Приложение «Восточные автономные республики» к обзору ОГПУ политэкономического состояния СССР за октябрь 1924 г. Не ранее 1 ноября 1924 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.11.01
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 255-260
Архив: 
ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 753. Л. 87—88 об. Копия.

№ 190                              

1. Взаимоотношения русских и туземцев

Политико-экономическое положение русских и туземцев

Как пережиток колонизационной политики царского правительства вскрывается ряд фактов, подтверждающих лучшую обеспеченность хозяйств русского крестьянства по сравнению с соседним туземным населением. Наиболее отчетливо это проявляется в снабженности с/х инвентарем, отсутствие его у туземцев ведет к массовой сдаче туземным населением своих земель в аренду русскому крестьянству. В Башкирии сдающие землю башкиры поступают к арендаторам батраками. В Киргизской республике, несмотря на наличие возможности получить собственные наделы, отмечаются многочисленные случаи работы киргиз-батраков у русских (выявлены деревни, в которых каждый крестьянин имеет одного—двух киргиз-батраков). В Осетии на 8095 хозяйств имеется всего 2890 сох-плугов и 4 сеялки, причем инвентарь до того изношен, что при опытной вспашке плуг брал не глубже полутора вершков. В Киргизии выявлены отдельные случаи, когда туземное население не в силах самостоятельно обработать землю, продавало семссуду русскому населению.

Явление это нашло свое отражение в связи с засухой текущего года. Так, в Семипалатинской губ. (Киргизия) засуха отразилась, главным образом, на киргизском хозяйстве. В Акмолинской губ., имеющей лишь 40% киргизского] населения, из общего числа голодающих на киргиз падает 60% (это при условиях большой трудности учесть пострадавшее кирнаселение).

Характерны также данные о развитии отхожих промыслов в Татреспублике. Наиболее развиты они, достигая 70% довоенного времени, именно в татарском, по национальному составу, населения Мамадыжского кантона. В Тетюшском кантоне 75% уходящих на заработки составляют туземцы...

Кооперация

Вопросы поднятия сельского хозяйства, а также и культурно-просветительной работы в деревне наиболее слабо поставлены среди туземного населения. В Актюбинской губ. (Киргизская республика) обследование кооперативных объединений выявило, что киргизских кооперативов при наличии 75% туземного населения имеется лишь 5%. В Семипалатинской губ. на съезде уполномоченных потребительской кооперации делегат от кир[гизского] населения указывал, что губсоюзом ничего не предпринято для кооперирования туземного населения, что киргизские БПО удовлетворяются во вторую очередь, что издававшийся на кирязыке единственный кооперативный журнал губсоюзом был закрыт.

Школа

В большинстве районов с туземным населением преподавателями состоят быв. муллы. Школа, как, например, в туземных кантонах Татарии, сравнительно наиболее культурных, представляет [собой] четыре стены без какого-либо намека на школьный инвентарь. 70% детей (татар) в текущем году остаются здесь вне школы. Аналогичные явления наблюдаются в Армении.

Низовой соваппарат

Не изжиты грубые проявления колонизаторства и шовинизма со стороны низовых работников советского аппарата. В Башкирии от населения поступают жалобы на грубое обращение представителей местных органов власти и медицинского персонала с не знающими русского языка туземцами. Там же, при разгрузке детдомов, в большинстве вычищенными оказались башкиры, вынужденные идти по деревням собирать милостыню.

Аренда русскими земель туземцев

Как отмечалось выше, необеспеченность туземного населения с/х инвентарем вынуждает его к сдаче своих земель в аренду русскому крестьянству. Последние владеют сравнительно незначительными участками земли. В Башкирии в некоторых районах русские крестьяне имеют на душу 0,5—1 дес., в то время как соседние башкиры до 15 дес. В Адыгейско-Черкесской обл. русские имеют наделы в два раза меньше, чем черкесы. Ввиду этого более мощные хозяйства русских могут расширяться лишь путем аренды земли у туземцев. О размерах последней можно судить потому, что в Башкирии одним лишь Михайловским сельским обществом за арендуемую у башкир землю было отдано в истекшем сезоне при чрезвычайно низкой арендной плате 413 баранов.

Борьба за землю

На этой почве развивается антагонизм между стремлением русских присвоить арендуемую площадь, с одной стороны, и желанием более или менее поправившихся туземных хозяйств начать самостоятельную обработку своей земли, с другой. Столкновения часто принимают характер настоящих побоев. Так, в Адыгейско-Черкесской обл. на почве заявления черкесов о желании взять обратно сданную в аренду казаками землю, произошла драка, в результате которой было избито 20—30 чел. Частые случаи драк на той же почве отмечены между русскими и киргизами (Киргизская республика). В отмеченной уже Адыгейской обл. в начале отчетного периода назревал серьезный конфликт на почве закрепления за русскими использовавшейся ими земли в черкесском ауле. Во что может вылиться такой конфликт, указывает пример Чечни, где, по сентябрьским данным, за короткое время убито на этой почве 6 чеченцев и 10 казаков. В Башкирии, на почве аналогичных споров с башкирским крестьянством, убито два русских крестьянина.

Оседание кочующих скотоводов

Другим моментом, обусловливающим наибольшее число конфликтов, является землеустройство оседающих в скотоводческих ранее районах. На стихийный процесс перехода к земледелию разоряющихся скотоводов, в основном происходящем за счет урезки русских наделов, указывает подача только в 4 аулах Акмолинской губ. (КССР) 321 заявления о предоставлении земли. Русское крестьянство, противодействуя землеустроению оседающих кочевников, прибегает к всевозможным мерам, часто гибельно отражающимся на хозяйстве туземцев. Так, в Акмолинской губ., после того, как русские избили пойманного на своих посевах киргиза, туземцы произвели организованное нападение на русское село. Развивавшаяся на этой почве тенденция к выселению русских из восточных окраин распространена в настоящее время по всему Туркестану, Киргизии и отчасти другим районам. Местами в Туркестане в связи с этим отмечаются случаи продажи русским крестьянством своего имущества.

Экономическое расслоение русской деревни

Следует учесть характерные черты расслоения русской деревни. Последние определяются сословным характером группировки русского крестьянства (казачество, переселенцы). Поскольку внутри односословных групп экономическая мощность хозяйства почти одинакова, эксплуатация русским кулачеством остальной деревни распространяется, главным образом, на чуже-сословные или чуже-национальные группы. В основном, развитие эксплуатации идет по линии роста батрачества.

Рост батрачества

Широко развитая эксплуатация батрачества по некоторым районам принимает очень широкие размеры. В Киргизии во многих местностях каждое хозяйство содержит несколько батраков, причем некоторые имеют их до 10 чел. Только в 3 районах Актюбинской губ. (Киргизия) зарегистрировано 1240 батраков (это при массовых случаях отказа батраков от регистрации под давлением хозяев). В Башкирии, в одной Федоровской вол. имеется (опять-таки) лишь зарегистрированных 100 батраков. Положение и степень эксплуатации батрачества может характеризоваться массовыми случаями работы исключительно за харчи, увольнением хозяевами батраков без выплаты им содержания, и, наконец, даже случаями угроз убийством при жалобе на дурное обращение. В Актюбинской губ. застраховано лишь 13 чел. (зарегистрировано 1240 батраков).

Политическое настроение русской деревни

Специфические условия русской деревни на восточных окраинах (борьба с туземным населением) значительно ослабляют развитие классовой борьбы и оформление классовой идеологии противоположных социальных слоев в ней. Политически оформившийся кулацкий слой в его чистом виде можно признать лишь в отдельных случаях в местностях, где русское население живет более значительным и изолированным, в смысле соприкосновения с туземными массами, что встречается лишь как исключение. Определяющим моментом здесь в силу этого является недовольство на почве столкновения с туземными национальностями. Даже в Татарии, где взаимоотношения между русскими и туземцами наиболее урегулированы (конечно, сравнительно), в Челнинском кантоне отмечались слухи об устройстве «варфоломеевской ночи» над русскими. По Киргизии и киргизским областям Туркестана распространяются многочисленные слухи об избиении и выселении русского крестьянства. В Башкирии к этого же рода явлениям прибавляется рост недовольства в связи с предоставлением туземцам налоговых льгот.

Недовольство казачества

Особую резкость принимает недовольство среди казачества в Киргизской республике (в Прииртышской полосе Семипалатинской губ.). Недовольство казаков проведением землеустраивания киргиз и др. нацреформами приняло столь острые формы, что отмечался случай агитации: «Если так будет продолжаться, нам необходимо будет выступить». Еще более характерные, относящиеся к самому последнему времени сведения поступили из Уральской губ. Здесь установлена со стороны казачества тенденция к выделению в «автономную казачью республику» на почве чего распространяются слухи о приезде т. Троцкого и об аресте им киргизских ответственных работников.

2. Взаимоотношения между туземными национальностями

Конфликты на почве землепользования

Положение восточных автономных областей помимо отмеченной выше борьбы между русскими и туземцами характеризуется не в меньшей степени и столкновениями между национальными и родовыми группами, также главным образом, на почве землепользования.

Сведения о земельных спорах и возникающих на этой почве конфликтах, между представителями различных туземных национальностей поступают почти из всех местностей со смешанным национальным составом населения. В Башкирии в одной из волостей на почве земельных споров между чувашами и башкирами, последние повели форменное наступление на чувашей, агитируя за их изгнание из органов власти и кооперативных объединений, в которых чуваши кредитом не пользовались и раньше. В Татарии в Тетюшском кантоне конфликты из-за земли между чувашами и татарами потребовали вмешательства волостных органов, ввиду намерения татарской деревни избить соседних чувашей. В Дагестане массовый характер принимают споры на земельной почве между дагестанцами и городскими евреями. Пастбищные споры между дагестанцами селения Тандо и чеченцами селения Хой вызывали столкновение, в котором со стороны дагестанцев участвовали до 1,2 тыс. вооруженных людей.

Угон скота и взаимные грабежи

В ночь с 29 на 30 сентября отряд ингушей в количестве 250—300 вооруженных всадников (3 крупных рода) совершил нападение на ряд селений Хевсуретии (Грузия). В с. Агнани, после 4-часовой перестрелки, ингуши забрали весь скот и 22 чел. пленных. В с. Ахиели совершенно разграблено 23 дома и забрано 1,5 тыс. голов мелкого, 1 тыс. крупного скота и до 30 лошадей. Отобрано 57 винтовок и 18 револьверов. У нападающих имелось 3 пулемета. При отступлении ингуши уничтожили все, что не смогли увезти с собой, вплоть до скирд хлеба. Убытки, нанесенные набегом, исчисляются до 1 млн руб. Хевсуры стянули со всех селений вооруженные силы и заявили грузинскому правительству, что если награбленное не будет им возвращено, они выступят войной против ингушей. (В настоящее время вопрос разрешается комиссией из представителей Грузии и Ингушетии.) В пограничной чеченодагестанской полосе у жителей одного из дагестанских селений чеченцами угнано 80 голов скота. Дагестанцы, в свою очередь, угнали 70 голов, на каковой почве между дагестанцами и чеченцами произошла перестрелка.

Участие в национальной розни представителей власти

По некоторым данным, вдохновителями нападений ингушей на хевсур были председатель Ингушского ревкома и ряд других ответственных работников Ингушетии. Участие представителей органов власти в конфликтах [между] отдельными национальностями характерно и для других восточных окраин. В связи с национальным размежеванием Туркестана, это проявилось в резкой форме в смешанных узбеко-киргизских районах. Так, в Ошском у. антагонизм между узбеками и киргизами местными работниками был раздут до такой степени, что, когда в уезды выехала комиссия по определению границ Киргизской автономной республики, киргизские аулы не пускали к себе работников-узбеков даже на ночлег. Со стороны узбекского населения под влиянием же агитации узбекских работников отмечалась усиленная подача заявлений о выделении волостей с узбекским населением из Киргизской обл. Аналогичные случаи отмечались и в Сыр-Дарвинской обл. между узбеками и казах-киргизами.

Родовые и межаульные противоречия и борьба

Основное проявление национальной и родовой борьбы сосредотачивается на вопросе землепользования и взаимных грабежей. Первое особенно резкую форму принимает на Северном Кавказе, где земельные споры между отдельными аулами нередко влекут за собой вооруженные столкновения. В Чечне столкновения между двумя селениями приняли форму настоящего фронта с окопами, в результате столкновения убито 6 и ранено 10 чел. В силу неурегулированности земельного вопроса происходят частые столкновения в Курдистане (Азербайджан). В Киргизии и Семипалатинской губ. земельные противоречия между двумя родами в Чарской вол. доходили до драк и привели к массовому угону скота у одного из родов. Баранта (угон скота) получает в Киргизии исключительнр сильное развитие, что отмечается наличием вооруженных шаек. В Семипалатинской губ. выявлена шайка в 40 вооруженных чел. В Акмолинской губ. для разрешения конфликтов на почве скотокрадства, развитого в родах Акмолинского и Каркаралинского уездов, была создана специальная комиссия под председательством члена Киргизского ЦИКа, рассмотревшая в течение двух месяцев 957 спорных дел. В Аулие-Атинском районе Сыр-Дарьинской обл. Туркестана отмечалось несколько случаев нападения отдельных родов на своих противников, причем в одном из случаев в нападении участвовало до 300 всадников.

Отражение борьбы на низовом аппарате власти

В Киргизии борьба между родами во время проходивших перевыборов советов буквально захватывала все сельское население. Но представленные в старом составе советы роды и группировки пытались захватить их и в этот раз, объединяясь и блокируясь против победивших на предшествующих выборах групп. В борьбу втягивались члены партии, избиркомов и представителей УИКов, в результате этого во многих случаях в состав советов опять вошли представители лишь одного объединения. Аналогичные явления наблюдаются и в Туркестане. Здесь борьба сопровождается подкупами, размеры которых иногда достигают колоссальных для деревни размеров. Так, в Майтинской вол. для получения портфеля председателя ВИКа израсходовано до 15 тыс. руб., в Бадинской вол. (Сыр-Дарьинской обл.) для той же цели израсходовано 1 тыс. руб. и 2 лошади. В Самаркандской обл. отмечался случай предложения за пост председателя] сельсовета 130 руб., причем волостные власти нашли, что это слишком мало и потребовали 250 руб.

Для деятельности захватившей совет группировки характерны отмечавшиеся выше нападения 300 чел. на враждебный аул в Аулие-Атинском у. Туркестана, в котором принимал участие представитель местной власти. Когда прибывший уполномоченный уголовного розыска арестовал руководителей нападением лиц, связанных с производившим нападением родом, заведующий] отделом управления УИКа моментально арестовал этого уполномоченного и отпустил задержанных лиц.

Насколько силен во всех вышеотмеченных случаях родовой или фамильный момент, указывает пример Уральской обл. (КССР), где даже среди рабочих-киргиз ДОССОРА1* отмечалось развитие вражды между представителями двух различных родов, что привело к тому, что один из них, захватив пост председателя рудкома, постепенно выживает с предприятия представителей другого.

Налоги

Борьба группировок за овладение соваппаратом в отчетный период имеет в виду переложение на другие роды налоговых тягот в первую очередь. Это сказалось в Грузии на примере Кутаисского у., где в меньшевистском восстании приняла участие часть крестьянства, недовольная деятельностью местных органов власти, в частности злоупотреблявших при распределении налогов. В Семипалатинской губ. (Киргизия), [по] не вполне еще проверенным сведениям, на почве борьбы при распределении налога в части родов развивалась тенденция перекочевывать в Китай. Откочевавшие уже 20 юрт пошли даже на то, что помирились с китайским волостным управителем, с которым до этого времени находились во вражде. Откочевавшие указывали, что остающимся грозит разорение от налоговой политики власти.

Расслоение туземной деревни

Экономическое расслоение в основном идет по тому же пути, что и в русской деревне, т.е. использования в целях усиления своего хозяйства органов власти и эксплуатации батрачества. Элементы экономического расслоения здесь при жизненности патриархально-родовых и феодальных традиций не находят такого яркого отражения в политической борьбе, как в русской деревне. Вместе с тем, процесс экономического расслоения здесь часто более силен, чем в русской деревне. Это видно из того факта, что туземная деревня выбрасывает значительные массы совершенно неимущих слоев, выделяя в то же время весьма мощные хозяйства. Так, в Туркестане в Ферганской обл. во многих местностях почти каждый самостоятельный хозяин-туземец имеет 1—2 батраков, а некоторые — до 40; в Киргизии выявлены случаи, когда баи имели до 2 тыс. крупного и 2 тыс. мелкого скота. Там же, в Актюбинской губ., число только принудительно прикрепленных к более мощным хозяевам разорившихся вследствие неурожая лиц достигло 5 тыс. чел. В Дагестане в один из окружных городов лишь для сезонной работы (уборка винограда) из окружающих селений прибывало до 3 тыс. чел. В Фергане выявлен случай, когда у бая работало по скручиванию хлопка почти бесплатно до 200 бедных хозяев. В Киргизии отмечены случаи, когда баи эксплуатировали до 200 кибиток.

Все это при жизненности родовых традиций и, особенно, родовой борьбы должно придать эксплуатации специфические формы. Даже в Татарии, перешедшей на сравнительно высшую ступень социального развития, духовному главе общины добровольно дается десятая часть урожая, а в случае смерти кого-либо из членов ее — одежда и посев умерших, хотя это не требуется ни шариатом, ни даже муллой.

1* Дорожно-строительная организация.