среди остального крестьянства против вывоза хлеба, распусканием провокационных слухов о голодных бунтах, происходящих в Европейской России и по городам Сибири и призывами к восстанию и свержению существующего строя.

Красноярский округ. Зажиточный в дер. Куваршино агитирует: «Если у нас получится недород, то придется идти войной на Советскую власть — голодным ничего не страшно».

Каменский округ. Зажиточный с. Гилев-Лог, быв. приказчик лавки ПО, в беседе с крестьянами высказывался: «Дотерпятся мужики, что возьмут пики и пойдут воевать против этой власти, так как жизни хорошей ждать не приходится: выгребли весь хлеб, задавили налогами и окончательно разорили крестьянство».

Бийский округ. Зажиточные с. Смоленского Смоленского района подговаривают середняков не вывозить излишков: «Хлеб не надо сдавать, надо тайком перемалывать на муку и через знакомых отправлять в город, где можно продать по выгодной цене».

Срыв собраний зажиточными и кулаками

Не ограничиваясь индивидуальной агитацией против хлебозаготовок, кулаки и зажиточные прибегают к организованному срыву собраний, на которых обсуждается вопрос о вывозе хлеба.

Бийский округ. В с. Ануйском Смоленского района зажиточными, организовавшимися в группу, было сорвано многолюдное собрание (присутствовало до 200 чел.). К зажиточным примкнула и часть середняков. Поднимая шум и [с] криками о том, что «нечего тут басни рассказывать, вывезли уже весь хлеб неизвестно куда, оставив мужиков без всяких запасов», группа крикунов демонстративно покинула собрание, потянув за собой сначала зажиточных, а затем разошлось и все собрание.

Реализация кулаками излишков

Пользуясь перерывом в хлебозаготовках и прекращением нажима, кулаки и зажиточные повсеместно тайком вывозят укрытые излишки, перемалывают зерно на муку и продают по повышенной цене.

Ачинский округ. В дер. Преображенке у местных кулаков имеются значительные запасы скрытого хлеба, которые сейчас перемалываются в муку и продаются.

Барнаульский округ. Зажиточный с. Усть-Алейское Чистюнского района, спрятавший во время заготовок свои излишки на замок, перевозит их обратно. Кулак с. Савинка свои излишки в количестве 400 пуд. измолол на муку и, пользуясь отсутствием таковой в кооперации, продает по 2 руб. 50 коп. за пуд.

Омский округ. Кулаки хут. № 2 Лосевского сельсовета, имеющие излишков свыше 500 пуд., партиями по 150 пуд. перемалывают на муку и продают на рынке,

Антибедняцкие настроения кулаков

По всем округам кулацко-зажиточная часть проявляет антибедняцкие настроения, тенденцию «заморить бедноту голодом» путем отказа в продаже ей хлеба и стремятся к организованной борьбе с беднотой, особенно с той частью, которая оказывала содействие представителям власти при выявлении излишков. Кулаки высказываются за необходимость «сговорить всех мужиков, которые имеют хлеб, чтобы беднякам не продавать ни фунта». «Всю бедноту надо заморить голодом, чтобы она научилась, как предавать мужиков» (Каменский округ).

Бийский округ. Зажиточные с. Торопово на просьбы бедняков отпустить им хлеб заявляют: «Ваша власть ограбила у нас хлеб, а вы ей в этом помогали, так вот идите и просите хлеба в своем комитете взаимопомощи, а хлеба мы вам не дадим ни за какие деньги».

Рубцовский округ. Кулак с. Курья на просьбу бедняка продать хлеб говорил: «Пусть вас партия кормит, а мы для вашего брата не сеяли. Пусть партия и совет вас кормит — иди к ним». В том же округе кулак с. Веселоярское на просьбу бедняков продать им немного хлеба, отказал, заявив: «Хлеба не дам, пусть лучше сгниет, но не дам». Аналогичное наблюдается по Минусинскому, Барабинскому, Омскому и другим округам.

Кулацкий террор

По адресу работников по хлебозаготовкам и активных бедняков кулацко-зажиточная верхушка выносит угрозы расправиться за участие в проводимых хлебозаготовках и нередко от угроз переходят к действиям, избивая работников по хлебозаготовкам и бедняков. Угрозы зажиточных в общем сходят к следующим заявлениям: «Придет время, мы со всей этой сволочью рассчитаемся по-своему», «Мы вам покажем, как у мужика хлеб отбирать», «10 лет нас терзали, вас переносили, но на 11-ом году, осенью поговорим, когда товарищи придут за налогом» (Омский округ).

Ачинский округ. Кулак дер. Бутковки в группе крестьян высказывался: «Скоро будет переворот, тогда мы в первую очередь будем казнить пред сельсовета, а затем всех, выгребавших хлеб».

Новосибирский округ. Зажиточные с. Темутского, вернувшиеся после отбывания заключения по 107-ой статье, побили двух бедняков, принимавших активное участие при выявлении злостных держателей излишков. В том же округе кулак с. Коурак перебил ногу у лошади бедняка, угрожая: «И вам, бедноте, перебьем ноги — не выдавайте излишков».

Канский округ. В с. Туманшете Тайшетского района в окно здания, где происходило батрацкое собрание по вопросу о хлебозаготовках, зажиточный бросил чуркой в окно, разбив все стекла. Аналогичные факты имели место в Каменском, Бийском и Минусинском округах.

Настроение середняков

Одобрение мероприятий соввласти по хлебозаготовкам, отмечавшееся со стороны значительной части середнячества во время проведения первой хлебозаготовительной кампании, за последнее время меняется. Более мощная часть середнячества, обладающая значительными хлебными излишками, уверенная в неприменении к ней 107-ой статьи, блокируется с кулачеством, укрывая свои излишки и, отказывая в вывозе их и выражая недовольство низкими ценами на хлеб и «стремлением власти разорить и стереть с лица земли трудовое крестьянство», поговаривает о необходимости сокращать посевплощадь. Маломощное середнячество, под влиянием слухов о неминуемом голоде, из-за боязни остаться без всяких хлебных запасов, также выражает недовольство возобновившимся нажимом: «Власть такими порядками хочет оставить крестьян на пайке, а случись голод — будем голодать, как голодали крестьяне в Самарской губернии» (Минусинский округ).

Тулуновский округ. Середняк уч[астка] Орик в разговоре с крестьянами высказывался: «При соввласти нужно быть лодырем, так как лишнего иметь нельзя — все заберут да и в тюрьму еще посадят за то, что ты много работаешь... Теперь нужно засевать только одну десятину, держать одну лошадь и корову — тогда в тюрьму не попадешь».

Иркутский округ. Середняк дер. Ханжиново высказывался: «Не должно быть никаких хлебозаготовок во время посева, мы можем остаться без семян и нечем будет засевать. Видно мало нас обложили, так как опять начинают нажимать, но если только нас возьмут на прижим — придется размотать хозяйство и пускай тогда власть катается на бедняках».

Барабинский округ. Середняк дер. Серговка М. Красноярского района в беседе говорил: «Нас власть пугает 107-ой статьей, а эта статья должна применяться не к нам, а к тем, кто имеет более 2-х тысяч пудов излишков. Видимо власть опутала всех — и середняков, и бедняков».

Антисоветски настроенное середнячество выражает резкое недовольство возобновлением хлебозаготовок и высказывается за необходимость «взяться за пики и пойти партизанить» (Каменский округ). Середняк с. Курья Рубцовского округа высказывался: «При Советской власти живется плохо. Советский герб «Серп и Молот» переходит в «Смерть и Голод». В России уже голодают, народ восстает и у нас скоро будет голод и придется восстание делать».

Настроение бедноты

Если раньше на протяжении всей хлебной кампании беднота, в абсолютном своем большинстве, одобрительно относилась к мероприятиям соввласти по выкачке хлеба, оказывая активную поддержку, то в настоящее время со стороны части бедноты, находящейся под угрозой кулачества и под влиянием провокационных слухов о голоде, и особенно со стороны той части бедноты, которая нуждается в продовольствии и недостаточно обеспечивается советскими организациями, проявляется резкое недовольство соввластью, «не выполнившей обещания по снабжению бедноты хлебом». На этой пбчве имеют место отказы от выявления излишков у кулаков («Какая нам польза указывать, кто из богатых имеет хлеб? Если у богатых хлеб остается, то и у нас будет» — Рубцовский округ) и поддержка зажиточных и середняков в удержании хлебных излишков.

Барабинский округ. Бедняк с. Бешенцово, выступая на общем собрании, заявил: «Какая может быть теперь заготовка, когда в деревне нет хлеба, так как вы весь хлеб уже отобрали? Вы сыты, а нам никто не продает ни пуда — сидим голодные».

Каменский округ. В пос. Карповском Тюменцевского района на общем собрании группа бедняков выступила против принятия плана хлебозаготовок: «Нас обманули, обещали хлеба из заготовок, а ничего не дали. Хлеба у нас нет и поэтому надо совсем отказаться от вызова хлеба».

Красноярский округ. В дер. Барабановой на бедняцком собрании бедняки выступили: «Эти собрания нас губят, кулаки нас бойкотируют и грозят не продавать хлеба, а кооперация нас не снабжает. Кулаки над нами смеются: «Идите за хлебом к своим, а мы вам ни фунта не дадим». Нам только пообещали дать семена и хлеба, а на деле ничего не делается. Нам есть нечего, неужели мы пойдем помогать отбирать последний хлеб». В отдельных округах (Бийский, Каменский), где беднота ощущает недостаток продовольствия и хлеба, недовольство недостаточным снабжением переходит в открытое возмущение и антисоветские настроения. Имеют также место предупреждения бедноты, «если соввласть не примет меры по снабжению хлебом, пойти по амбарам кулаков» (Каменский округ). Там же наблюдается значительное количество фактов воровства бедняками хлеба у зажиточных и кулаков и участились случаи поджога кулацких амбаров с хлебом (с. Волчко-Бурменское Крутихинского района).

Бийский округ. В с. Пономарево Пристанского района беднота на общем собрании вынесла постановление: «Хлебных излишков из села не выпускать, у всякого, кто повезет хлеб в кооперацию, хлеб отберем».

Каменский округ. Беднячка с. Трезвоново призывала, ввиду возобновления заготовок, «вооружиться и итти против соввласти, итти по амбарам кооперации и разделить хлеб».

Барнаульский округ. Бедняк с. Бродков жалуется: «Три дня ищу купить хлеба и не могу найти, хоть с голода пропадай. Знаю, что у зажиточного Кузнецова есть хлеб, но он мне в продаже отказал, заявив: «Иди в сельсовет, пусть тебя соввласть кормит, а я не дам». Кооперация также не дает. Теперь осталось одно: собраться и идти громить кулаков, пока дадут хлеба».

Бийский округ. Бедняк с. М.-Сосновская Бащелакского района, явившись в помещение сельсовета, обратился к предсельсовета: «Давайте нам, беднякам, хлеба, а то пойдем отбирать насильно и в первую очередь пойдем к председателю ПО, если он не отпустит хлеб добровольно, то мы его убьем. Надо у всех отобрать хлеб, установить паек и наладить чистую советскую власть без коммунистов».

Каменский округ. В помещение Панкрутихинского РИКа явилась беднячка, которая, увидев начальника РАО, обратилась к нему: «Дай нам хлеба, ты выгребал у мужиков хлеб и поэтому они теперь нам не дают, а у нас детишки сидят голодными. Если вы нас не снабдите хлебом, то мы принесем наших голодных детей и оставим вам — кормите, как знаете. Если же и это не поможет, то придется сговориться — соберемся и разобьем амбары у богатых».