Выписка из информдоклада № 8 Курского губотдела ОГПУ от 1 октября 1924 г. 6 ноября 1924 г.
№ 192
Вредители. Быт и настроение деревни характеризуется, в сравнении с прошлым, понижением своего уровня, исключительным фактором к чему является малоурожайность, от степени которого и зависит в большинстве быт и настроение деревни. Громадную роль в этом отношении в данный период играет и появление озимого червя — «совки» со всеми вытекающими отсюда последствиями. А главное из данных, это то, что большинство крестьянства рассматривает появление совки исключительно как «кару Господа», «наказанье Божье» и т.п., одним словом, якобы «за то, что про Бога забыли». Наблюдается ряд случаев нежелания крестьян вести борьбу с вредителями, мотивируя вышеизложенным, и в некоторых местах, как, например, в Бесединской вол. Курского у. есть случаи, когда крестьян спасать свои посевы принуждает милиция и сельская власть. Про желание большинства крестьянства в связи с этим служить молебен тоже надо отметить, что таковое имеется, например, по Лубянской вол. Курского у.: 19 сентября с.г. в с. Рождественском, после собрания о выборах делегатов на волостную конференцию беспартийных, крестьяне повели разговор о появлении «совки», там же председатель объявил, что все граждане на следующий день должны явиться на Малышевское поле [для] борьбы с «совкой», на что послышались выкрики, например, со стороны А.Г.Колесникова, который говорил., что «забыли Всевышнего Бога, без него никто ничего не сделает, почаще бы смотрели вон куда (указывает на небо), нужно бы также отслужить молебен Господу Богу». Крестьяне М.П.Козлитин, Е.Д. Шумаков, А. Ф. Переверзев и П.П.Бугаков уверяли, что «если бы не забыли Бога, то не было бы червей». С.А.Лябцев — «что нужно бы помолиться Богу и отслужить молебен, тогда черви бы пропали». К.Е.Брежнев рассказал о том, что ему говорил дьякон при Старо-Христорождественской церкви Ключеров М.К., что «если бы отслужить молебен Господу Богу, тогда заклянем червей и они пропадут на второй день». Из бедняков некоторые возразили, говоря, что и молебен, наверное, не поможет, но вышеуказанные убеждали, что поможет, указывая при этом, что раньше были случаи, и когда помолились, то помогло.
В Бобрышевской вол., когда появилась совка, то попы повели агитацию о том, что для избавления нужно отслужить молебен, и 28 сентября, если разрешит ВИК, будут служить таковой. В с. Красиково этой же волости 27 сентября на поле поп служил молебен для избавления от червей, причем брали разрешение в ВИКе.
В Обоянской вол. с появлением совки крестьяне тоже хотели служить молебен, но ВИК не разрешил, а разъяснил, что нужно вести борьбу, и крестьяне дружно принимаются за работу, обходясь без молебна. (О соответствующем сообщено СО.)
По Лубянской вол., кроме вышеизложенного, замечено, что зачастую крестьяне неумело проводят борьбу с совкой, ввиду отсутствия руководителей. Относятся крестьяне к борьбе не весьма дружно, охотнее идут работать за плату в совхоз, чем спасать свои посевы. Появление совки породило среди крестьян уныние, что особенно заметно в с. Плосском, где в июле, наравне с засухой, было выбито и градом порядочное количество хлеба. В связи со всем этим по волости наблюдаются случаи, что крестьяне убывают в Донбасс на работы и, как можно предположить, к 1 ноября выбудет на работу процентов 10 всего населения. Свои земельные наделы они сдают в аренду на 5 и более лет. Кулаки подсмеиваются над бедняками и поговаривают им, что «всю вашу землю мы будем пользовать, ибо раньше была наша власть и теперь она наша. Соввласть вас только обманывает и не умеет управлять». Это замечалось со стороны Сапина Т.Е. и другого Сапина В.Е.