Из информационной сводки ... №32 с 22 ноября по 6 декабря 1927 г. 7 декабря 1927 г.
№ 261
Отклики на манифест ЦИКа СССР. Отношение крестьян к сокращению рабочего дня
Московская губ. 1 декабря. В дер. Кочина Гора Салтыковской вол. Бронницкого у. середняк высказывался: «Долой 7-ми часовый рабочий день. Сперва нужно развить промышленность и улучшить качество товаров, а потом говорить о 7-ми часовом рабочем дне. Долой рабочее правительство, власть должна быть крестьянско-рабочая или даже крестьянская».
Тамбовская губ. 15 ноября. В с. Пупки Дегтянской вол. Козловского у. на торжественном заседании, посвященном 10-летию Октябрьской революции, выступавший в прениях кулак заявил: «Рабочие ездят на шее крестьянина, они захотели 7-час[овой] рабочий день, а с крестьян только берут и берут». При голосовании резолюции, предложенной по докладу, этот же кулак кричал: «Да здравствует 10-часовой рабочий день на фабриках и заводах, а не 10 лет Октября».
Ленинградская губ. 15 ноября. В дер. Званка, Хмелево, Горка, Бор, Старая Ладога, Шум, Войбоколово и Октябрьское Волховского района зажиточные агитируют: «Рабочим опять льготы, промышленность и так слаба и нет никаких товаров в достаточном количестве, а как начнут работать 7 часов, то и ничего не будет».
Изюмский округ. 15 ноября. В с. Гавриловна середняки о манифесте говорят: «Переходить сейчас на 7-час. рабочий день еще преждевременно, т.к. государство еще не совсем окрепло и промышленность не настолько еще поднялась, с введением 7 часового рабочего дня фабричные изделия станут дороже, чем они теперь стоят».
Недовольство сложением семссуды крестьян, уплативших свою задолженность
Тамбовская губ. 15 ноября. В с. Козловка Борисоглебского у. середняк при обсуждении манифеста говорил: «Все это хорошо только на бумаге, вот, например, сложили семссуду, но сложили с тех, с которых и взять нечего, а поэтому и сложить было необходимо».
В Моршанско-Пригородной вол. Моршанского у. на заседании Ивинского сельсовета при обсуждении манифеста, после того, как председатель сельсовета указал, что с манифестом надо быть осторожнее, так как по разъяснении ВИКа сложению подлежит только яровая ссуда, а озимая, выданная в 1925 г., подлежит возврату, один из членов сельсовета заявил: «Это не манифест, а провокация, это подобно манифесту бывшего царя в 1905 г., когда он издал манифест — «Всем мертвым свобода, а живым под арест»». В этом же духе высказывались и все присутствующие.
Донской округ. 18 ноября. Хут. Нижне-Калиновский. Беднота, погасившая семссуду, по поводу манифеста говорит: «Раньше забрали семссуду, а потом ее простили». В с. Кашарах уплатившие семссуду говорят: «Манифест хорош для тех, кто не платил семссуду, а нам он ничего не дает».
Недовольство части середняков льготами бедноте
Киевский округ. 21 ноября. В с. Н. Шепеличи середняки после зачтения манифеста говорили: «Эта сумма налога, которая уменьшается за счет бедняцких хозяйств, ложится на середняков. Государство не подарит эти деньги крестьянам, а сняв с одного, наложит на другого».
Артемовский округ. 15 ноября. В с. Сурово Константиновского района середняки говорят по поводу манифеста: «Власть исключительно заботится о бедняках и рабочих, а о середняках ни слова. Пусть уже о зажиточных не упоминают, но почему о нас, середняках, забыли».
Кременчугский округ. 15 ноября. В с. Еремеевка того же района середняк в группе односельчан высказался о манифесте: «Всякие скидки и льготы делаются комнезамам и городским рабочим, а про середняков совсем забыли. Видно их власть приравняла к кулакам».
Отрицательное отношение к амнистии уголовникам
Рязанская губ. 26 ноября. В с. Чучикове Унковской вол. Сасовского у. с возвращением амнистированного бандита (был приговорен к 10 годам заключения) участились кражи и ограбления. Вокруг него стали группироваться воры и рецидивисты. При его участии была попытка ограбления крестьянина с. Чучикова. Угрожая расправой лицам, выступавшим свидетелями по его делу, он пытался убить одного из крестьян.
В с. Данково (быв. город Данков) Раненбургского у. задержанные у главного моста за ограбление прохожих оказались лицами, только что амнистированными и освобожденными из Данковского домзака. 12 ноября в районе ст. Данков были похищены предохранительные щиты, которые на следующий день были обнаружены у одного из амнистированных. Агента ТОО ГПУ ст. Раненбург подкараулили амнистированные хулиганы и кирпичом проломили ему голову.
В с. Демкино Колыбельского вол. вернувшийся по амнистии хулиган терроризирует все село. Как только начинает темнеть, крестьяне запирают дома и боятся выходить на улицу. По уезду на базарах усилились кражи, участились также случаи пожаров. Крестьяне выражают резкое недовольство амнистией.
Ленинградский округ. 15 ноября. В с. Октябрьское и окружающих деревнях Волховского района крестьяне выражают резкое недовольство амнистией по отношению к уголовникам и хулиганам, которые по освобождении вновь начинают проявлять себя, устраивая дебоши, причем ежедневно имеют место нападения и убийства.
С/х налог. Тенденция к неуплате налогов в связи с манифестом
Рязанская губ. 26 ноября. По Унковской вол. Сасовского у. на 11 ноября поступило всего лишь 26,3% с/х налога. Слабое поступление объясняется тем, что крестьяне, ожидая сложения налога в связи с манифестом, от уплаты воздерживаются.
Иваново-Вознесенская губ. 1 декабря. В дер. Собанчихи Середской вол. и у. в связи с опубликованием манифеста, середняки совместно с бедняками подали заявление о скидке с/х налога. Один из середняков говорил: «Не будем платить налога, может быть и с нас скинут».
Ленинградский округ. 15 ноября. В Волосовском районе поступило лишь 36% [налога] первого срока. Одной из причин слабого поступления налога является воздержание от уплаты середняков, которые ожидают проведения в жизнь манифеста, считая, что они будут освобождены от налога.
Агитация против уплаты налога
Ленинградский округ. 15 ноября. В с. Губаницы Волосовского района зажиточный агитирует: «Соввласть душит крестьян налогами, зная, что темный мужик не в состоянии сопротивляться. Рабочие от налога освобождены, т.к. власть их боится, надо и нам, крестьянам, отказаться от уплаты налога соввласти».
Терский округ. 14 ноября. В ст. Александровской на общем собрании по вопросу о досрочной уплате ЕСХН зажиточный (председатель ревизионной комиссии сельсовета) говорил: «На черта нам сдалась такая лавочка, все берут и берут, когда же власть, наконец, настанет? Я предлагаю не платить госстрахования и налог, отдать только семссуду, хватит им и этого».
Саратовская губ. 1 декабря. Вольский у. Под влиянием агитации старообрядческого проповедника в с. Самодуровка Посельской вол. кулаки отказываются добровольно платить с/х налог, заявляя: «Будем платить налог только тогда, когда в село приедет отряд».
Новоузенский у. На общем собрании граждан с. Дергачи по вопросу о внесении к первому сроку 50% налога выступила кулачка, заявляя: «Нам на этом собрании нужно постановить воздержаться от уплаты налога, выбрать 2—3 делегатов и послать в центр с ходатайством об освобождении нас от налога». Ее поддержали присутствующие на собрании кулаки, которые, не давая говорить секретарю волкома ВКП(б), кричали: «Прочь, долой, наслушались вашей болтовни» и т. д. Предложенная резолюция «Доклад принять к сведению и стараться к сроку внести 50% с/х налога» была провалена. Большинством голосов прошло предложение кулаков: «Избрать двух делегатов для посылки в центр с просьбой сложить налог, а до их возвращения просить ВИК ЕСХН не взимать». При выборе делегатов бедняки и часть середняков покинули собрание. Видя это, кулаки не стали выбирать делегатов [...]
Антисоветские проявления в деревне. Агитация за создание крестсоюза
С 21 ноября по 6 декабря зарегистрировано 77 случаев агитации за создание крестсоюза. Из них по Центру: 44 (Московская губ. — 28, Воронежская — 5, Костромская — 2, Калужская — 2, Иваново-Вознесенская — 2, Тамбовская, Ярославская, Тверская, Калужская и Нижегородская — по 1 случаю); Северо-Западу — 3 (Северо-Двинская, Вологодская губ. и Лужский округ); Западу — 2 (Смоленская губ.); на Украине 15, [по] Северному Кавказу — 5 (Ставроподьский округ — 4 и Терский — 1); в Поволжье — 4 (Сталинградская губ. — 2, Саратовская и Самарская по 1 случаю) и Сибири — 4 (Рубцовский, Каменский, Барнаульский и Красноярский округа), в том числе 38 выступлений имели место на разного рода собраниях. По характеру требований выступления за КС распределяются следующим образом: имеющие политический и антисоветский характер — 3, требования «крестьянского профсоюза» — 14, на почве «ножниц» — 17 и прочие — 43.
Тамбовская губ. 15 ноября. В с. Поворино Пригородной вол. Борисоглебского у. на собрании выступавший быв. полицейский заявил: «Необходимо организовать крестьянский союз, который бы обменивал хлеб на товары непосредственно с фабрикой, а то товар идет с фабрики в трест, а оттуда в губсоюз и потом уже в ПО, а все это лишний расход, нужно все это изжить».
Сумской округ. 21 ноября. На пленуме Пришибского сельсовета Сумского района, посвященном 10-летию Октября, после доклада председателя РИКа секретарь сельсовета и один из членов сельсовета предложили занести в протокол пожелание об организации крестьянского союза, который «защищал бы интересы крестьян, как профсоюзы защищают интересы рабочих».
Ставропольский округ. 18 ноября. В с. Казинке Куровского района быв. медфельдшер в группе крестьян говорил: «Земельный закон для крестьян не подходящ, крестьяне должны организовать крестьянский союз, который распоряжался бы землей».
Терский округ. 14 ноября. На собрании [на] 1 избирательном участке с. Стародубского выступивший в прениях по отчетному докладу сельсовета крестьянин-середняк заявил: «Все состоят в каком-нибудь союзе, только крестьянин, имеющий 2—3 лошади, никуда не принимается и его интересы некому защищать. Поэтому нужно поручить сельсовету ходатайствовать о том, чтобы создали крестьянский союз. Мы желаем поддерживать крестьян западных государств, а когда нам придется круто, чтобы и они нас поддерживали». После долгих прений была принята следующая резолюция: «Работу сельсовета признать удовлетворительной, необходимо организовать крестьянский союз».
Каменский округ. 25 ноября. Середняк Сузунского района передал секретарю райкома ВКП(б) заявление с просьбой «проработать вопрос о создании крестьянского профсоюза хлеборобов». Попытки секретаря райкома убедить его в нецелесообразности устройства такого союза не удались и середняк, настаивая на своем, заявил, что намерен поднять этот вопрос в печати. Этот же середняк в таком духе высказывался на общем собрании крестьян во время празднования десятилетия Октября [...]
Убийство и избиение общественных работников
Архангельская губ. 14 ноября. Выстрелом через окно убит разрывной пулей крестьянин-середняк дер. Ваймозеро Чекуевской вол. Онежского у., который накануне вернулся с заработков из Карелии. Он убит по инициативе зажиточных крестьян, которые [мстили] ему, как активному работнику во время гражданской войны, выдавшему Советской власти несколько контрреволюционеров.
Шевченковский округ. 15 ноября. В с. Ковтуны Золотоношского района неизвестными выстрелом через окно убит активный сельский работник — заместитель председателя сельсовета.
Рубцовский округ. 25 ноября. В с. Ново-Алейском Змеиногорского района местный кузнец, пригласив к себе председателя сельсовета на стакан вина, насильно затащил его к попу, где последний стал угощать их самогоном. Когда предсельсовета стал от него уходить, за ним направился поп, который, догнав его, начал избивать. Подбежавшие несколько местных кулаков стали также избивать председателя сельсовета, проломив ему череп.
Владивостокский округ. 15 ноября. Сучанский район. В дер. Хмельницкое в дом середняка быв. партизана, активно работающего в сель[ских] организациях, была под крыльцо брошена бомба. Взрывом разрушено крыльцо, разбиты окна и контужен плотник, проживающий в этом доме.
Анонимки с угрозами общественным работникам
Киевский округ. 15 ноября. В с. Бурты Каромерлыкского района быв. гетманским добровольцем была подброшена анонимка председателю сельсовета следующего содержания: «Остерегайся, а то поплатишься жизнью».
Шепетовский округ. 15 ноября. В с. М. Воле Ляховецкого района председателю сельсовета и уполномоченному по землеустройству было подброшено анонимное письмо, в котором говорилось, что за то, что они провели землеустройство, их хозяйства будут гореть, «ожидается только ветер с севера».
Кременчугский округ. 15 ноября. В с. Соловцы Потопского района председателю сельсовета было подброшено письмо, в которое вложена записка такого содержания: «Выбирай, что лучше — или смерть или председательство. Ты не в свои сани влез, когда не подашь заявление об отказе, приведем в исполнение свои задачи. Посоветуйся с женой и скажешь, что она не велить тебе служить». Кроме записки в конверт были вложены два рисунка — красного петуха и револьвера.
Политическое хулиганство
Тульчинский округ. 21 ноября. В с. Шура-Копиевская Вапнярского района 6 ноября во время торжественного заседания в честь 10-летия Октября в помещение ворвался пьяный хулиган и стал кричать: «Что за собрание? Разойдись!». Крестьяне поддались панике и разбежались. Собрание было сорвано. В ту же ночь неизвестными были сорваны манифест ЦИК и портрет Ленина, вывешенный на дверях избы-читальни.
Харьковский округ. 21 октября. В с. Петропавловке Ольшанского района в Балабаевской экономии к Октябрьским торжествам была устроена выставка. Сын кулака и еще несколько хулиганов затеяли на выставке драку, хотели обезоружить сторожа экономии, но последний, открыв стрельбу, прогнал хулиганов. Хулиганы, уходя, сломали арку и порвали портрет Ленина.
Киевский округ. 21 ноября. В с. Нежеловичах Макаровского района во время шествия демонстрантов группа пьяных хулиганов, вырвав у крестьянина красный флаг, изорвала его и поломала древко.
Рубцовский округ. 25 ноября. Во время совещания партийцев, комсомольцев и беспартийного актива в дер. Мельниково Поспелихинского района по вопросу о праздновании 10-летия Октября бедняком, натравленным кулаками, была брошена в помещение через окно с большой силой заряженная бомба, которая не разорвалась.
Ачинский округ. Ноябрь. В Тажинском районе 7-го ноября была устроена «демонстрация хулиганов». Кулаки и их приспешники привязали к метле красный флаг и посадив женщину верхом на лошадь, разъезжали по улице. В дер. Черно-Речка во время собрания хулиганом была устроена стрельба из обреза.
Листовки
Воронежская губ. 28 ноября. В г. Россошь в ночь с 7 на 8 ноября на заборе было наклеено антисоветское воззвание «Манифест», написанное карандашом от руки, следующего содержания:
«Манифест. Всем рабочим, хулиганам и служащим — кожедерам.
Мы, крестьяне, загнанные в тупик соввластью, позабытые как какие-нибудь преступники. Товарищи, наверное забылось все, как крестьянин погибал в Красной Армии, завоевывал Советскую власть. Теперь что дала крестьянину Советская власть? Покупать товар крестьянин идет на базар, т.к. в кооперации с него спрашивают книжку, за книжку 10 руб., а у него всего заработано 8 руб., за что же мне купить, не за что, так нельзя товарищи, это является насилием, которое мы завоевали, говорили долой насильников, а это и есть самые насильники хулиганы. Позор и стыд, доберемся и мы когда-нибудь, выбьем молоток из рук рабочего не мы, а наши дети и отомстят за кровь своих отцов. Как остается крестьянину жить. Рабочий и служащий получает 50, 70, 100 руб. и получает обмундирование, а крестьянин ниоткуда, потом были колушки по городу, а за колушки давай 5 руб. Эх, вы, грабители проклятые, кровопийцы окаянные, напьетесь когда-нибудь, доберемся и мы до вас, не одного повесим на телеграфный столб, которых насильно настановили, смерть коммуне, жидам, да здравствуют сыны голых и оборванных отцов». На обороте воззвания напечатан манифест ЦИКа СССР.
Сталинградская губ. 15 ноября. Хоперский округ. В ст. Анненской в здании школы II-й ступени на наклеенной на стене газете крупными буквами была сделана надпись: «Долой Советскую власть — да здравствует торговля». Надпись была замечена только на 20-й день праздника.
Барнаульский округ 25 ноября. В с. Сохарово Косихинского района 7 ноября на дверях местного кооператива была обнаружена от руки написанная листовка следующего содержания: «10 лет кровь льет темная масса крестьян от кровожадных коммунистов, по Чумышку течет кровавая волна. Вспомни каждый крестьянин в этот день, как готовятся орлы к этому дню. Темный крестьянин поглядит — у орла на правом или на левом крыле запеклась твоя печнем кровь. Если ты, трудовой крестьянин, взглянешь на эту кровь пригляднее и передашь вперед будущее поколение свое и тогда крестьяне скажут как один: «Все погибнем за одного и один за всех» (подпись: «Знаю, не скажу»).