Сводка № 21 информотдела ОГПУ о ходе хлебозаготовительной кампании и политнастроении крестьянства в связи с мероприятиями по усилению хлебозаготовок. Не ранее 20 февраля 1928 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.02.20
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 709-720
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 597. Л. 70—82. Заверенная копия.

№ 290

Центр

Воронежская губ. По состоянию на 11 февраля 1928 г. Первые четыре пятидневки февраля дают прогрессивный рост заготовок, не поднимаясь, однако, до уровня последних январских пятидневок (1 — 13 910 тонн, 2 — 14 484, 3 — 15 389 и 4 — 18 017 тонн против 20 682 тонн в 6-ю пятидневку января).

Отношение к вывозу хлеба кулаков и зажиточных

Среди кулачества и зажиточных по-прежнему имеет место тенденция придержать хлеб в надежде на повышение цен.

Россошанский у. В сл. Александровке Россошанской вол. трое зажиточных крестьян, имея каждый по 2000 пуд. излишков хлеба, от сдачи его воздерживаются в ожидании повышения цен.

Острогожский у. В сл. Рождественской Давыдовской вол. трое зажиточных, имея по 600 пудов излишков хлеба, заявляют, что они не повезут его для продажи, так как цена «слишком низка».

Кулак сл. Аношкино Давыдовской вол. говорил: «Я имею 1500 пуд. хлеба, но по такой цене не намерен его продавать, советую и другим то же самое».

Агитация кулаков против вывоза хлеба

Наряду с этим кулачество агитирует против вывоза и сдачи хлеба на ссыппункты, призывая крестьян прятать имеющиеся у них излишки «на случай войны».

Острогожский у. Быв. торговец сл. Рождественской Давыдовской вол. агитирует, чтобы крестьяне не везли хлеб на ссыппункты, заявляя, что власть ценит его слишком дешево по сравнению с товарами фабрично-заводского производства.

Торговец сл. Ильинка Алексеевской вол. агитирует: «Весной будет обязательно война, поэтому теперь и проходит ударная кампания по заготовке хлеба. Но это только начало, скоро же будет объявлена реквизиция и тот хлеб, который имеется у крестьян, будет забран полностью также, как его забирали в 18—19 годах. Крестьянам надо имеющиеся излишки спрятать, чтобы на случай войны не голодать».

В сл. Мухо-Удеревка Алексеевской вол. зажиточные говорят: «Коммунисты хотят выкачать хлеб за мануфактуру, но по такой цене ее никто не будет менять на хлеб, пусть они посидят с мануфактурой, а мы без нее обойдемся. Какой же дурак повезет хлеб, пусть сначала повысят цену на него, а на промтовары же снизят».

Новохоперский у. В с. Сериново зажиточный агитирует: «Без мануфактуры можно прожить, заменяя ее холстом, а хлеб нужно придержать, так как в случае войны он будет нужен самим».

Антисоветская агитация и распространение провокационных слухов

Кулачество и зажиточные распространяют разного рода провокационные слухи о войне, обесценении червонца и о реквизициях. Следует отметить, что слухи о насильственном отборе хлеба и реквизициях по губернии носят массовый характер и нервируют середнячество. В отдельных случаях агитация кулачества носит резко антисоветский характер (призывы гнать из села «всех приезжающих уполномоченных», выкрики о восстании).

Острогожский у. Зажиточный сл. Трясоруковской, будучи вызванным в сельсовет для уплаты недоимок, числящихся за ним, обращаясь к присутствующим беднякам и середняку, заявил: «Что это за власть, все ей давай и давай, нужно крестьянам объединиться и поднять восстание против Советской власти, как это было в 1918 году».

В сл. Алексеевка торговец агитирует: «Видно туго приходится власти, если она собирается проводить продразверстку и частично ее уже проводит. Весной война будет обязательно, а потому коммунистам сейчас нужен хлеб, чтобы было чем кормить армию. Дурак будет тот крестьянин, кто повезет хлеб Советской власти, а сам на случай войны останется без него. Крестьянам теперь один исход — схоронить весь хлеб. Если война будет — отказаться идти в армию, а пусть идет тот, кому нужна власть, крестьянам же она не нужна. Дураки, что всех уполномоченных, которые ездят в деревню с агитацией о вывозе хлеба, не изобьют. Нужно взять вилы и гнать их, чтобы они и дороги позабыли к нам. Крестьяне скорее выступят против Советской власти, чем пойдут защищать ее».

Россошанский у. Зажиточный с. Лизиновка говорил: «Правительство собирается отбирать хлеб штыками, но этого не удастся. Пусть только начнет, поднимется такая буча, что вряд ли власть удержится».

Бобровский у. Кулак с. Лосево заявил: «Если придут ко мне брать хлеб, я сначала кого-нибудь заколю вилами, а потом пусть меня колют».

В с. Александровна Хреновской вол. зажиточный крестьянин агитирует: «Сейчас пока обменивают хлеб на мануфактуру, а затем начнется и реквизиция, но если начнут отбирать хлеб, да будет война, мы свое покажем».

Агитация за КС

Воронежский у. На собрании Дехановской и Расстреляевской сотен с. Рождественской Хавы по докладу о хлебозаготовительной кампании один из середняков заявил: «Сейчас нам говорили, что хлебозаготовки идут плохо, указывая причины, но это еще не все, основной причиной слабости хлеб[о]заготовительной кампании является то, что цены на продукты сельского хозяйства очень низки. Крестьянину, например, нужно иметь сапоги к весне, а чтобы их купить, нужно продать не менее 25 пудов хлеба. Для нас один выход — это создание крестьянского союза, который будет защищать интересы всего крестьянства». Его выступление было поддержано двумя середняками.

Недовольство ценами на хлеб

Среди середняков и отдельных бедняков, имеющих излишки хлеба, также проявляется недовольство лимитными ценами. Отмечены факты требований со стороны середняков повышения цен на хлеб и снижения цен на промтовары. С целью удешевления промтоваров в отдельных случаях выдвигается требование увеличения рабочего дня для рабочих.

Россошанский у. Середняк сл. Подгорное в беседе высказывался; «Цена на пшеницу низка и мануфактурой нас не заманишь. Мы сочувствуем, что хлеб нужен, но пусть же и власть нам посочувствует, пусть цены повысит до 1 руб. 40 коп. за пуд, тогда и хлеб повезем. Если же будут забирать насильно, так пусть не достается никому, я зарою хлеб в снег, и пусть он там погибает».

Середняк хут. Матвеева Россошанской вол. говорил: «Если бы государство не поскупилось, да дало за хлеб цену, выше существующей, тогда бы мы все излишки вывезли. Была бы рожь 1 руб. пуд, а пшеница 1 руб. 40 коп., так никто бы не держал хлеб у себя».

Воронежский у. В с. Каменно-Верховское середняк говорил: «Для того, чтобы сшить рубашку, надо везти мешок хлеба. Нужно рабочий день не уменьшать, а увеличить, заставив рабочих работать 10—12 час. в сутки, чтобы цена на мануфактуру была дешева».

Кулачество, пытаясь обострить это недовольство, агитирует против регулирования цен государством.

Острогожский у. На собрании крестьян в сл. Варваровка Луценковской вол. X. говорил: «Для того, чтобы взять у крестьян хлеб, государству не нужно на него устанавливать цену, пусть сами крестьяне установят ее, а по такой цене, какая в настоящее время, хлеб никто не повезет».

Воронежский у. В с. Горенские Выселки Рождественско-Хавской вол. зажиточный агитирует: «Заставляют насильно вывозить хлеб, а каково отдать его по 50 коп. за пуд, другой бы хозяин дождался времени и продал бы дороже».

Нетактичные действия низовых совработников

Новохоперский у. Председатель Новогольского кредитного товарищества вывесил объявление, где указал, что все граждане должны ссыпать излишки хлеба, а тех же, кто не ссыпет, будут считать врагами Советской власти и к ним будут приняты суровые меры.

Острогожский у. В сл. Осадчево Репьевской вол. секретарь Россошанской ячейки ВКП(б) совместно с одним членом ВЛКСМ, отбирая у крестьян подписку о вывозе хлеба, заявлял: «Если не вывезете хлеб добровольно, то он будет у вас конфискован бесплатно».

В сл. Росховецкое Репьевской вол. секретарь ячейки ВКП(б) на собрании заявлял: «Мы нуждаемся сейчас в хлебе; если вы нам не окажете поддержки, то мы пропадем, но имейте в виду, что вы будете нашими врагами и прежде, чем погибнем мы, погибнете вы».

На заседании Дмитровского сельсовета уполномоченный ВИКа на замечание, что указанное село не сумеет вывезти назначенное количество хлеба, ответил: «Вы мне не рассказывайте, а больше молчите, дело будет лучше. Не думайте, что Советская власть будет с вами церемониться, не сдадите добровольно, так 20-й год вернется, заберем хлеб и ничего не заплатим». Присутствовавший середняк заявил: «Если имеете такие законы и говорите, чтобы мы не разговаривали, так не нужно было нас и собирать», и демонстративно ушел с заседания. За ним вслед ушли многие из присутствовавших крестьян.

Курская губ. По состоянию на 20 февраля 1928 г. Первые четыре пятидневки февраля дают прогрессивный рост хлебозаготовок (6-я пятидневка января — 11 991 тонна, 4-я февраля — 18 980 тонн).

Недочеты в работе гос- и коопзаготовителей

Отдельными кооперативными заготовителями систематически производятся переплаты за хлеб выше конвенционных цен. В Щигровском у. Тимское ПО «Союз» производит закупку ржи на 18 коп. выше лимита; Просеко-Дубовское с/х т[оварищест]во «Копейка» переплачивает по 8 коп. на пуд; отделение Касоркинского с/х т[оварищест]ва «Возрождение» в дер. Маховое производит заготовку ржи по ценам на 4 коп. выше лимита.

Отмечена конкуренция между отдельными заготовителями. В ряде случаев это выливается в агитацию одних заготовителей против сдачи хлеба в другие заготовительные организации. В Рыльском у. агенты ссыппункта Хлебопродукт г. Рыльска по селам агитируют, чтобы крестьяне сдавали хлеб только Хлебопродукту.

2 февраля в г. Рыльск крестьянами разных деревень коллективно было привезено 1500 пуд. хлеба. После устроенного митинга ссыпщики хлеба разделились на две партии, из которых одна направилась на ссыппункт Хлебопродукта, а вторая на ссыппункт Курского райсоюза. Когда они проезжали мимо Рыльского с/х т[оварищест]ва, им навстречу вышел член правления т[оварищест]ва и, завернув подводы к себе, стал убеждать крестьян не везти хлеб Хлебопродукту.

В г. Щигры привезшие хлеб крестьяне Стакановской вол. были остановлены зав. складом Хлебопродукта, который стал их уговаривать сдать привезенный хлеб Хлебопродукту, заявляя, что Хлебопродукт платит дороже кооперации на 7 коп. Появившийся здесь же зам. пред, с/х товарищества стал уговаривать крестьян сдать хлеб т-ву, указывая, что Хлебопродукт не сегодня-завтра прекратит заготовку и по талонам Хлебопродукта они получат мануфактуру в последнюю очередь. Прибывший сюда же представитель ПО «Верный путь» стал агитировать среди крестьян, чтобы они не везли хлеб в с/х т[оварищест]во, так как в лавке т[оварищест]ва «крестьяне ничего не получат, даже куска железа». Хлеб был свезен кооперативу «Верный путь».

В Щигровском у. ссыпщики хлеба дер. Н. Даниловки уполномочили одного из середняков заключить договор на сдачу хлеба Щигровскому отделению Хлебопродукта по цене 76 коп. за пуд ржи и 57 коп. за пуд овса. Когда договор был заключен, в дер. Даниловка прибыл председатель Касоркинского с/х т[оварищест]ва, который, собрав крестьян, начал агитировать, чтобы они сдали хлеб т[оварищест]ву по цене 85 коп. за пуд ржи и 75 коп. за пуд овса.

Недочеты в работе низового соваппарата

Отмечены факты, когда с целью усиления темпа хлебозаготовок работники сельсоветов вводили разверстку, определяя количество хлеба, подлежащего вывозу, также производились обыски на предмет выявления излишков хлеба (Белгородский и Ст[аро]-Оскольский у.). В с. Прилепы Рыльского у. на границе Брянской губ. волтройкой по хлебозаготовкам был выставлен заградительный отряд в составе 2 милиционеров и 3 членов ВКП(б), который задерживал подводы с хлебом, направлявшиеся на рынки Брянской губ., и принудительно направлял их на ссыппункты.

Старо-Оскольский у. В с. Морквино Чернянской вол. уполномоченный от ВИКа, сделав доклад о хлебозаготовках, в конце доклада указал определенное количество хлеба, которое якобы причитается с села. Выступавшие крестьяне просили уменьшить количество причитающегося с них по разверстке хлеба, обещая в случае уменьшения выполнить разверстку в сроки и полностью. Аналогичное положение имело место в с. Б. Халанское.

Прибывшие в с. Б. Халань Чернянской вол. уполномоченные по хлебозаготовкам от ВИКа и УИКа совместно с предсельсовета, получив сведения, что некоторые из крестьян хотят прятать имеющиеся излишки хлеба, вечером с фонарями стали производить обыск, проверяя наличие хлеба. Обыск был произведен в 8 хозяйствах.

Белгородский у. В. Лопанскому волисполкому было поручено заготовить в январе 45 000 пуд. хлеба силами заготовителей, находящихся на территории волости. С целью собрать указанное количество хлеба волисполком предложил сельсоветам произвести разверстку с указанием, кто и сколько должен продать хлеба. Парторганизациями данное постановление отменено.

В дер. Щетиновка В. Лопанской вол. сельсовет произвел разверстку хлеба, подлежащего вывозу на ссыппункты, по дворам, разбив население на 3 группы. Первая группа должна была дать по 25 пуд., вторая — 12 пуд. и третья — 8 пуд. Каждому крестьянину вручалась повестка, обязывающая ссыпать в кооператив определенное количество хлеба. То же было проделано сельсоветом дер. Наумовка.

Титовский сельсовет Шебекинской вол. произвел обложение всех крестьян села по 2 пуда хлеба со двора. Хлеб был уже собран, но местные парторганизации, узнав об этом, предложили собранный хлеб возвратить обратно крестьянам.

Самойловским сельсоветом Алексевской вол. была произведена подворная разверстка в размере от 10 до 15 пуд. для сдачи хлеба на ссыппункт. Разверстка отменена ВИКом.

Один из членов Алексеевского сельсовета, получив задание от сельсовета выявить у населения излишки хлеба в его районе, стал производить у крестьян поголовные обыски.

Грайворонский у. Борисовский ВИК, получив директиву о борьбе с частными скупщиками хлеба и с/х сырья, созвал местных комсомольцев, членов ВИКа и милицию и поручил им задерживать на местном рынке всех скупщиков. Облава на скупщиков производилась несколько дней и население было терроризировано. Задерживались не только скупщики, но и местные крестьяне, покупавшие муку и овес исключительно для собственных нужд. На рынке отбиралось не только зерно, но и кожи, покупаемые кустарями для своего производства.

Щигровский у. В с. Красная Поляна Черемисиновской вол. на сходе уполномоченный ВИКа, делая доклад о хлебозаготовках, в заключение заявил: «У тех, у кого имеется лишний хлеб и кто не повезет добровольно, будет проходить по амбарам особая комиссия для проверки наличия хлеба, и у кого таковой обнаружится, то он будет считаться злоумышленником и будет отдан под суд». В связи с этим среди населения отмечаются разговоры: «Ну, ребята, прячьте хлеб, опять реквизиция, как было в первые годы революции».

Извращение классовой линии со стороны работников низового соваппарата

Наряду с этим имели место случаи извращения классовой линии со стороны работников низового соваппарата при взыскании разных недоимок и платежей. В с. Троицкое Болотовской вол. Ст[аро]-Оскольского у. за недоимку в 7 рублей по с/х налогу у бедняка была забраны две курицы. В с. Б. Успенском Тимской вол, Щигровского у. некоторые из бедняков не уплатили по 2 рубля налога, а некоторые из них внесли с/х налог с опозданием на 1—2 дня. Все они были привлечены к ответственности и в количестве 12 человек отправлены в суд, который оштрафовал их в сумме от 10 до 50 руб. В дер. Гуково Иванинской вол. Льговского у. уполномоченным ВИКа за неуплату налога у бедняка отобран последний хлеб. В дер. Сергеевка Глушковской вол. Рыльского у. за несвоевременную уплату налога у бедняка была отобрана лошадь. И лишь благодаря вмешательству парторганизации лошадь была возвращена обратно. В дер. Меснянкиной Иванинской вол. Льговского у. у бедняка за неуплату 23 коп. налога был забран последний поросенок. В связи с этим среди бедноты отмечены разговоры: «Бедноте сейчас от власти нет никакой пощады, если так жить — даешь войну, разве это право — последнее грабить, чем голодной смертью помирать, лучше воевать».

Отношение к вывозу хлеба кулаков и зажиточных

Со стороны кулачества и зажиточных все еще наблюдается тенденция к задержке хлеба до весны в надежде на повышение цен. Ими же среди середнячества ведется агитация против сдачи хлеба хлебозаготовителям.

Курский у. Кулак сл. Казацкое Ямской вол. (имеет до 1200 пуд. хлеба), воздерживаясь от сдачи хлеба, агитирует, чтобы крестьяне не возили хлеб на ссыппункты, так как невывоз хлеба повлечет за собой увеличение к весне конвенционных цен. В с. Котирино Ленинской вол. зажиточный крестьянин среди середняков, имеющих излишки хлеба, агитирует: «Хлеб сейчас ни в коем случае нельзя продавать, так как скоро будет война, кроме того, весной хлеб будет дороже, а промтовары подешевеют».

Грайворонский у. В с. Почаево Дорогощанской вол. зажиточный в помещении ПО говорил среди присутствовавших крестьян: «Для того, чтобы заготовку хлеба произвести по дешевой цене, государство стало отпускать мануфактуру за хлеб, сдавать хлеб не надо, они ее подержат-подержат и будут продавать за деньги».

Белгородский у. В хут. Куличи Алексеевской вол. зажиточный в группе односельчан высказывался: «Хлеб не нужно продавать и нужно всех гнать от себя; кто будет продавать, тому стоит дать дубинки, а членов сельсовета, разъясняющих населению значение хлебозаготовок, побить».

Рыльский у. В с. Александровна Кореневской вол. на совещании членов сельсовета и лавочной комиссии ПО зажиточный крестьянин призывал не заготовлять хлеб, указывая, что хлебозаготовки являются не чем иным, как обдираловкой. Отмечены факты, когда зажиточные, опасаясь отбора хлеба, закапывали последний в ямы. В дер. Акимовна Крупецкой вол. зажиточный крестьянин, боясь, что хлеб будет отбираться, закопал в землю до 2500 пуд. хлеба. В с. Локоть Крупецкой вол. местный торговец закопал в яму 400 пуд. конопли, в этом же селе зажиточный крестьянин закопал 200 пуд. конопли.

Льговский у. В дер. Заслонки Жигаевской вол. зажиточный крестьянин, опасаясь отбора, спрятал в яму значительное количество хлеба.

Распространение провокационных слухов

Кулацко-зажиточные и антисоветские элементы деревни усиленно распространяют разного рода провокационные слухи о предстоящей войне, прекращении хождения совзнаков, о реквизициях и насильственном отборе хлеба.

а)    Слухи о войне

Курский у. Зажиточный крестьянин хут. Хоружевского Рышковской вол. агитирует: «Советская власть берет хлеб и деньги у крестьян потому, что чувствует себя плохо, я хорошо знаю, что весной будет война, и если таковая только начнется, то я первым возьму винтовку в руки и пойду против Советов». Кулак с. Ленина говорил: «К весне будет война, вот и выкачивают все, что можно, я уж сколько ни агитировал, и кричал, и уговаривал не давать хлеба, а все-таки успели кое-что заготовить».

Грайворонский у. В с. Щеголке Беловской вол. кулаки и зажиточные распространили слух, что скоро будет война и необходимо на случай войны запасаться хлебом. Слух о войне нервирует бедноту и середняков. Бедняки и часть середняков, имеющие недостаточно хлеба, покупают его у зажиточных крестьян «в запас», подняв цену на рожь до 1 руб. 60 коп. за пуд.

б)    Слухи о прекращении хождения совзнаков

Курский у. В с. Ржава Бобрышовской вол. кулак среди бедняков, обращающихся к нему за покупкой хлеба, агитирует: «Могу тебе дать хлеба за что угодно, только не за советские деньги, так как они скоро пропадут и им не будет никакой цены».

Грайворонский у. В с. Камышное Беловской вол. усиленно циркулирует слух о том, что советские деньги в самом непродолжительном времени не будут нигде приниматься, что вызывает паническое настроение у населения, нервируя бедняков и середняков.

Щигровский у. В дер. Просеки Стакановской вол. зажиточные агитируют: «Сдавайте свои деньги у кого есть, а то скоро они не будут ходить, вот уже и сейчас дают мануфактуру только за хлеб, а за деньги, говорят, обожди».

в)    Слухи о реквизиции хлеба

Льговский у. В дер. В. Деревеньки кулак (был судим за самогонокурение) агитирует: «Хоть платите и хоть не платите, что с вас причитается, все равно будут реквизировать хлеб у зажиточных, да и самообложение на этом не остановится, насильно будут брать, я слышал, что получена бумажка, чтобы в нашем уезде изъять 150 голов крупного рогатого скота».

Щигровский у. В с. Чижовка Стакановской вол. циркулирует слух, [что] если государство не выполнит своего плана по хлебозаготовкам, то будут ходить по амбарам и отбирать излишки. В дер. Знаменка Черемисинской вол. зажиточные заявляют: «Пока что хлебец-то у нас просят по совести — на товар, а скоро будут брать излишки насильственным путем по госцене, вот тогда-то на 19-й год будет похоже».

Белгородский у. В хут. Полянском Алексеевской вол. усиленно распространяется слух о том, что хлеб будет реквизироваться, причем будет оставляться только определенная норма на хозяйство. Население, имеющее излишки хлеба, начинает его прятать.

Ход кампании по самообложению

Кампания по самообложению по большинству районов губернии проходит слабо. На 10 февраля сумма оформленного самообложения достигает 64,06% контрольной суммы, поступило же всего лишь 16,66% контрольной суммы.

Противодействие кулаков и зажиточных самообложению

Кулацко-зажиточные слои деревни всемерно противодействуют проведению самообложения. Местами им удается повести за собой отдельные группы середняков и организованно на собраниях отклонять самообложение. Отмечены также случаи срыва собраний, на которых ставился вопрос о самообложении. Такого рода фактов за первую половину февраля по губернии зарегистрировано 16. В отдельных случаях выступления кулаков носят резко антисоветский характер.

Льговский у. В с. Брусове Поныровской вол. двое зажиточных крестьян, пытаясь сорвать собрание по самообложению, кричали: «До каких пор нас будет соввласть душить, это начало 17—20 годов, никаких самообложений мы не должны принимать, соввласть хочет нас сделать совсем нищими». В результате их выступлений собранием самообложение принято лишь в размере 5%.

Курский у. В с. Михайлово Ямской вол. выступавший на пленуме сельсовета в прениях по докладу о самообложении зажиточный крестьянин заявил: «Мы подготовляем против вас, коммунистов, восстание, и вы это скоро почувствуете».

В с. 2-е Любицкое Лубянской вол. на сходе, посвященном самообложению, кулак кричал: «Долой соввласть и верховное правительство, чтобы оно не ошибалось». Вопрос о самообложении был провален.

Грайворонский у. В с. Горяиново Грайворонской вол. на сходе один из выступавших зажиточных крестьян говорил: «Мы платим единый сельхозналог и больше ничего не должны платить, а тут еще навязывают самообложение, это со стороны власти ни больше ни меньше как насилие».

Белгородский у. В с. Признанное Прохоровской вол. зажиточный крестьянин, призывая собрание отказаться от самообложения, кричал: «Мы можем отказаться от выполнения постановления соввласти». Самообложение было сорвано.

Антисоветские проявления на почве хлебозаготовок

а) Агитация за создание КС

Белгородский у. В сл. 1-й Пушкарной на сходе по докладу о хлебозаготовках выступивший в прениях быв. член ВКП(б) заявил: «У нас существует свобода слова и говорить все можно, только могут взять за заметку, но я этого не боюсь и все-таки скажу: рабочие живут хорошо, у них профсоюз, кооперация, они организованы и требуют хлеба, теперь рабочие с винтовками у нас силой возьмут хлеб, а если бы у нас была своя организация, мы бы не дали хлеба».

Щигровский у. В дер. Новая Слобода Н. Теребужской вол. на сходе зажиточный крестьянин высказывался: «Почему до сего времени правительство не хочет создать крепкий крестьянский союз, вот тогда мы не сдали бы своего хлеба за дешевые цены».

Курский у. В с. Полевое Лубянской вол. на сходе, посвященном вопросу самообложения, выступили два середняка, которые указывали на необходимость создания крестсоюза, заявляя, что крестьянский союз нужен для защиты интересов крестьянства, в частности, в вопросе о самообложении.

б) Избиения и угрозы

Рыльский у. Крестьянин-середняк с. Александровна Кореневской вол. пытался убить уполномоченного ВИКа за то, что последний произвел у него опись имущества за неуплату с/х налога.

Курский у. В с. Кривец Сазановской вол. поп избил предсельсовета, пришедшего описывать у него за неуплату с/х налога имущество.

Грайворонский у. В с. Щеголек Беловской вол. группа самогонщиков пыталась избить предсельсовета, обвиняя его в наложении на них штрафа за самогонокурение. Избиению воспрепятствовал присутствовавший здесь же милиционер.

Самарская губ. По состоянию на 20 февраля.

Ход хлебозаготовок

2-я, 3-я и 4-я февральские пятидневки дают некоторый прогрессивный рост заготовок ( 2 —5 448 тонн, 3 — 5 533 и 4 — б 377 тонн).

Отношение кулаков и зажиточных к вывозу хлеба

Зажиточная и кулацкая часть деревни по-прежнему стремится задержать хлеб. Так, например, в одной из волостей Бузулукского у., где числится до 160 кулацко-зажиточных хозяйств, только 10 хозяйств вывезли хлеб. Зажиточный крестьянин с. Воронцовки того же уезда, имеющий свыше 1000 пуд. излишков, обещал вывезти 1320 пуд., но впоследствии от вывоза отказался. Аналогичное имеет место в Андреевской и Богдановской вол., где большая часть кулаков обладают излишками в 1500— 2000 пудов и более. Однако ни пуда госзаготовителям не сдают.

Кулацкая агитация против ссыпки хлеба

В своей агитации против ссыпки хлеба кулаки и зажиточные указывают на «неправильную политику партии в отношении кр[естьянст]ва», введение «продразверстки» и привилегированное положение рабочих.

Бугурусланский у. Кулак с. Н.-Сосновое агитирует среди односельчан: «Как же нам, крестьянам, дальше жить при такой политике партии. Власть нас прижимает, заставляет ссыпать хлеб за полцены — можно ли это дальше терпеть? Кругом обман».

В том же уезде в пос. Донском зажиточный высказывался: «Если у соввласти ничего нет и она не в состоянии справиться с жизнью, то нам остается одно — присоединиться к какой-нибудь иностранной державе и дело с концом. Для нашего брата-крестьянина от этого хуже не будет».

Самарский у. На собрании крестьян в с. Федоровка выступил зажиточный: «У соввласти сидят все болтуны и с крестьянством что хотят, то и делают».

Отказ от сдачи хлеба кулаков-лишенцев

В ряде районов (Самарский, Бугурусланский у.) кулаки-лишенцы отказываются сдавать излишки, заявляя: «Когда на соввласть идут войной и ей туго приходится, то и кулак, которого лишили всех прав, пригодился. К чему же было тогда нас лишать избирательных прав».

Самарский у. В пос. Андреевка кулак-лишенец отказывается сдавать излишки, заявляя: «Если вы нас лишили избирательных прав, то и не спрашивайте хлеба — все равно не дадим. Можете угрожать тюрьмой — она нам не страшна»...

Бузулукский у. Кулаки с. Троицкого на собрании заявляли: «Нас раньше выгоняли с собраний, не считались с нами — вот за это вы хлеб от нас и не получите. Мы знаем — скоро будет война и без хлеба вы погибнете, но его мы не дадим и припрячем».

Отношение середняков и бедняков к вывозу хлеба

Одной из причин слабого вывоза хлеба середняками является отсутствие в кооперации необходимых товаров: сукна, листового железа, мыла и галош (Бузулукский у.), чая и сахара (Мелекесский у.). По этому поводу середняки говорят: «Сдаем хлеб в кооперацию, а взамен нужных нам товаров не получаем». Середняки также недовольны неполной (до 50%) выдачей товаров взамен сдаваемого хлеба. Есть случаи (в Бугурусланском у.), когда приехавшие сдавать хлеб, узнав, что товар выдается только на 50%, увозили его обратно.

Самарский у. В с. Смышляевке крестьяне-середняки высказываются: «Хлеб ссыпали, а за него нам мануфактуру не дают. В следующий раз уж не повезем — нас обманывают». В том же уезде на Самарском базаре середняки, приехавшие сдавать хлеб, выражают недовольство неполным отпуском товаров: «Если бы знали, что товар отпускается не на полную сумму проданного хлеба, то ни за что бы его не повезли».

Бугурусланский у. Середняки дер. Михайловка говорят: «После того, как сделано распоряжение об отпуске товаров только на 50% сданного хлеба, ни один крестьянин его больше сдавать не будет. Лучше придержать его до весны». В том же уезде в Троицкой вол. середняки недовольны отсутствием необходимых товаров: «Если власть и партия не могут дать всего необходимого для кр[естьянст]ва, так нечего и с него хлеб требовать».

Мелекесский у. В с. Каменный Овраг крестьяне-середняки говорят: «Не знаем, что и делать — в кооперации нет необходимых товаров, а не привезешь хлеб, власть будет недовольна».

Настроение бедноты

Отмечается проявление резких антикулацких настроений среди части бедноты, что выражается в требованиях «как следует встряхнуть кулаков». Наряду с этим бедняки указывают на необходимость снабжать бедноту хлебом из кооперации.

Самарский у. В с. С.-Солонце беднота на собрании сельхозрабочих требовала принимать решительные меры для борьбы с кулаком: «Нам необходимо сорганизоваться и взять у кулаков весь хлеб». В том же уезде беднота начинает поговаривать, что ее «необходимо снабжать хлебом из кооперации», «нам кулаки хлеб не дают — боятся нас, нужно хлеб выдавать из кооперации, а то мы останемся без хлеба».

Бугурусланский у. Бедняки высказываются: «До сих пор государство не вывезло необходимого количества хлеба потому, что в отношении кулаков и зажиточных не проявлялись должные меры принуждения. Наших кулаков надо как следует встряхнуть, по-нашему, по-бедняцки, и таким путем выкачать весь хлеб».

Бедняки Емельяновской вол. того же уезда говорят: «Теперь нам, беднякам, неоткуда брать хлеб, как только от государства, поэтому необходимо, чтобы кооперация нас снабжала хлебом».

Ход реализации крестьянского займа

Размещение крестьянского займа проходит по губернии слабо.

Позиция кулаков в отношении приобретения займа

Кулаки и зажиточные противодействуют распространению займа, агитируя среди остального населения, что «заем распространяется в интересах рабочих, является вторым налогом и насилием над кр[естьян]ством». В с. Рождествено (Самарский у.) зажиточный агитирует: «У нас государство и без этого крестьянского займа дерет шкуру. Этот заем для поддержки лодырей, живущих на наш счет».

Бугурусланский у. Кулаки с. Сара-Гир говорят: «Это прямо насилие соввласти, заем — это второй налог, старая метла». Кулаки Троицкой вол. того же уезда агитируют: «Соввласть этим займом последнюю шкуру с крестьян хочет спустить». В пос. Дольском того же уезда кулаки говорят: «Хочешь не хочешь, а заем бери — власть не даст пощады, творит насилие».

Отношение кулаков к самообложению и созданию семфондов

Создание семфонда и проведение самообложения встречают такое же противодействие со стороны кулаков и зажиточных. Кулаки отказываются сдавать «пуды» в семфонд: «Кто поддерживает соввласть и имеет семян, пусть тот и засыпает семфонд, а мы не будем» (с. Воскресенское Самарского у.). В том же уезде в с. Сосновое Солонце кулаки отказываются от самообложения: «С этим самообложением соввласть повторяет 23 г., однако мы против всяких самообложений».

Отношение середняков к размещению займа

Часть середняков в разговорах по поводу размещения займа высказывается, что «государство сильно нажимает», «следовало бы дать небольшую передышку» и от приобретения займа отказывается, ссылаясь на отсутствие денег: «Хлеб вывози, страховку плати, семссуду собирай, заем приобретай и на самообложение деньги давай — откуда же все это взять?».

Мелекесский у. На собраниях в с. Большом Ключевском середняки выступали: «С нас и так берут налог и заставляют сдавать хлеб на ссыпные пункты, а тут еще принуждают брать крестьянский заем — это не жизнь, а сплошное издевательство над крестьянами».

Самарский у. Середняки с. Черноречье высказываются: «Нам говорят, что надо поддерживать соввласть и покупать облигации. Мы не против приобретения займа, мы лишних денег не имеем, а потому от покупки вынуждены воздерживаться».

Отношение бедняков

В ряде районов (Бугурусланский у.) беднота одобряет размещение займа среди зажиточных и кулаков, подавая уполномоченным по реализации займа анонимки о размерах излишков хлеба у последних. Недовольство бедноты вызывает практикующееся местами принудительное размещение займа, задевающее и бедноту. В г. Ставрополе отмечено два случая, когда беднякам при сдаче хлеба вместо денег выдали облигации займа; оба пришли в партячейку с жалобой: «Мы бедняки, наняли подводу, чтобы привезти хлеб, продать и расплатиться с долгами, а вместо денег нам дают облигации».

Саботаж сель[ской] интеллигенции и сель[ского] актива

В отдельных случаях сельинтеллигенция отказывается от участия в размещении займа. В с. Сахчи (Мелекесск[ий] у.) учителя категорически отказались от контрагентства по распределению займа, мотивируя это тем, что «заем ляжет большой тяжестью на крестьян».

Антисоветские листовки

Самарский у. На воротах дома Яблоно-Врачского сельсовета Д. Уметской вол. (в этом селе в 1918 г. были убиты 8 продотрядников, отбиравших хлеб у кулаков) была расклеена прокламация следующего содержания: «Товарищи. Долго ли будите проповедывать свою свободу довольно будит обманыват трудовое крестьянство совесно разбойничать среди белыва дня одай денги одай скот смотрите будте осторожны ведоводите мужиков до гриха а то это обломица на ваших головах вы совесть всю потирали мужик глупий но вас чертей убирут не уедите скоро как не довели до вспышки бессовестны как нестыдно вам говорит что мы поддерживаем крестьянство извесно всем как вы не поддержали а вы рычки еты вашу мат побем среди белаго дня нам ни долго до итого помните как лежали струпя по улице вот вас придупреждаем айда валите разжигайте огонь валите на своего брата пока разбойники вам советски обещают все создали кооперации как капкан или короче сказать пропасть и пропове-дывают товарищ мы наладили торговлю здавайте все в кооперацию увы нам крестьянам да неужели крестияни не понимают то совесть бестыдни-ки советски антихристы всю потиряли крестияне все босы и купит нечева чай скоро провалятца наглы разбойники если бы было возможно кишки было вымотали и всетаки будим ждать ден судни господи на что допустил таких кровососов в каких нет чиловечества ох вольков какия тия собаки злыя ни пора ли их удушить».

В том же уезде в Екатерининской вол. распространена листовка следующего содержания: «Спирает дыхание от той несправедливости, которая совершенно добивает тех, кто не щадя свою жизнь боролся за восстановление Советской власти. Назначаются торги на имущество крестьян, не уплативших страховку и семмсуду, которые манифестом 10-й годовщины Окт. Революции сложены со всех. Отнимают все, без чего не могут далее существовать, со стороны возгласы и злорадство: «Так вам и надо проклятым большевикам». Невольно завязывается вопрос: уже не старое ли что вернулось обратно. Раньше также если нет никакого имущества у крестьянина, то у него продавали зеркало или хомут, видят ли товарищи коммунисты, в какое состояние они подвергли крестьянство или нет? Так дальше жить нельзя. Если это назвать пролетаризацией для вовлечения крестьян в крупные колхозы, то и это уж слишком. Крестьянство почти поголовно согласно на это, но никто из руководителей с 1919 г. не пришел, народу ни разу не объяснил, каким путем устроить это. Если же такое крутое отношение к крестьянину будет вестись, то одно только — придется бежать в горы и кричать: «Горы, горы, закройте нас».

Эх ты доля,

Где же воля,

Для чего живем,

Век забиты,

Два немыты и

Судьбу клянем.

Где же отрада.

Что нам надо,

Сердце ест тоска.

Наши охи, тяжки вздохи

Прекратит доска.

Век холоден,

Век голоден,

Проливая пот,

Все стараешься,

Все маешься,

Чтоб ослабить гнет.

Но напрасно

И ужасно 

Мучится народ,

А забудешь —

Вечно будешь

Кушать скверный сброд. 

Род несчастный 

И подвластный 

Вас наперекор.

Изрекая суд негласный

Суд ужасный 

Бьет судьба в упор. 

Лошадь пала,

Того мало,

Подавай-ка рожь,

Должен слушать,

А сам кушать,

Что уже найдешь».